Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
«Идея курса была в том, чтобы не просто рассказывать о кино, но и делать его – не только изучать, но и существовать в кинематографе», - объясняет Екатерина Лапина-Кратасюк. Сейчас курс продолжается всего один модуль: за это время студенты успели изучить классические примеры кино, а также попробовать себя во всех этапах кинопроизводства. Сначала студентов научили писать сценарий, познакомили с теорией монтажа, после чего они выполнили первое творческое задание – из нескольких трейлеров к разным фильмам им нужно было создать единый фильм, передав его смысл именно с помощью монтажа. «Монтаж – основной язык кино, с его помощью можно сделать все, что угодно – даже изменить смысл снятого материала на противоположный», - рассказывает Екатерина. Затем студенты учились делать раскадровку и получили представление о продюсировании. «Важна выполнимость замысла: если в сценарии есть самолет, то этот самолет надо где-то достать, если есть ребенок, то надо найти ребенка, который сможет отыграть несколько дублей подряд», - объясняет Егор Исаев, - Студенты должны быть готовы к преодолению проблем, которые неизбежно возникают по ходу съемок: кто-то из актеров заболел или погода вдруг испортилась, а по сценарию должно быть солнечно». Несмотря на то, что времени на съемки было немного, студенты взяли на себя и дополнительные задачи – например, многие провели кастинг актеров, хотя преподаватели этого не требовали. Когда фильмы были отсняты, то вся группа устроила черновой просмотр – чтобы внести последние коррективы, а потом – и публичный показ, на который пригласили внешних экспертов. «Мы специально приглашаем профессионалов не из университета, чтобы они оценивали фильмы не как учебные работы, а как коммерческие проекты», - объясняет Егор.
Маргарита Васильева (4 курс):
Я изначально знала, с кем буду работать: с моими соавторами по фильму «Неназначенная встреча» - Аней Егоровой и Раиной Зиятдиновой - я готовила не один проект. Сначала мы думали, что нужно жестко разделить обязанности, потом, что не нужно, потом снова, что нужно и т.д. В итоге, последовав совету преподавателей, мы не стали выбирать режиссера (ведь претендовали все!), чтобы не провоцировать в нашем скромном коллективе обиды и недопонимания, но разделение обязанностей с довольно подвижными границами все-таки было. Так, например, помимо того, что я сыграла главную героиню в фильме, я еще и писала сценарий. Хотя здесь стоит оговориться: автором идеи была Аня. Ход по обману зрительских ожиданий в конце фильма - это ее заслуга, но детально продумывала и писала сценарий я. При этом мы регулярно его правили всем творческим коллективом, потому что не находили в нем совершенства: то выходим за рамки хронометража, то слишком событийно-насыщенно и прочее, прочее. На протяжении всего фильма мы помогали друг другу, и в этом смысле каждый почувствовал себя в разных ролях.
Для меня самым трудным испытанием оказалась актерская игра. Честно признаться, я больше всего хотела себя испытать в этом, но опыт в подобных вещах у меня совершенно отсутствовал, если не считать опыта новогодних зайчиков в 4 классе. Важным оказалось не изображать, а именно проживать роль: действительно искать, действительно спешить, действительно переживать.
Юля Романова (4 курс):
В нашей группе мы были вдвоем с подругой, с которой все время делаем совместные проекты и хорошо дополняем друг друга: она кидает идею – я развиваю. Но проблема была в том, что художественной съемке нас не учили. Репортаж мы снять можем, но фильм - не репортаж, поэтому мы пригласили оператора, ведь у него особое видение, и в итоге глазами оператора увидит фильм зритель. Он нам очень помогал по ходу съемок – подсказывал какие-то тонкости.
Тематически студентов поставили в рамки: «Чувства. Город. Медиа» - об этом должны были быть все короткометражки. Преподаватели рассказали, что несмотря на одну тему, у всех студентов возникли очень разные и оригинальные идеи – и техническая подготовка не всегда успевала за полетом фантазии.
«Многие о монтаже узнают только в нашем курсе, а за такой короткий срок всем премудростям не научишь, - призналась Екатерина, - С точки зрения съемки, были и очень новаторские – поэтизированные кадры, но при этом случались и банальные диалоги «восьмеркой». Однако все без исключения студенты оказались креативными, и это помогло им справиться с задачей.
