Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
«Идея курса была в том, чтобы не просто рассказывать о кино, но и делать его – не только изучать, но и существовать в кинематографе», - объясняет Екатерина Лапина-Кратасюк. Сейчас курс продолжается всего один модуль: за это время студенты успели изучить классические примеры кино, а также попробовать себя во всех этапах кинопроизводства. Сначала студентов научили писать сценарий, познакомили с теорией монтажа, после чего они выполнили первое творческое задание – из нескольких трейлеров к разным фильмам им нужно было создать единый фильм, передав его смысл именно с помощью монтажа. «Монтаж – основной язык кино, с его помощью можно сделать все, что угодно – даже изменить смысл снятого материала на противоположный», - рассказывает Екатерина. Затем студенты учились делать раскадровку и получили представление о продюсировании. «Важна выполнимость замысла: если в сценарии есть самолет, то этот самолет надо где-то достать, если есть ребенок, то надо найти ребенка, который сможет отыграть несколько дублей подряд», - объясняет Егор Исаев, - Студенты должны быть готовы к преодолению проблем, которые неизбежно возникают по ходу съемок: кто-то из актеров заболел или погода вдруг испортилась, а по сценарию должно быть солнечно». Несмотря на то, что времени на съемки было немного, студенты взяли на себя и дополнительные задачи – например, многие провели кастинг актеров, хотя преподаватели этого не требовали. Когда фильмы были отсняты, то вся группа устроила черновой просмотр – чтобы внести последние коррективы, а потом – и публичный показ, на который пригласили внешних экспертов. «Мы специально приглашаем профессионалов не из университета, чтобы они оценивали фильмы не как учебные работы, а как коммерческие проекты», - объясняет Егор.
Маргарита Васильева (4 курс):
Я изначально знала, с кем буду работать: с моими соавторами по фильму «Неназначенная встреча» - Аней Егоровой и Раиной Зиятдиновой - я готовила не один проект. Сначала мы думали, что нужно жестко разделить обязанности, потом, что не нужно, потом снова, что нужно и т.д. В итоге, последовав совету преподавателей, мы не стали выбирать режиссера (ведь претендовали все!), чтобы не провоцировать в нашем скромном коллективе обиды и недопонимания, но разделение обязанностей с довольно подвижными границами все-таки было. Так, например, помимо того, что я сыграла главную героиню в фильме, я еще и писала сценарий. Хотя здесь стоит оговориться: автором идеи была Аня. Ход по обману зрительских ожиданий в конце фильма - это ее заслуга, но детально продумывала и писала сценарий я. При этом мы регулярно его правили всем творческим коллективом, потому что не находили в нем совершенства: то выходим за рамки хронометража, то слишком событийно-насыщенно и прочее, прочее. На протяжении всего фильма мы помогали друг другу, и в этом смысле каждый почувствовал себя в разных ролях.
Для меня самым трудным испытанием оказалась актерская игра. Честно признаться, я больше всего хотела себя испытать в этом, но опыт в подобных вещах у меня совершенно отсутствовал, если не считать опыта новогодних зайчиков в 4 классе. Важным оказалось не изображать, а именно проживать роль: действительно искать, действительно спешить, действительно переживать.
Юля Романова (4 курс):
В нашей группе мы были вдвоем с подругой, с которой все время делаем совместные проекты и хорошо дополняем друг друга: она кидает идею – я развиваю. Но проблема была в том, что художественной съемке нас не учили. Репортаж мы снять можем, но фильм - не репортаж, поэтому мы пригласили оператора, ведь у него особое видение, и в итоге глазами оператора увидит фильм зритель. Он нам очень помогал по ходу съемок – подсказывал какие-то тонкости.
Тематически студентов поставили в рамки: «Чувства. Город. Медиа» - об этом должны были быть все короткометражки. Преподаватели рассказали, что несмотря на одну тему, у всех студентов возникли очень разные и оригинальные идеи – и техническая подготовка не всегда успевала за полетом фантазии.
«Многие о монтаже узнают только в нашем курсе, а за такой короткий срок всем премудростям не научишь, - призналась Екатерина, - С точки зрения съемки, были и очень новаторские – поэтизированные кадры, но при этом случались и банальные диалоги «восьмеркой». Однако все без исключения студенты оказались креативными, и это помогло им справиться с задачей.
