• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно менять не только стены, но и мозги»

Замруководителя Школы дизайна Наталья Логутова приняла участие в экспертной дискуссии «Как архитектура школ влияет на образование», которая 30 июня прошла в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Участники беседы поговорили о принципах современной образовательной среды и образования, о критериях создания отзывчивого образовательного пространства, разобрались в международном опыте школьной архитектуры и попытались вместе ответить на вопрос «Как школьное здание влияет на формирование человека?». 

«Нужно менять не только стены, но и мозги»

Дискуссанты обсудили необходимость перехода от «школы-завода» с ее конвеерной эстетикой к «школе-парку», которая учит, что каждый человек – автор своей жизни. Консультант «Стрелки» Алена Жмурова рассказала о принципах, на которых должен держаться дизайн современной школы. Среди них дизайнер отметила природный урбанизм, принцип окружающего мира, принцип «сделай сам», принцип открытой территории и отзывчивого пространства. «Классическое здание «школы-завода» индустриальной эпохи окончательно устарело и не способно создавать условия для воспитания выпускников, конкурентоспособных в современном мире», - подытожил ее слова Марк Сартан, руководитель проекта «Умная школа». По его словам, архитектурное решение современной школы должно дать детям возможность для исследований и образовательных путешествий, предоставить свободу перемещения и изучения пространства, иметь дружелюбный дизайн, разнообразие форм и текстур. Глава норвежской архитектурной компании Кристин Ярмонд в свою очередь рассказала о финском опыте оформления школ и детских садов.

«Российская образовательная система стала более разнообразной и вариативной, поэтому роль архитектуры учебного пространства и его многофункциональность в настоящее время выходит на первые планы, –считает замруководителя Школы дизайна «Вышки» Наталья Логутова, –Но без изменения качества преподавания и улучшения образовательной программы невозможно добиться хорошего результата даже в самом современном и многофункциональном здании».

Она рассказала о проекте модернизации старых школ, который студенты Школы дизайна делали совместно с сотрудниками Лаборатории дизайна (действующей рыночной дизайн-структуры при факультете). Изучив мировой опыт, студенты предложили свои варианты дизайна внутренних пространств учебных заведений. Уникальность проекта не только в том, что интерьерные решения предлагали вчерашние школьники, знающие проблему изнутри, но и в том, что их предложения не требовали масштабной перестройки зданий и не сильно бы ударили по бюджету школ в случае их реализации. «Важны задачи, которое ставит перед собой руководство школы, - уверена Наталья, - Я часто вижу, как обживают школьные пространства, сделанные современными дизайнерами: если в новые школы привносить старую систему ценностей, то перехода к новому типу школ не происходит - мох начинает прорастать, поэтому надо менять не только стены, но и мозги». Она предложила проводить тренинги для сотрудников школ, которые бы сочетали в себе подготовку к работе в условиях новых образовательных стандартов, предполагающих вариативность образования, и подготовку к взаимодействию с новой школьной средой. «Важно не только проектировать и строить, но и вовлекать людей», - считает она.