• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

E-mail: cmd@hse.ru

Руководство

Декан Быстрицкий Андрей Георгиевич

Заместитель декана по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна

Заместитель декана Кирия Илья Вадимович

Заместитель декана Ривчун Татьяна Евгеньевна

Заместитель декана Тихомирова Татьяна Борисовна

Заместитель декана Шелухин Дмитрий Викторович

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
60/250/25
60 бюджетных мест
250 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
40/75/20
40 бюджетных мест
75 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/150/30
40 бюджетных мест
150 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
50/10
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
35/200/25
35 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
30/3
30 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/20/6
25 бюджетных мест
20 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
25/10/3
25 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
25/20/2
25 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство в мультиплатформенной среде

2 года
Очная форма обучения
20/15/3
20 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникации, основанные на данных

2 года
Очная форма обучения
25/2
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Трансмедийное производство в цифровых индустриях

2 года
Очная форма обучения
25/15/5
25 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Статья
Using Data Expedition as a Formative Assessment Tool in Data Science Education: Reasoning, Justification, and Evaluation

Maksimenkova O. V., Neznanov A., Radchenko I.

International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Vol. 14. No. 11. P. 107-122.

Глава в книге
Артхаусный испуг "Суспирии": телесный стресс и стиль танцующих ведьм

Мюллер Веласкес Д. П., Арланова Л. И., Колесов П. Ф.

В кн.: Антропология страха. Тезисы докладов Четвертой конференции в рамках программы "Антропологизация гуманитарных и социальных наук"/отв.ред. Н. Б. Вахтин. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2019. С. 41-43.

Препринт
Making Politics Attractive: Political Satire and Exposure to Political Information in New Media Environment in Russia

Chmel K., Savin N., Michael X. D. C.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 63/PS/2018.

От экономических реформ прошлого к прогнозированию будущего через турбулентность настоящего

В Москве завершила свою работу ежегодная Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организатором которой на постоянной основе выступает Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики». Конференция, в этом году прошедшая в шестнадцатый раз, традиционно становится одной из главных площадок для диалога среди ученых, представителей власти, бизнеса, образования, российских и международных экспертов.

Более двухсот участников из 15 стран мира приняли  участие в обсуждении острых социальных и экономических вопросов: каковы приоритеты социальной политики, как будет развиваться образование, какие обстоятельства определяют успешность проведения реформ - на эти и многие другие вопросы постарались ответить эксперты со всего мира. 

Конференция открылась пленарным заседанием о глобальных трендах и экономическом развитии в России. В обсуждении приняли участие первый зампред правительства Игорь Шувалов, президент Сбербанка Герман Греф, научный руководитель «Вышки» Евгений Ясин, ректор РАНХиГС Владимир Мау, а также эксперт Всемирного банка Ана Ревенга, модераторами выступили ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов и президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Дискуссия носила честный и открытый характер.

Владимир Мау порассуждал о специфике кризиса, в котором сейчас находится российская экономика и о необходимости подавления инфляции, а также четкого определения бюджетных приоритетов. «Наиболее эффективные для экономического роста вложения - социальная и транспортная сферы», - считает он. Кроме того ректор РАНХиГС посоветовал уточнить понятие «импортозамещение". «Сегодня импортозамещение - лозунг дня, но мы должны не навязывать отечественные, и при этом более дорогие и менее качественные товары, а предлагать абсолютно конкурентоспособные продукты», - уверен Владимир Мау.

Евгений Ясин рассказал о двух возможных моделях развития экономики: мобилизационном, когда основные решения принимаются «сверху», и либерализационном, опирающимся на рыночный механизм. «Поворот в сторону либерализации экономики, развития свободы предпринимательства, политической и экономической конкуренции, превосходства права над решениями любых начальников - это будет принципиально для модернизации экономики», - заключил экономист. По мнению Евгения Ясина, в стране назрели институциональные изменения и структурные реформы. Его успокоил Игорь Шувалов, пообещавший, что в планах правительства как раз отражен курс на либерализацию. «Сейчас принимается новый бюджет, и есть четкое понимание, что по основным его параметрам должен быть общественный консенсус, - сказал чиновник, - Общая повестка должна быть без рывков и жесткие зигзагов, ведь за предстоящее десятилетие мы должны укрепить экономику». 

Разговор плавно перешел с экономики на образование, когда слово взял Герман Греф. В своем докладе, посвященном человеческому капиталу, он призвал к переходу к новой образовательной модели, основанной на новых технологиях - сокращении традиционных источников финансирования, внешней оценке результатов и быстрой глобализации, включающей в себя привлечение большего числа иностранных преподавателей. «С 2000 года по 2013 год госрасходы на образование выросли в 13,5 раз (в том числе, на дошкольное - в 18 раз, на общее - в 12 раз, а на высшее - в 21 раз), а объем платных услуг увеличился в 11 раз, - заявил Герман Греф, - Но современным образованием довольны только 38% учащихся, а преподаватели жалуются на зарегулированность сферы». «Современная образовательная система готовит неконкурентноспособных специалистов за большие деньги», - посетовал он. По его мнению, нужно контролировать не процесс, а результат образования, развивать экспорт образовательных услуг, а также поддерживать образовательные старт-апы. 

Отдельная дискуссия о путях развития профессионального и высшего образования «в условиях экономической турбулентности» началась чуть позже. На нее были приглашены сразу два министра образования: бывший - Андрей Фурсенко (сейчас - помощник президента России) и действующий - Дмитрий Ливанов. Кроме них в беседе приняли участие ректоры МАМИ и ЮФУ, а также профессор Стэнфордского университета Мартин Карной и Дмитрий Песков из Агентства Стратегических Инициатив.

 О ближайших планах рассказал Дмитрий Ливанов. По его словам, министерство сосредоточится на борьбе с «нижним сегментом образования» - вузами и филиалами, которые не способны предоставлять качественное образование, а только имитируют деятельность, продавая дипломы, а также на поддержке ведущих университетов и на формировании сильных региональных вузов. «Мы отсечем омертвевшую часть, лишая некачественные вузы лицензий и аккредитации, и за 2015-2016 годы проблема будет решена», - пообещал министр. 

Дмитрий Песков попросил не отказываться от небольших вузов полностью. «Сейчас возникла олигополия ведущих университетов, которая препятствует конкуренции на рынке, - считает он, - Однако важно сохранить разнообразие вузов». 

О том, что закрытия некачественных вузы недостаточно, сказал и Ярослав Кузьминов. По его словам, один из главных вызовов сегодняшнего дня - новое массовое высшее образование, основанное на публичных онлайн-курсах. «Необходимо разделение труда: лучшие вузы будут создавать свои учебные курсы, а определенная доля слабых университетов сможет адаптироваться и переформатироваться в образовательные организации нового типа, которые, соединяя такие курсы с практикой, будут помогать студентам формировать индивидуальную траекторию своего образования», - считает ректор «Вышки». По его словам, изменения коснутся структуры и содержания высшего образования: "Базовая тенденция - бакалавриат будет давать фундаментальную подготовку, а платные учебные центры будут развивать общие компетенции  в конкретные профессии". Ярослав Кузьминов также отметил, что будущее - за последовательным замещением госфинансирования вузов образовательными кредитами, которые будут брать сами студенты. «Мы должны тратить деньги на рациональные вещи, а не выделять на государственном уровне по 60 тыс. рублей для каждого из 70% школьных выпускников и надеяться, что за эти деньги вузы будут давать нормальное образование, - объяснил он, - Возможно, нужно ввести более жесткие критерии для поступления на полностью бесплатные отделения и выдавать образовательные кредиты на более продолжительный срок - в других странах эта система успешно работает». 

С тем, что принципиальные изменения в образовании назрели, согласился и Андрей Фурсенко. «У нас подавляющее число преподавателей предпочитают стоять за кафедрой перед полупустым залом и по 10 лет читать одни и те же лекции, - признался бывший министр. По его мнению, пришло время искать нестандартные решения  и пересмотреть систему обучения». 


Несмотря на то, что дискуссии на пленарных заседаниях первого дня носили максимально откровенный и острый характер, участники конференции сосредоточились не только на проблемах экономики и образования. За последующие три дня эксперты поделились более, чем 700 докладами и исследованиями на 23 разных секциях, включающих в себя такие разделы, как «Банки и финансы», «Экономика и право», «Социальная история», «Политические процессы», «Качество госуправления», «Наука и  инновации», «Менеджмент» и многие другие. 