Маргарита Васильева:
Трудно было написать сценарий, к которому ни у кого не было бы замечаний. Каждый раз нам хотелось сделать его еще лучше, чем он был на тот момент. Мы всеми силами пытались гармонизировать форму и содержание, боролись с тем, чтобы не увлечься режиссерским ходом, ведь тогда наш фильм стал бы просто игрушкой, бессмысленной забавой. А нам хотелось сказать встречей наших героев большее: «Это не случайность, это судьба».
Юля Романова:
Мы хотели показать процесс взросления человека в современном мире, где и СМИ, и окружающий город оказывают огромное влияние на чувства своих обитателей. За 10 минут наш герой превращается из ребенка, который верит в сказки, в способного анализировать человека. Мы хотели сказать, что за примерами не надо ходить далеко – достаточно посмотреть на свою семью.
Преподаватели утверждают, что на таких практических курсах студенты занимают не совсем ученическую позицию. «Ученичество происходит до взмаха руки мастера - тогда студенты начинают принимать самостоятельные решения, и появляется ответственность за проект», - уверена Екатерина. «Конечно, студенты непрерывно с нами спорят, - усмехается Егор, - В прошлом году талантливый парень написал очень сложный сценарий и никак не соглашался сократить – хотел в 10 минут уместить полноценный двухчасовой фильм, а в этом году одна из студенток обижалась, что мы не понимаем ее задумки». «Наш курс – это постоянный взаимный процесс обучения студентов и нас - преподавателей, - подхватывает Екатерина, - В дискуссиях у нас все-таки больше аргументов, но для нас важно, что у студентов нет интеллектуальной зашоренности, нет барьеров, нет страха перед задачей: есть задача – они ее решают».
«Мы хотели показать, что сейчас в кино нет границ между профессионалом и любителем, поэтому постарались научить студентов основным навыкам и правилам высказывания в кинематографе», - объясняет Екатерина. По ее словам, в современном мире кино перестает быть чистым искусством – оно становится всем одновременно: и средством коммуникации, и рекламой, и искусством. Именно поэтому необходимо научить студентов использовать возможности кино. «Важный навык, которым должны обладать студенты, – умение быстро делать все», - соглашается Егор. По мнению преподавателей, концепции кинообразования в последнее время изменились: теперь преподаватель должен создавать ситуацию, когда он выступает не в качестве лектора, а только помогает и направляет студентов, которые сами находят информацию и на практике изучают предмет.
«Интересно, что в этом году все фильмы очень позитивные, жизнеутверждающие, с верой в сказку и с хорошим концом – даже работа про психологические проблемы девушки заканчивается тем, что она сама себя вылечила», - удивляется Егор. «Студенты воспринимают современную картину мира как данность, они в ней уже живут и хотят реализовываться в ней, поэтому и видят все в радостных красках», - предполагается Екатерина. «Наверное, мы просто оптимисты», - смеется Юля. Но и что можно ожидать от старшекурсников весной? Конечно, если болезнь – то исцелимая, если любовь - то счастливая, если встреча – то судьбоносная.
Юля Романова:
Конечно, курс дал мне очень многое: например, теперь когда смотрю фильмы, я уже понимаю, как именно снимали, и где допущены ляпы. Кроме того, очень интересно анализировать фильмы с медийной точки зрения – как они отражают политическую обстановку. Сложно говорить о будущем - я еще плохо понимаю, как сложится жизнь, но мне бы хотелось работать телевизионным продюсером, так что полученные навыки мне очень пригодятся.
Маргарита Васильева:
Для меня кино - это больше, чем просто развлечение, для меня это целый мир. Мне очень хотелось попробовать себя в том, что меня ужасно привлекает. И да, я бы очень хотела поработать с этой сфере. Нам всем дана только одна жизнь - та, которой мы живем, но кино дарит нам еще... и не одну. Кино - это уникальная возможность пожить еще. Пожить в разных мирах, в разных странах и эпохах, в разных образах.
«Мы понимаем, что не все студенты после нашего курса станут режиссерами или операторами, но они будут обладать пониманием основ создания аудио-визуального произведения (из таких произведений и состоит, в основном, наша культура) и будут относиться к созданию фильма как к естественной творческой работе, а не как к невыполнимой задаче», - уверена Екатерина. В будущем преподаватели надеются расширить курс и включить в него обучение компетенциям, связанным с постпродакшном – чтобы студенты могли не просто создать фильм от начала и до конца, но и суметь его продать.
Фильмы наших студентов можно посмотреть здесь: