• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

E-mail: cmd@hse.ru

Руководство
Заместитель декана по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Заместитель декана Кирия Илья Вадимович
Заместитель декана Ривчун Татьяна Евгеньевна
Первый заместитель декана Солодухин Олег Юрьевич
Заместитель декана Тихомирова Татьяна Борисовна
Заместитель декана Шелухин Дмитрий Викторович
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
52/300/30
52 бюджетных мест
300 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
40/75/15
40 бюджетных мест
75 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/140/15
40 бюджетных мест
140 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/5
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
35/200/30
35 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
100/3
100 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/70/5
20 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Дизайн интерьера

2 года
Очная форма обучения
15/1
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/20/2
15 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Кинопроизводство в мультиплатформенной среде

2 года
Очная форма обучения
15/15/1
15 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Коммуникации, основанные на данных

2 года
Очная форма обучения
25/1
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1
10 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/2
30 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
15/2
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Трансмедийное производство в цифровых индустриях

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Curators, words and values: the branding economies of curatorial statements in art biennials

Kompatsiaris P.

Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.

Глава в книге
Diversity of the Internet in Russia’s Regions: Towards an Alternative Research Agenda

Kolozaridi P., Dovbysh O.

In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.

Глава в книге
Celebrity activism and revolution: The problem of truth and the limits of performativity

Kompatsiaris P.

In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.

Книга
Анатомия архитектуры. 7-е изд.

Кавтарадзе С. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.

Глава в книге
Social media and Russian society

Savin N., Solovyeva O.

In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.

Глава в книге
Central and local media in Russia: between central control and local initiatives

Kiriya I.

In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.

«Человек в течение жизни может прочитать 5-6 тысяч книг, а в России ежегодно издается 120 тысяч книг»

Преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна Иосиф Дзялошинский -  о переизбытке информации, контроле над вниманием, о мнимой эрудиции и других угрозах в современном обществе, связанных с развитием современных коммуникаций.

«Человек в течение жизни может прочитать 5-6 тысяч книг, а в России ежегодно издается 120 тысяч книг»

Развитие информационных технологий привело к тому, что манипулировать общественным мнением стало очень легко, считает профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Иосиф Дзялошинский. Современную жизнь уже сложно представить без компьютерных технологий, которые с каждым годом становятся все более совершенными. Однако у прогресса есть и темная сторона, причем опасности растут одновременно с развитием средств коммуникаций. Профессор Высшей школы экономики выделил целый ряд угроз, о которых мы даже не догадываемся.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ И ПЕРЕИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ

Получить любую информацию сейчас практически не составляет никакого труда, было бы желание. Казалось бы, что в этом плохого? Однако и у этого, на первый взгляд, позитивного явления есть своя обратная сторона.

«Мы теряемся в этом мире информации, понимаем, что мы − обычные, заурядные, теряется чувство избранности народа, к которому мы принадлежим. Это раздражает и становится причиной многих психологических проблем. Из-за этого у многих людей появляется желание отгородиться от мира», – считает профессор.

Несколько десятилетий назад информация была на вес золота, ее приходилось добывать часто с большим трудом, теперь – ситуация обратная. Любой, кто умеет пользоваться Интернетом, найдет в Сети все, что заблагорассудится. Информация начинает буквально давить, мы вынуждены от нее отмахиваться, заявляет Иосиф Дзялошинский.

«В советское время вся страна садилась перед телевизорами в 21 час смотреть вечерние «Новости» по Первому каналу. Теперь новости идут через каждые 5 минут, на нас выливают избыток информации, которая по большому счету нам совершенно не нужна. При этом есть огромные объемы информации, до которых мы никогда не доберемся. Вы знаете, что человек в течение всей своей жизни может прочитать всего 5−6 тысяч книг?  А в России ежегодно издается 120 тысяч книг, около 40% книг в Ленинской библиотеке так и остаются не востребованными».

Переизбыток информации приводит к ее обесцениванию. Чувствуя информационное перенасыщение, мы быстрее устаем, начинает разрушаться нервная система. 
А пытаясь узнать все на свете, становимся рабами скорости, а самая большая угроза в том, что в такой гонке, действительно, что-то важное можно упустить, считает профессор ВШЭ. Нередко возникают такие ситуации, что человек может быть в курсе событий на территории других стран, но при этом ничего не знать о важных новостях родного города.

КОММУНИКАЦИИ УПЛОТНЯЮТСЯ

Стоит открыть любое произведение классической литературы, чтобы понять, как красиво и правильно объяснялись наши предки. На смену длинным и витиеватым предложениям современный ритм жизни принес короткие, рубленые фразы, а вместе с ними и примитивные мысли, говорит Иосиф Дзялошинский. Подобный стиль общения и переписка в мобильных приложениях и социальных сетях, когда смайлов получается больше, чем слов, никак не прибавляет современному человеку интеллекта и мудрости, убежден профессор.

КОНТРОЛЬ НАД НАШИМ ВНИМАНИЕМ

Наше внимание привлекают с помощью навязчивой рекламы, информации о скидках и «лучших предложениях», топовых роликов в Интернете. Однако главное зло представляют собой, по мнению Дзялошинского, социальные сети, точнее, маниакальная привязанность к ним.

«76% опрошенных людей проводят в социальных сетях более 10-ти часов в сутки – это результаты исследований ученых нашего вуза. Причем некоторые из таких обитателей сети имеют сотни и тысячи друзей. И вот начинается перекрестное опыление текстами, лишенными всякого смысла. Наше внимание отвлекают на ненужное общение, просмотр чужих статусов – в итоге жизнь-то проходит, а вспомнить нечего. А ведь время – это единственный ресурс, которым мы располагаем!» − говорит профессор.

ИНФОРМАЦИИ МНОГО И ОНА ПРОТИВОРЕЧИВА

Наши убеждения сегодня во многом продиктованы не личными размышлениями, а информацией, которую удалось почерпнуть из медиа-пространства. Причем зачастую недостоверной и очень противоречивой, которую мы даже не успеваем осмыслить, считает ученый. И уж тем более не успеваем проверить. Именно через такую искаженную картину мира человеку и приходится воспринимать действительность. Если раньше взгляды формировались на основе собственного опыта, знаний и переживаний, то сейчас человек оценивает происходящее через призму навязанной информации. В голове у большинства из нас – обрывки сведений, которые нельзя никак систематизировать. При этом многие уверены, что они очень эрудированы и ответят на любой вопрос, но это далеко не так, считает Дзялошинский. 
Отсюда же вытекает и некоторая «шизофреничность» сознания, когда человек считает себя религиозным и при этом верит в гороскопы. Все это приводит к тому, что индивидуму сложно понять себя и найти свое место в обществе.

КАЗАТЬСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ, ИЛИ «ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ»

Современные люди все реже говорят то, что думают на самом деле, и действуют так, как им хотелось бы. Нам приходится постоянно инсценировать определенные роли – начальника, подчиненного, родителя, ребенка. Знаменитый девиз «Быть, а не казаться» сейчас диаметрально изменился. Современному человеку приходится жить по принципу, скорее, «Казаться, чтобы быть». Играть определенные социальные роли нужно постоянно, и не всегда это совпадает с нашими желаниями. При этом, когда ты много лет находишься в одной роли, она постепенно становится твоим я, убежден профессор.

РАЗОГРЕВ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

Наши реалии таковы, что постоянно требуется наращивать ресурсы разогрева внимания, чтобы удалось достучаться до других.

«Раньше новостные сюжеты читались гораздо медленнее, сейчас идет процесс ускорения речи: нужно успеть сказать как можно больше за небольшой отрезок времени. При этом, чтобы докричаться до человека, все больше и больше увеличивается объем негативной информации. СМИ изобилуют рассказами о жестоких расправах, стихийных бедствиях и другой «чернухе». Общество рискует стать равнодушным к чужой боли, которая уже не производит на нас сильного впечатления. Чей-то крик о помощи можно просто «не услышать».

ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ПРИДАТОК К КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЕ?

Обратной стороной того могущества, которое дает нам компьютерная эпоха, является тот факт, что мы постепенно перестаем быть структурноорганизованной ответственной личностью, считает профессор. Человек превращается в функцию, придаток к компьютерной системе.
Чем больше мы отдаем себя виртуальному миру, тем больше мы становимся его рабом, говорит Дзялошинский. По его мнению, очень важно продолжать следовать идее эпохи Просвещения о независимости личности, способной мыслить и принимать решения самостоятельно.

 

По материалам ресурса «Роснаука»