• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Первый заместитель декана Солодухин Олег Юрьевич
Заместитель декана Шелухин Дмитрий Викторович
Заместитель декана Ривчун Татьяна Евгеньевна
Заместитель декана Тихомирова Татьяна Борисовна
Заместитель декана по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Статья
Curators, words and values: the branding economies of curatorial statements in art biennials

Kompatsiaris P.

Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.

Глава в книге
Diversity of the Internet in Russia’s Regions: Towards an Alternative Research Agenda

Kolozaridi P., Dovbysh O.

In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.

Глава в книге
Celebrity activism and revolution: The problem of truth and the limits of performativity

Kompatsiaris P.

In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.

Книга
Анатомия архитектуры. 7-е изд.

Кавтарадзе С. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.

Глава в книге
Social media and Russian society

Savin N., Solovyeva O.

In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.

Глава в книге
Central and local media in Russia: between central control and local initiatives

Kiriya I.

In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.

От экономических реформ прошлого к прогнозированию будущего через турбулентность настоящего

В Москве завершила свою работу ежегодная Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организатором которой на постоянной основе выступает Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики». Конференция, в этом году прошедшая в шестнадцатый раз, традиционно становится одной из главных площадок для диалога среди ученых, представителей власти, бизнеса, образования, российских и международных экспертов.

Более двухсот участников из 15 стран мира приняли  участие в обсуждении острых социальных и экономических вопросов: каковы приоритеты социальной политики, как будет развиваться образование, какие обстоятельства определяют успешность проведения реформ - на эти и многие другие вопросы постарались ответить эксперты со всего мира. 

Конференция открылась пленарным заседанием о глобальных трендах и экономическом развитии в России. В обсуждении приняли участие первый зампред правительства Игорь Шувалов, президент Сбербанка Герман Греф, научный руководитель «Вышки» Евгений Ясин, ректор РАНХиГС Владимир Мау, а также эксперт Всемирного банка Ана Ревенга, модераторами выступили ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов и президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Дискуссия носила честный и открытый характер.

Владимир Мау порассуждал о специфике кризиса, в котором сейчас находится российская экономика и о необходимости подавления инфляции, а также четкого определения бюджетных приоритетов. «Наиболее эффективные для экономического роста вложения - социальная и транспортная сферы», - считает он. Кроме того ректор РАНХиГС посоветовал уточнить понятие «импортозамещение". «Сегодня импортозамещение - лозунг дня, но мы должны не навязывать отечественные, и при этом более дорогие и менее качественные товары, а предлагать абсолютно конкурентоспособные продукты», - уверен Владимир Мау.

Евгений Ясин рассказал о двух возможных моделях развития экономики: мобилизационном, когда основные решения принимаются «сверху», и либерализационном, опирающимся на рыночный механизм. «Поворот в сторону либерализации экономики, развития свободы предпринимательства, политической и экономической конкуренции, превосходства права над решениями любых начальников - это будет принципиально для модернизации экономики», - заключил экономист. По мнению Евгения Ясина, в стране назрели институциональные изменения и структурные реформы. Его успокоил Игорь Шувалов, пообещавший, что в планах правительства как раз отражен курс на либерализацию. «Сейчас принимается новый бюджет, и есть четкое понимание, что по основным его параметрам должен быть общественный консенсус, - сказал чиновник, - Общая повестка должна быть без рывков и жесткие зигзагов, ведь за предстоящее десятилетие мы должны укрепить экономику». 

Разговор плавно перешел с экономики на образование, когда слово взял Герман Греф. В своем докладе, посвященном человеческому капиталу, он призвал к переходу к новой образовательной модели, основанной на новых технологиях - сокращении традиционных источников финансирования, внешней оценке результатов и быстрой глобализации, включающей в себя привлечение большего числа иностранных преподавателей. «С 2000 года по 2013 год госрасходы на образование выросли в 13,5 раз (в том числе, на дошкольное - в 18 раз, на общее - в 12 раз, а на высшее - в 21 раз), а объем платных услуг увеличился в 11 раз, - заявил Герман Греф, - Но современным образованием довольны только 38% учащихся, а преподаватели жалуются на зарегулированность сферы». «Современная образовательная система готовит неконкурентноспособных специалистов за большие деньги», - посетовал он. По его мнению, нужно контролировать не процесс, а результат образования, развивать экспорт образовательных услуг, а также поддерживать образовательные старт-апы. 