Эксперты по медиакоммуникациям уделили большое внимание новым медиа: о том, как они влияют на личную идентичность рассказала научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований Анна Широканова, а о том, как меняют современный маркетинг и рекламу - профессор факультета Коммуникаций, медиа и дизайна Ольга Савельева. Заведующий лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций ВШЭ Иосиф Дзялошинский рассмотрел, как российский бизнес использует социальные медиа в своей практике. А взаимодействие политически активных сообществ в русском сегменте Facebook исследовала доцент факультета социальных наук ВШЭ Галина Градосельская. 

Уникальность «Апрелевки» состоит в том, что круг интересов участников максимально широк и охватывает не только научные или узкоспециальные вопросы, но затрагивает проблемы сегодняшнего дня, общие для всех. Например, участники конференции не смогли пройти мимо парижской трагедии с расстрелом журналистов журнала Charlie Hebdo - в один из дней конференции состоялся круглый стол «Свобода слова», в котором кроме преподавателей «Вышки» приняли участие журналист Александр Архангельский и режиссер Владимир Мирзоев. Дискуссанты согласились в том, что культура призвана «расколдовывать табу», а запрет СМИ, фильмов или театральных постановок, которые якобы оскорбляют часть общества, только еще больше общество раскалывает. 

Еще одну острую проблему подняли на секции «Социально-культурные процессы» - там прошел круглый стол на тему толерантности в современном обществе, собравший полную аудиторию. Александр Верховский из информационно-аналитического центра "Сова" рассказал об этнической интолерантности, видя ее причины в том, что государство не пытается решить проблему системно, а только гасит уже возникшие конфликты. «Государство пытается обращаться к лидерам диаспор: это иногда полезно, но это аварийная ситуация - она ведет к прекращению огня, а не к пониманию», - объяснил он. Преподаватель Школы культурологии ВШЭ Екатерина Деминцева считает, что интолерантность возникает из-за того, что люди не осознают, что мигранты - часть общества. «Миграция воспринимается как угроза порядку и безопасности, к тому же происходит институционализация расизма - то есть, все меры сводятся к контролю за мигрантами, а не к их интеграции», - заявила эксперт. 

Также популярным оказался круглый стол «25 лет реформ - успехи и проблемы перехода к рынку» под председательством шефа московского бюро газеты Wall Street Journal Грегори Уайта. Участники заседания, среди которых кроме международных экспертов из банковских конгломератов Morgan Stanley и Goldman Sachs, приняли участие российские экономисты Алексей Кудрин и Олег Вьюгин, обсудили опыт рыночных преобразований в Восточной Европе за последние четверть века и влияние рыночных реформ на экономический рост страны. 

Кроме насущных проблем на конференции поговорили и о будущем: формирование международной сети форсайт-центров специалисты "Вышки" обсудили с учеными из японского Национального института науки и технологической политики, Университета Манчестера и других мировых университетов. Эксперты проанализировали работу крупнейших форсайт-центров и определили формат работы сети таких центров на базе "ВШЭ", о создании которой договорились в прошлом ноябре. Новая форсайт-сеть должна стать центром передового опыта высококачественных мировых исследований методов, технологий и методик в научных областях, ориентированных на прогнозирование будущего, а также виртуальным кампусом для разработки своих научно-исследовательских работ учеными со всего мира. Предполагается, что на осенней конференции ВШЭ, посвященной форсайтам, будут окончательно определены участники форсайт-сети, и вскоре после этого она начнет полноценно функционировать. 

Кроме экспертных дискуссий в рамках Апрельской конференции прошло торжественное вручение Гайдаровской премии для молодых экономистов. В этому году лауреатами премии стали доценты Международного института экономики и финансов ВШЭ Анна Юрко и Фабиан Слонимчик за исследование «Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia» («Оценка влияния материнского капитала на рождаемость в России»). Напомним, что Гайдаровская премия, учрежденная в 2013 году, вручается молодым экономистам за научные изыскания в самых перспективных направлениях современной экономики. 

По итогам конференции будет выпущен сборник, куда войдут лучшие из представленных в этом году докладов.