Маргарита Васильева:
Трудно было написать сценарий, к которому ни у кого не было бы замечаний. Каждый раз нам хотелось сделать его еще лучше, чем он был на тот момент. Мы всеми силами пытались гармонизировать форму и содержание, боролись с тем, чтобы не увлечься режиссерским ходом, ведь тогда наш фильм стал бы просто игрушкой, бессмысленной забавой. А нам хотелось сказать встречей наших героев большее: «Это не случайность, это судьба».
Юля Романова:
Мы хотели показать процесс взросления человека в современном мире, где и СМИ, и окружающий город оказывают огромное влияние на чувства своих обитателей. За 10 минут наш герой превращается из ребенка, который верит в сказки, в способного анализировать человека. Мы хотели сказать, что за примерами не надо ходить далеко – достаточно посмотреть на свою семью.
Преподаватели утверждают, что на таких практических курсах студенты занимают не совсем ученическую позицию. «Ученичество происходит до взмаха руки мастера - тогда студенты начинают принимать самостоятельные решения, и появляется ответственность за проект», - уверена Екатерина. «Конечно, студенты непрерывно с нами спорят, - усмехается Егор, - В прошлом году талантливый парень написал очень сложный сценарий и никак не соглашался сократить – хотел в 10 минут уместить полноценный двухчасовой фильм, а в этом году одна из студенток обижалась, что мы не понимаем ее задумки». «Наш курс – это постоянный взаимный процесс обучения студентов и нас - преподавателей, - подхватывает Екатерина, - В дискуссиях у нас все-таки больше аргументов, но для нас важно, что у студентов нет интеллектуальной зашоренности, нет барьеров, нет страха перед задачей: есть задача – они ее решают».
«Мы хотели показать, что сейчас в кино нет границ между профессионалом и любителем, поэтому постарались научить студентов основным навыкам и правилам высказывания в кинематографе», - объясняет Екатерина. По ее словам, в современном мире кино перестает быть чистым искусством – оно становится всем одновременно: и средством коммуникации, и рекламой, и искусством. Именно поэтому необходимо научить студентов использовать возможности кино. «Важный навык, которым должны обладать студенты, – умение быстро делать все», - соглашается Егор. По мнению преподавателей, концепции кинообразования в последнее время изменились: теперь преподаватель должен создавать ситуацию, когда он выступает не в качестве лектора, а только помогает и направляет студентов, которые сами находят информацию и на практике изучают предмет.
«Интересно, что в этом году все фильмы очень позитивные, жизнеутверждающие, с верой в сказку и с хорошим концом – даже работа про психологические проблемы девушки заканчивается тем, что она сама себя вылечила», - удивляется Егор. «Студенты воспринимают современную картину мира как данность, они в ней уже живут и хотят реализовываться в ней, поэтому и видят все в радостных красках», - предполагается Екатерина. «Наверное, мы просто оптимисты», - смеется Юля. Но и что можно ожидать от старшекурсников весной? Конечно, если болезнь – то исцелимая, если любовь - то счастливая, если встреча – то судьбоносная.
Юля Романова:
Конечно, курс дал мне очень многое: например, теперь когда смотрю фильмы, я уже понимаю, как именно снимали, и где допущены ляпы. Кроме того, очень интересно анализировать фильмы с медийной точки зрения – как они отражают политическую обстановку. Сложно говорить о будущем - я еще плохо понимаю, как сложится жизнь, но мне бы хотелось работать телевизионным продюсером, так что полученные навыки мне очень пригодятся.
Маргарита Васильева:
Для меня кино - это больше, чем просто развлечение, для меня это целый мир. Мне очень хотелось попробовать себя в том, что меня ужасно привлекает. И да, я бы очень хотела поработать с этой сфере. Нам всем дана только одна жизнь - та, которой мы живем, но кино дарит нам еще... и не одну. Кино - это уникальная возможность пожить еще. Пожить в разных мирах, в разных странах и эпохах, в разных образах.
«Мы понимаем, что не все студенты после нашего курса станут режиссерами или операторами, но они будут обладать пониманием основ создания аудио-визуального произведения (из таких произведений и состоит, в основном, наша культура) и будут относиться к созданию фильма как к естественной творческой работе, а не как к невыполнимой задаче», - уверена Екатерина. В будущем преподаватели надеются расширить курс и включить в него обучение компетенциям, связанным с постпродакшном – чтобы студенты могли не просто создать фильм от начала и до конца, но и суметь его продать.
Фильмы наших студентов можно посмотреть здесь: