• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
50/380/20
50 бюджетных мест
380 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
40/120/20
40 бюджетных мест
120 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
30/220/20
30 бюджетных мест
220 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
50/10
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
35/325/25
35 бюджетных мест
325 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
90/5
90 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/20/8
20 бюджетных мест
20 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
25/10/5
25 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
25/20/3
25 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникации, основанные на данных

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/8
20 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиапроизводство в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
25/10/7
25 бюджетных мест
10 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Трансмедийное производство в цифровых индустриях

2 года
Очная форма обучения
25/15/7
25 бюджетных мест
15 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Режиссер Александр Зельдович начал работать в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Александр Зельдович станет руководителем направления «Кино» в Школе дизайна. В интервью он рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

В рамках Школы дизайна открывается HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образованиеаспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

— В рамках Школы дизайна открывается HSE Film School, которая объединит в себе разные уровни образования: бакалавриат, аспирантуру, ДПО, и в перспективе — магистратуру. Какова концепция школы? В чем ее отличие от аналогов?

Александр Зельдович: В нынешней киноиндустрии границы профессий крайне зыбки: режиссер часто сам пишет сценарии, сценарист — становится режиссером, а продюсер самостоятельно ищет и отбирает сценарии. Если раньше режиссер «ходил с мегафоном», был строг и солиден, а продюсер — представлялся с сигарой в зубах и ноги на столе, то сейчас индустрия демократизировалась, роли быстро меняются — часто один человек занят в нескольких проектах в разных ролях. Сегодня в основе образования для режиссеров, сценаристов и продюсеров лежит общее знание, а значит и учить таких профессионалов нужно одинаково. Этот принцип мы воплощаем в рамках бакалаврского обучения на профиле «Кино и видеоарт», который в этом году открывается на программе «Современное искусство» в НИУ ВШЭ.

Актуальное кинообразование помимо специальных профессиональных дисциплин требует немалой общегуманитарной подготовки: осведомленности в современных культурных тенденциях и идеях, которые манифестируются в современном искусстве, формирования культурного бэкграунда, базовых представлений об экономике, социологии, маркетинге, психологии больших групп, развитии гуманитарной аналитической мысли в течение последних ста с лишним лет. Сегодня, начиная любой проект, профессионал должен четко представлять контекст, в котором работает, и средства донесения результата до аудитории. Открытие киношколы именно на базе Вышки дает больше возможностей для развития капитальной общеобразовательной базы для студентов.

— Каких профессионалов вы планируете готовить?

Александр Зельдович: HSE Film School изначально задумывалась как набор возможностей для начала или качественно нового развития карьеры в киноиндустрии для людей разного возраста и различной профессиональной подготовки. Именно поэтому в рамках программы «Современное искусство» мы открыли бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» — для выпускников школ. Тем, кто хочет продолжить образование в области кино, мы предложим программу магистратуры. Уже сейчас люди, заинтересованные в серьезном исследовании в области кино и в создании проекта на его основе, могут поступить в Аспирантскую школу по искусству и дизайну, а практикующие профессионалы, которые хотят усовершенствовать свои навыки или значительно расширить набор компетенций, могут выбрать из пула программ дополнительного образования.

— Расскажите подробнее о разных уровнях образования?

Александр Зельдович: В рамках бакалавриата мы предлагаем студентам полный набор технических знаний, необходимых для того, чтобы уверенно себя чувствовать в современной киноиндустрии. Основной принцип — это проектный подход. Когда человек делает полноценный проект, то сталкивается со всеми фазами, которые необходимо пройти, и инструментами, которыми можно пользоваться. Например, если мы говорим о создании фильма, то наши студенты должны попробовать себя на всех этапах производства: от формулирования идеи, подачи заявки, написания синопсиса и сценария, подготовки раскадровки, календаря и сметы, договоров и разрешений, до съемок, а потом монтажа изображения и звука. Кроме того, профессионал должен уметь работать с актерами — представлять себе результат — что ты хочешь получить от игры, уметь сформулировать задачу, понимать, как добиться необходимого.

Важно и представлять основы операторской работы — как на площадке, так и на этапе цветокоррекции, иметь навыки работы со звуком — также на всех этапах — от записи фонограммы, до подбора фактур и сведения. Ну и главное — еще неплохо понимать, реализуемы ли твои идеи в рамках практических возможностей или утопичны.

Объединив инфраструктуру Высшей школы экономики и профессиональный опыт кураторов, мы в состоянии выпускать специалистов, конкурентоспособных на международном уровне. Альфред Хичкок говорил, что режиссер не всегда знает, как снимать, но должен точно знать, как не надо. Этому нужно и можно научить — как избегать ошибок.

— Какие еще проекты студенты будут делать на занятиях в бакалавриате?

Александр Зельдович: Студенты практикуются в монтаже, работают с актерами — например, сдают отрывок из какого-либо известного произведения на площадке, снимут два курсовых документальных фильма и один — дипломный. Важно публично показывать каждый проект — будь то отрывок «на полу» или киноработа — переживание «премьеры» как катастрофического события, ведущего к успеху или провалу — это жестокая школа, но именно это воспитывает внутренний слух.

— Есть ли в HSE Film School необходимая техническая база для того, чтобы реализовать эти проекты?

Александр Зельдович: Сегодня для того, чтобы качественно снимать, существует огромное количество доступных технологий. Конечно, в HSE Film School есть техническая база — студии и необходимое оборудование, а кроме того ряд договоренностей c профессиональными площадками.

— Для поступления на профиль «Кино и видеоарт» (программа «Современное искусство) не требуется проходить дополнительный творческий конкурс. Важны ли изначальный талант и навыки при поступлении?

Александр Зельдович: Если человек поступает к нам, значит он, как минимум, испытывает интерес к сфере кино, а то, как он будет профессионально развиваться дальше, зависит и от нас, и от него. У студента будет возможность найти себя — определиться, хочет ли он заниматься кино или другими вещами, связанными с движущимся изображением: например, рекламой, музыкальными клипами, сериалами. Мы гарантируем, что студент получит достаточное количество навыков, чтобы найти себе применение в профессии.

— Дополнительное образование — это программы, которые позволяют взрослым людям получить новую профессию или значительно повысить квалификацию. Какие программы будут открыты в HSE Film School?

Александр Зельдович: Уже сейчас можно записаться на курс мобильного кино. Кроме того, мы ведем переговоры с Анатолием Васильевым — выдающимся режиссером и, уверен, лучшим в мире педагогом актерского мастерства. Хотим сделать сценарные курсы, ориентированные на написание сериалов и ситкомов. Также мы планируем курс звукорежиссуры для людей, которые занимаются звуком и хотят совершенствоваться в этом направлении. Полезно будет запустить практический курс цветокоррекции.

— А что насчет магистратуры?

Александр Зельдович: Это более долгосрочный план — мы планируем набор только на следующий год. Магистратура даст необходимые знания тем, кто уже успел попробовать силы в области кино, ощутил свою специализацию и хочет более углубленно изучать то, что его интересует, готов воспринимать информацию более детально. Например, если в бакалавриате мы успеваем проговорить набор сведений о способе поиска денег на проект, то в магистратуре нужно уже знать «поляну» — понимать, куда идти.

На всех программы мы планируем приглашать не только российских кураторов-практиков, но и зарубежных преподавателей, специалистов, которые хорошо знают мировой рынок. Идеальная система, когда специальные вещи, типа создания музыкальных клипов или рекламных роликов, преподавал бы человек, который постоянно и успешно работает с этими форматами. Профессионалам как правило хочется делиться опытом и знаниями.

— Как вы видите себе развитие индустрии в ближайшее время?

Александр Зельдович: Вслед за Европой и Америкой, начнет меняться способ донесения контента до публики, происходит сближение производителя с потребителем. Новые способы контакта между теми, кто создает кино, и теми, кто его смотрит, будут давать новые, все более изощренные формы аудиовизуальных произведений.

А демократизация производства и дистрибуции ведет к тому, что человек не будет прибит гвоздями к тому или иному навыку или позиции — наоборот, он будет профессионально подвижен. А раз подвижен, то должен легко ориентироваться в индустрии. Именно этому мы и учим.

Напоминаем, что начало подачи документов на бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство» — 20 июня. Подробности о профиле