Отдельная дискуссия о путях развития профессионального и высшего образования «в условиях экономической турбулентности» началась чуть позже. На нее были приглашены сразу два министра образования: бывший - Андрей Фурсенко (сейчас - помощник президента России) и действующий - Дмитрий Ливанов. Кроме них в беседе приняли участие ректоры МАМИ и ЮФУ, а также профессор Стэнфордского университета Мартин Карной и Дмитрий Песков из Агентства Стратегических Инициатив.

 О ближайших планах рассказал Дмитрий Ливанов. По его словам, министерство сосредоточится на борьбе с «нижним сегментом образования» - вузами и филиалами, которые не способны предоставлять качественное образование, а только имитируют деятельность, продавая дипломы, а также на поддержке ведущих университетов и на формировании сильных региональных вузов. «Мы отсечем омертвевшую часть, лишая некачественные вузы лицензий и аккредитации, и за 2015-2016 годы проблема будет решена», - пообещал министр. 

Дмитрий Песков попросил не отказываться от небольших вузов полностью. «Сейчас возникла олигополия ведущих университетов, которая препятствует конкуренции на рынке, - считает он, - Однако важно сохранить разнообразие вузов». 

О том, что закрытия некачественных вузы недостаточно, сказал и Ярослав Кузьминов. По его словам, один из главных вызовов сегодняшнего дня - новое массовое высшее образование, основанное на публичных онлайн-курсах. «Необходимо разделение труда: лучшие вузы будут создавать свои учебные курсы, а определенная доля слабых университетов сможет адаптироваться и переформатироваться в образовательные организации нового типа, которые, соединяя такие курсы с практикой, будут помогать студентам формировать индивидуальную траекторию своего образования», - считает ректор «Вышки». По его словам, изменения коснутся структуры и содержания высшего образования: "Базовая тенденция - бакалавриат будет давать фундаментальную подготовку, а платные учебные центры будут развивать общие компетенции  в конкретные профессии". Ярослав Кузьминов также отметил, что будущее - за последовательным замещением госфинансирования вузов образовательными кредитами, которые будут брать сами студенты. «Мы должны тратить деньги на рациональные вещи, а не выделять на государственном уровне по 60 тыс. рублей для каждого из 70% школьных выпускников и надеяться, что за эти деньги вузы будут давать нормальное образование, - объяснил он, - Возможно, нужно ввести более жесткие критерии для поступления на полностью бесплатные отделения и выдавать образовательные кредиты на более продолжительный срок - в других странах эта система успешно работает». 

С тем, что принципиальные изменения в образовании назрели, согласился и Андрей Фурсенко. «У нас подавляющее число преподавателей предпочитают стоять за кафедрой перед полупустым залом и по 10 лет читать одни и те же лекции, - признался бывший министр. По его мнению, пришло время искать нестандартные решения  и пересмотреть систему обучения». 


Несмотря на то, что дискуссии на пленарных заседаниях первого дня носили максимально откровенный и острый характер, участники конференции сосредоточились не только на проблемах экономики и образования. За последующие три дня эксперты поделились более, чем 700 докладами и исследованиями на 23 разных секциях, включающих в себя такие разделы, как «Банки и финансы», «Экономика и право», «Социальная история», «Политические процессы», «Качество госуправления», «Наука и  инновации», «Менеджмент» и многие другие. 

Эксперты по медиакоммуникациям уделили большое внимание новым медиа: о том, как они влияют на личную идентичность рассказала научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований Анна Широканова, а о том, как меняют современный маркетинг и рекламу - профессор факультета Коммуникаций, медиа и дизайна Ольга Савельева. Заведующий лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций ВШЭ Иосиф Дзялошинский рассмотрел, как российский бизнес использует социальные медиа в своей практике. А взаимодействие политически активных сообществ в русском сегменте Facebook исследовала доцент факультета социальных наук ВШЭ Галина Градосельская. 

Уникальность «Апрелевки» состоит в том, что круг интересов участников максимально широк и охватывает не только научные или узкоспециальные вопросы, но затрагивает проблемы сегодняшнего дня, общие для всех. Например, участники конференции не смогли пройти мимо парижской трагедии с расстрелом журналистов журнала Charlie Hebdo - в один из дней конференции состоялся круглый стол «Свобода слова», в котором кроме преподавателей «Вышки» приняли участие журналист Александр Архангельский и режиссер Владимир Мирзоев. Дискуссанты согласились в том, что культура призвана «расколдовывать табу», а запрет СМИ, фильмов или театральных постановок, которые якобы оскорбляют часть общества, только еще больше общество раскалывает. 

Еще одну острую проблему подняли на секции «Социально-культурные процессы» - там прошел круглый стол на тему толерантности в современном обществе, собравший полную аудиторию. Александр Верховский из информационно-аналитического центра "Сова" рассказал об этнической интолерантности, видя ее причины в том, что государство не пытается решить проблему системно, а только гасит уже возникшие конфликты. «Государство пытается обращаться к лидерам диаспор: это иногда полезно, но это аварийная ситуация - она ведет к прекращению огня, а не к пониманию», - объяснил он. Преподаватель Школы культурологии ВШЭ Екатерина Деминцева считает, что интолерантность возникает из-за того, что люди не осознают, что мигранты - часть общества. «Миграция воспринимается как угроза порядку и безопасности, к тому же происходит институционализация расизма - то есть, все меры сводятся к контролю за мигрантами, а не к их интеграции», - заявила эксперт. 

Также популярным оказался круглый стол «25 лет реформ - успехи и проблемы перехода к рынку» под председательством шефа московского бюро газеты Wall Street Journal Грегори Уайта. Участники заседания, среди которых кроме международных экспертов из банковских конгломератов Morgan Stanley и Goldman Sachs, приняли участие российские экономисты Алексей Кудрин и Олег Вьюгин, обсудили опыт рыночных преобразований в Восточной Европе за последние четверть века и влияние рыночных реформ на экономический рост страны. 

Кроме насущных проблем на конференции поговорили и о будущем: формирование международной сети форсайт-центров специалисты "Вышки" обсудили с учеными из японского Национального института науки и технологической политики, Университета Манчестера и других мировых университетов. Эксперты проанализировали работу крупнейших форсайт-центров и определили формат работы сети таких центров на базе "ВШЭ", о создании которой договорились в прошлом ноябре. Новая форсайт-сеть должна стать центром передового опыта высококачественных мировых исследований методов, технологий и методик в научных областях, ориентированных на прогнозирование будущего, а также виртуальным кампусом для разработки своих научно-исследовательских работ учеными со всего мира. Предполагается, что на осенней конференции ВШЭ, посвященной форсайтам, будут окончательно определены участники форсайт-сети, и вскоре после этого она начнет полноценно функционировать. 

Кроме экспертных дискуссий в рамках Апрельской конференции прошло торжественное вручение Гайдаровской премии для молодых экономистов. В этому году лауреатами премии стали доценты Международного института экономики и финансов ВШЭ Анна Юрко и Фабиан Слонимчик за исследование «Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia» («Оценка влияния материнского капитала на рождаемость в России»). Напомним, что Гайдаровская премия, учрежденная в 2013 году, вручается молодым экономистам за научные изыскания в самых перспективных направлениях современной экономики. 

По итогам конференции будет выпущен сборник, куда войдут лучшие из представленных в этом году докладов.