Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
Kiriya I.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
- Расскажите немного про ваше СМИ.
Мария: Наша газета существовала около года, но потом ее пришлось закрыть, так как в конкурсе поддержки студенческих инициатив не удалось получить финансирования. У нас есть сайт «The Вышка», который мы ведем уже 1,5 года - это самое популярное студенческое СМИ в университете. После того, как газета не получила финансирование, мы кинули все силы на сайт. Концепцию и газеты, и сайта придумали мы с моей коллегой Юлией Мышляевой: мы видели, что на рынке нет сильных конкурентов и мы можем занять это место, так и пошло. Проблемы, конечно, есть финансовые. Необходимы средства, чтобы в полной мере вести и развивать медиа. Вторая проблема - кадровая. Многие студенты хотят писать, но, к сожалению, не всегда хватает навыков, знаний, а иногда и желания довести задуманное до конца.
Алёна: Мы считаем днем рождения издания 12 сентября 2012 года – день, когда вышел наш первый материал. Сначала я просто следила за проектом, но потом познакомилась с его создателем - Сержем, и взяла формирование концепции на себя. Мне хотелось делать городскую газету – не только о том, что происходит в самой «Вышке», но и вокруг нее – рассматривать себя в концепте города. Мы стали делать новости, брать интервью – вообще, я считаю одним из наших больших достижений то, что нам стали давать аккредитации, то есть мы переросли блоггерство и вошли в настоящую журналистику. Мы сторонимся политики, осуждать кого-то – это дело неблагородное и неблагодарное, хотя у нас в редакции две девчонки из Крыма, и когда вышла новость, что крымчан будут брать в вузы без экзаменов, мы постарались развеять панику. Но больше мы ориентированы на культуру – например, нам удалось взять интервью у Людовико Эйнауди.
- Как подбирали команду? Как распределены у вас зоны ответственности?
Мария: Сейчас могу назвать несколько сильных участников нашей команды. Я уже все меньше занимаюсь сайтом, так как в этом году выпускаюсь и сейчас очень много времени уходит на диплом и подготовку к экзаменам. Практически с самого основания со мной и с Юлей работает Полина Кленова-Ленская - она яркий пример того, как корреспондент «The Вышки» может дорасти до редактора и стать автором «Афиши». Темы мы отбираем согласно нашей целевой аудитории и формату - это очень важно постоянно ему следовать. Кажется, у нас это неплохо получается. Например, тема про геев зашла очень хорошо, всегда хорошо идут интервью, не очень популярны региональные материалы из редакций в кампусах ВШЭ в других городах.
Алёна: Мы набираем людей два раза в год – осенью и весной, сейчас у нас очень большой штат, но активно работают человек 30 из 60. Я сейчас выпускаюсь, поэтому передаю дела смене: с теми, кто уже долго ведет свои рубрики, например, о книгах или фильмах, – легко, а вот с новостными блоками сложнее. Всегда есть дилеммы: студорганизации любят пиариться, но мы не можем писать о них только хорошо, если на самом деле все не так радужно, но и отношения портить не хочется. Или, например, когда подняли цены за общаги – я обзвонила всех главредов вышкинских студгазет из других кампусов, узнала, как у них обстоят дела, собрала комментарии. Всегда важно рассмотреть новость с разных углов зрения и не бояться писать так, как есть. У нас в редакции много людей, и далеко не все журналисты – есть ребята и с других факультетов. Не все поначалу ориентировались в журналистике – приходилось многое объяснять, я даже придумала собственные правила: например, нельзя делать из заголовков «котопсов» - это когда автор берет начало одного фразеологизма, а конец – от другого, или использовать в тексте «фразы-убийцы» - это когда пишут две страницы о выставке, а в конце добавляют «лучше сходите сами и посмотрите». Чувак, зачем тогда писать текст?!
- Чем вам запомнится учеба на факультете? Что оказалось наиболее полезным на практике?
Мария: Конечно, часть предметов, которые мы изучали на факультете, помогла в работе, но большую часть знаний получили на практике, делая собственное медиа. Именно благодаря ему мы получили и развили многие навыки, связанные с рекламой, журналистикой, маркетингом. Например, я верю, что мы занимаемся неплохим SMM, хотя его полностью изучали методом проб и ошибок, а на занятиях нам его совсем не давали. Очень хороши наши практические курсы . Например, Олег Аркадьевич Дмитриев полностью научил нас выстраивать картинку в видео. Я навсегда запомню беседы со своим научным руководителем - Анной Григорьевной Качкаевой. Когда я работала в экономическом отделе России-24, все эти знания очень пригодились. Каждый преподаватель на курсе научил чему-то своему - нужному и полезному. У нас были потрясающие курсы по литературе, радио и другим дисциплинам. Они необходимы для общего понимания рынка и расширения кругозора. Наверное, я бы все равно пошла учиться на наш факультет, если бы была абитуриентом сейчас. Но я бы больше внимания уделяла фундаментальным дисциплинам, посещала бы занятия других факультетов. Мне кажется, что в нашей программе не хватает фундаментальной составляющей - мы слабо учим экономику, например. И в этом я чувствую лично свой пробел. Поэтому в магистратуру я иду учиться на математическую специальность, а в будущем хочу заниматься брендингом и продвижением товаров на рынке.
Алёна: Мы были первым набором на факультет медиакоммуникаций – на нас часто ставили образовательные эксперименты, и не всегда удачные. Хотя мы многое получили, но сейчас все очень быстро меняется – и образование не всегда успевает за профессией. Например, в программе не отражен сторителлинг или основы кодирования, хотя без этого сейчас журналисту сложно. Зато у нас была очень интересная практика: я смогла попробовать себя и в роли информационщика, и на радио, и в телеформатах.
- Журналист – это навык, талант или призвание?
Мария: Журналист - это и навык, и талант, и призвание. Мне кажется, когда мы поступали, у многих, в том числе у меня, было несколько романтическое представление о профессии. Но учеба на факультете медиа не проходит просто так - мы все получили хорошее образование.
Алёна: Я отношусь к журналистике как к ремеслу – в журналистике себя может найти любой: если ты не хочешь заниматься текстами, то можешь снимать ролики, или быть сммщиком, или корректором. Я считаю, что главное - это найти свою команду: если тебе с людьми комфортно, то обязательно найдешь свое место. Нам повезло, у нас приветливый и дружелюбный коллектив – я буду приходить к ним даже после выпуска: отмечать вместе праздники, дни «Вышки» - эти 3 года подарили мне много друзей и, конечно, будущих коллег.
- Какие СМИ читаете сами? Может, ориентируетесь на что-то или на кого-то из журналистов?
Мария: Я очень много читаю иностранных медиа, как правило, специализированных по маркетингу и рекламе. Регулярно смотрю телевизор: мне очень нравятся телеканалы «BBC», они производят качественный контент - у них многому можно поучиться. Из российских телеканалов постоянно смотрю «Россию-24» (правда, больше экономические программы) и «РБК». Из прессы просматриваю «Афишу», «Метрополь», «Tatler». «The Вышка» - это все-таки лайфстайл издание, поэтому важно смотреть, что делают остальные, учиться, анализировать. Мне больше нравится не новости читать, а смотреть в каких форматах и как сделан тот или иной материал.
Алёна: В 2012 мы в основном ориентировались на «Афишу», но потом начали набирать форматы – особенно близки нам «the Village» и старые «РИА Новости». Мы везде искали то, что нас заинтересует, и старались перенести опыт на свое издание. Мы смотрели много зарубежных (в основном, английских и американских) студенческих изданий – они ценны тем, что ориентируются не только на внутривузовскую аудиторию - студентов и профессуру, но пишут для всего городка, где размещаются. Я стараюсь не творить себе кумиров и не зацикливаться на каком-то одном журналисте. Как профессионалу мне интересно рассматривать любую новость с точки зрения обоих «лагерей» - от «Lifenews» и МИА «Россия сегодня» до «Эха» и «Дождя» - короче, надо смотреть и «Ленту», и «Медузу». Мне важно не только понять, что случилось, но и как в разных СМИ переписывается одно и то же сообщение.
- Как оцениваете рынок медиа в стране? Видите ли какие-то тенденции?
Мария: Мы часто спорим с друзьями: они считают, что телевидение умирает, а мне кажется - наоборот. В Европе уже во всю развивается интернет-вещание, возможности просматривать прошлые выпуски, у нас пока это на слабом уровне. Бумага отмирает, к сожалению: она очень дорога и часто не окупает себя. Но нельзя сказать, что бумажные издания возьмут и исчезнут - у них всегда будет свой читатель. Другой вопрос, что останутся лучшие из лучших.
Алёна: Боюсь, что опыт «Медузы» станет массовым – русскоязычные СМИ будут открываться в других странах. Экономический кризис в ближайшее время не решится – значит крупные СМИ вряд ли появятся, а с другой стороны, сейчас хорошее время для новых начинаний, ведь форматов стало больше, а затраты на создание СМИ наоборот сократились.
- Девиз журналиста?
Мария: «Чем больше работаешь, тем больше получается».
Алёна: «У журналиста нет выходных».