Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
155 платных мест
6 платных мест для иностранцев
65 бюджетных мест
375 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
60 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
130 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
70 платных мест
1 платное место для иностранцев
100 платных мест
25 бюджетных мест
160 платных мест
15 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
90 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
140 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
45 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
100 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
15 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
4 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 платных мест
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
25 платных мест
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
25 платных мест
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
10 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
100 платных мест
1 платное место для иностранцев
250 платных мест
2 платных места для иностранцев
5 бюджетных мест
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
Kiriya I.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Более двухсот участников из 15 стран мира приняли участие в обсуждении острых социальных и экономических вопросов: каковы приоритеты социальной политики, как будет развиваться образование, какие обстоятельства определяют успешность проведения реформ - на эти и многие другие вопросы постарались ответить эксперты со всего мира.
Конференция открылась пленарным заседанием о глобальных трендах и экономическом развитии в России. В обсуждении приняли участие первый зампред правительства Игорь Шувалов, президент Сбербанка Герман Греф, научный руководитель «Вышки» Евгений Ясин, ректор РАНХиГС Владимир Мау, а также эксперт Всемирного банка Ана Ревенга, модераторами выступили ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов и президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Дискуссия носила честный и открытый характер.
Владимир Мау порассуждал о специфике кризиса, в котором сейчас находится российская экономика и о необходимости подавления инфляции, а также четкого определения бюджетных приоритетов. «Наиболее эффективные для экономического роста вложения - социальная и транспортная сферы», - считает он. Кроме того ректор РАНХиГС посоветовал уточнить понятие «импортозамещение". «Сегодня импортозамещение - лозунг дня, но мы должны не навязывать отечественные, и при этом более дорогие и менее качественные товары, а предлагать абсолютно конкурентоспособные продукты», - уверен Владимир Мау.
Евгений Ясин рассказал о двух возможных моделях развития экономики: мобилизационном, когда основные решения принимаются «сверху», и либерализационном, опирающимся на рыночный механизм. «Поворот в сторону либерализации экономики, развития свободы предпринимательства, политической и экономической конкуренции, превосходства права над решениями любых начальников - это будет принципиально для модернизации экономики», - заключил экономист. По мнению Евгения Ясина, в стране назрели институциональные изменения и структурные реформы. Его успокоил Игорь Шувалов, пообещавший, что в планах правительства как раз отражен курс на либерализацию. «Сейчас принимается новый бюджет, и есть четкое понимание, что по основным его параметрам должен быть общественный консенсус, - сказал чиновник, - Общая повестка должна быть без рывков и жесткие зигзагов, ведь за предстоящее десятилетие мы должны укрепить экономику».
Разговор плавно перешел с экономики на образование, когда слово взял Герман Греф. В своем докладе, посвященном человеческому капиталу, он призвал к переходу к новой образовательной модели, основанной на новых технологиях - сокращении традиционных источников финансирования, внешней оценке результатов и быстрой глобализации, включающей в себя привлечение большего числа иностранных преподавателей. «С 2000 года по 2013 год госрасходы на образование выросли в 13,5 раз (в том числе, на дошкольное - в 18 раз, на общее - в 12 раз, а на высшее - в 21 раз), а объем платных услуг увеличился в 11 раз, - заявил Герман Греф, - Но современным образованием довольны только 38% учащихся, а преподаватели жалуются на зарегулированность сферы». «Современная образовательная система готовит неконкурентноспособных специалистов за большие деньги», - посетовал он. По его мнению, нужно контролировать не процесс, а результат образования, развивать экспорт образовательных услуг, а также поддерживать образовательные старт-апы.
Отдельная дискуссия о путях развития профессионального и высшего образования «в условиях экономической турбулентности» началась чуть позже. На нее были приглашены сразу два министра образования: бывший - Андрей Фурсенко (сейчас - помощник президента России) и действующий - Дмитрий Ливанов. Кроме них в беседе приняли участие ректоры МАМИ и ЮФУ, а также профессор Стэнфордского университета Мартин Карной и Дмитрий Песков из Агентства Стратегических Инициатив.
О ближайших планах рассказал Дмитрий Ливанов. По его словам, министерство сосредоточится на борьбе с «нижним сегментом образования» - вузами и филиалами, которые не способны предоставлять качественное образование, а только имитируют деятельность, продавая дипломы, а также на поддержке ведущих университетов и на формировании сильных региональных вузов. «Мы отсечем омертвевшую часть, лишая некачественные вузы лицензий и аккредитации, и за 2015-2016 годы проблема будет решена», - пообещал министр.
Дмитрий Песков попросил не отказываться от небольших вузов полностью. «Сейчас возникла олигополия ведущих университетов, которая препятствует конкуренции на рынке, - считает он, - Однако важно сохранить разнообразие вузов».
О том, что закрытия некачественных вузы недостаточно, сказал и Ярослав Кузьминов. По его словам, один из главных вызовов сегодняшнего дня - новое массовое высшее образование, основанное на публичных онлайн-курсах. «Необходимо разделение труда: лучшие вузы будут создавать свои учебные курсы, а определенная доля слабых университетов сможет адаптироваться и переформатироваться в образовательные организации нового типа, которые, соединяя такие курсы с практикой, будут помогать студентам формировать индивидуальную траекторию своего образования», - считает ректор «Вышки». По его словам, изменения коснутся структуры и содержания высшего образования: "Базовая тенденция - бакалавриат будет давать фундаментальную подготовку, а платные учебные центры будут развивать общие компетенции в конкретные профессии". Ярослав Кузьминов также отметил, что будущее - за последовательным замещением госфинансирования вузов образовательными кредитами, которые будут брать сами студенты. «Мы должны тратить деньги на рациональные вещи, а не выделять на государственном уровне по 60 тыс. рублей для каждого из 70% школьных выпускников и надеяться, что за эти деньги вузы будут давать нормальное образование, - объяснил он, - Возможно, нужно ввести более жесткие критерии для поступления на полностью бесплатные отделения и выдавать образовательные кредиты на более продолжительный срок - в других странах эта система успешно работает».
С тем, что принципиальные изменения в образовании назрели, согласился и Андрей Фурсенко. «У нас подавляющее число преподавателей предпочитают стоять за кафедрой перед полупустым залом и по 10 лет читать одни и те же лекции, - признался бывший министр. По его мнению, пришло время искать нестандартные решения и пересмотреть систему обучения».
Несмотря на то, что дискуссии на пленарных заседаниях первого дня носили максимально откровенный и острый характер, участники конференции сосредоточились не только на проблемах экономики и образования. За последующие три дня эксперты поделились более, чем 700 докладами и исследованиями на 23 разных секциях, включающих в себя такие разделы, как «Банки и финансы», «Экономика и право», «Социальная история», «Политические процессы», «Качество госуправления», «Наука и инновации», «Менеджмент» и многие другие.
Эксперты по медиакоммуникациям уделили большое внимание новым медиа: о том, как они влияют на личную идентичность рассказала научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований Анна Широканова, а о том, как меняют современный маркетинг и рекламу - профессор факультета Коммуникаций, медиа и дизайна Ольга Савельева. Заведующий лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций ВШЭ Иосиф Дзялошинский рассмотрел, как российский бизнес использует социальные медиа в своей практике. А взаимодействие политически активных сообществ в русском сегменте Facebook исследовала доцент факультета социальных наук ВШЭ Галина Градосельская.
Уникальность «Апрелевки» состоит в том, что круг интересов участников максимально широк и охватывает не только научные или узкоспециальные вопросы, но затрагивает проблемы сегодняшнего дня, общие для всех. Например, участники конференции не смогли пройти мимо парижской трагедии с расстрелом журналистов журнала Charlie Hebdo - в один из дней конференции состоялся круглый стол «Свобода слова», в котором кроме преподавателей «Вышки» приняли участие журналист Александр Архангельский* и режиссер Владимир Мирзоев. Дискуссанты согласились в том, что культура призвана «расколдовывать табу», а запрет СМИ, фильмов или театральных постановок, которые якобы оскорбляют часть общества, только еще больше общество раскалывает.
Еще одну острую проблему подняли на секции «Социально-культурные процессы» - там прошел круглый стол на тему толерантности в современном обществе, собравший полную аудиторию. Александр Верховский из информационно-аналитического центра "Сова" рассказал об этнической интолерантности, видя ее причины в том, что государство не пытается решить проблему системно, а только гасит уже возникшие конфликты. «Государство пытается обращаться к лидерам диаспор: это иногда полезно, но это аварийная ситуация - она ведет к прекращению огня, а не к пониманию», - объяснил он. Преподаватель Школы культурологии ВШЭ Екатерина Деминцева считает, что интолерантность возникает из-за того, что люди не осознают, что мигранты - часть общества. «Миграция воспринимается как угроза порядку и безопасности, к тому же происходит институционализация расизма - то есть, все меры сводятся к контролю за мигрантами, а не к их интеграции», - заявила эксперт.
Также популярным оказался круглый стол «25 лет реформ - успехи и проблемы перехода к рынку» под председательством шефа московского бюро газеты Wall Street Journal Грегори Уайта. Участники заседания, среди которых кроме международных экспертов из банковских конгломератов Morgan Stanley и Goldman Sachs, приняли участие российские экономисты Алексей Кудрин и Олег Вьюгин, обсудили опыт рыночных преобразований в Восточной Европе за последние четверть века и влияние рыночных реформ на экономический рост страны.
Кроме насущных проблем на конференции поговорили и о будущем: формирование международной сети форсайт-центров специалисты "Вышки" обсудили с учеными из японского Национального института науки и технологической политики, Университета Манчестера и других мировых университетов. Эксперты проанализировали работу крупнейших форсайт-центров и определили формат работы сети таких центров на базе "ВШЭ", о создании которой договорились в прошлом ноябре. Новая форсайт-сеть должна стать центром передового опыта высококачественных мировых исследований методов, технологий и методик в научных областях, ориентированных на прогнозирование будущего, а также виртуальным кампусом для разработки своих научно-исследовательских работ учеными со всего мира. Предполагается, что на осенней конференции ВШЭ, посвященной форсайтам, будут окончательно определены участники форсайт-сети, и вскоре после этого она начнет полноценно функционировать.
Кроме экспертных дискуссий в рамках Апрельской конференции прошло торжественное вручение Гайдаровской премии для молодых экономистов. В этому году лауреатами премии стали доценты Международного института экономики и финансов ВШЭ Анна Юрко и Фабиан Слонимчик за исследование «Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia» («Оценка влияния материнского капитала на рождаемость в России»). Напомним, что Гайдаровская премия, учрежденная в 2013 году, вручается молодым экономистам за научные изыскания в самых перспективных направлениях современной экономики.
По итогам конференции будет выпущен сборник, куда войдут лучшие из представленных в этом году докладов.
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.