Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Проект был оценён и представителями индустрии: все 4 серии о работе голосового помощника были опубликованы в официальном сообществе “Маруся & VK Капсула ВКонтакте” (https://vk.com/marusiaproject). Поговорили с ребятами и их научным руководителем о процессе создания проекта и впечатлениях от него.
Студент 3 курса ОП "Медиакоммуникации"
Студентка 3 курса ОП "Медиакоммуникации"
— Почему вы выбрали для своей курсовой работы голосовой помощник Маруся? Это была ваша идея или предложение от научного руководителя?
Изначально VK Капсула с Марусей не входила в спектр наших интересов, мы пришли к этому путём брейншторма. На начальном этапе работы раз в несколько месяцев встречались с моим напарником Олегом, предлагали темы, пытались придумать что-то необычное. Остановились на том, что оба работаем в сфере образования, поэтому решили рассказать в видео про разные IT-технологии для школьников. Пришли с этой идеей к Артуру Станиславовичу, он посоветовал сузить круг тем, чтобы сделать ролики более насыщенными. Тогда решили остановиться на голосовом помощнике.
— Как были распределены ваши обязанности в процессе создания мини-сериала?
Изначально работали вместе над каждой деталью: обсуждали концепцию, искали референсы, много говорили о том, каким хотим видеть материал, чтобы избежать разногласий. Когда приступили к сбору информации, начали делить обязанности: Олег, так как он работает в VK, взял на себя всю коммуникацию с ними и продюсерские моменты, я работала на текстами и визуалом. На финальных этапах снова работали сообща: давали правки к монтажу и анимации, отсматривали финальные версии. Думаю, такое деление сработало хорошо, каждый отвечал за свои аспекты и делал это качественно.
— Сколько времени уходило на создание одной серии?
Мы делали сериал сразу целиком, не делили продакшен на серии. Сначала собрали всю информацию, потом определили, как делим её по сериям, написали сценарий, сделали визуальные референсы. Снимали всё за несколько дней, составили план съемок в зависимости от локации и количества кадров на ней. В целом весь продакшен от утверждения идеи до публикации занял 2,5 месяца.
— Вы общались с разработчиками голосовых помощников для того, чтобы детально разобраться с их функционированием, или искали информацию сами?
Сначала старались максимально найти информацию в интернете, но поняли, что конкретно про Марусю материала недостаточно. Есть процессы, которые универсальны для разных голосовых ассистентов, про них читали в открытых источниках. Когда был готов скелет сценария, Олег обратился к коллегам из VK, они помогли заполнить пробелы.
— У вас были разногласия в процессе работы? Если нет, то что позволяло их избегать?
Рабочий процесс был очень комфортным, не возникло ни одного разногласия. Думаю, дело в том, что мы давно знакомы и часто работали вместе на других учебных проектах, поэтому хорошо понимаем сильные и слабые стороны друг друга. Перед тем, как браться за эту работу, мы детально обсудили, кто какую часть готов взять на себя. Ну и коммуникация в процессе продакшена тоже важна: мы научились открыто говорить о том, что нам не нравится и адекватно воспринимать критику друг друга.
— Что вы вынесли для себя после создания этого проекта?
До проекта я вообще не разбиралась в IT-аспектах работы голосовых ассистентов, тем более не знала специфику Маруси, сейчас поняла все тонкости. Всегда интересно проживать цикл продакшена от идеи до публикации, это был полезный опыт. И в плане напарничества тоже много выводов, оказывается, работать с друзьями не так страшно, скорее даже весело и продуктивно.
Вспоминаю это время с теплом. Мозг постоянно был в напряжении из-за текущей работы, постепенно наблюдали за тем, как из идеи получается контент. Повезло и с напарником, и с научным руководителем. Атмосфера работы была поддерживающей, всегда могли обратиться с вопросами, посоветоваться, это во многом помогло смело мыслить и развивать свои идеи.
— Вы сами пользуетесь Марусей?
Марусей стала пользоваться как раз во время работы над проектом, а сейчас вообще свою жизнь без неё не представляю — у меня в ней и музыка, и будильник, и заметки. Возможно, если бы не узнала весь функционал за время съемок, то руки бы и не дошли. А ещё она отлично вписывается ко мне в интерьер, поэтому большую часть роликов мы снимали у меня в квартире.
Своими мыслями насчёт проекта поделился и научный руководитель Аси и Олега - Артур Станиславович Тарасенко.
— Как вы помогали студентам в процессе создания сериала?
Моя задача как научного руководителя - подсказать, направить и предупредить о возможных рисках. Ребята успешно прошли курс «Инфотейнмент», а это значит, научились анализировать чужие креативные решения и постоянно предлагать свои, в сложном и важном видеть развлекательное, а в развлекательном - умное и серьёзное. Моя помощь заключалась в том, что я ставил новые задачи, провоцировал поиск решений и окружал правильными референсами.
— В чем секрет успеха данного проекта?
Сериал органично сочетает методы и приёмы инфотейнмента. Всё сбалансировано и гармонично: чёткая тема, драматургия эксперимента, точки интереса, максимальная наглядность, различные визуальные языки и нативные переходы между ними, а также присутствуют авторский стиль и ирония.
— Как сериал опубликовали в официальном сообществе голосового помощника?
Олег и Ася сами занимались продвижением и размещением сериала на площадке. Они консультировались с создателями Маруси из VK еще на этапе работы над сценарием, когда готовились объясняющие тексты. Затем показали результат, который впечатлил команду разработчиков. В итоге ребятам предложили разместить сериал на официальной платформе.
Все 4 эпизода сериала можно посмотреть по ссылкам ниже:
Серия 1. Кто такая Маруся: https://vk.com/wall-183540171_154878
Серия 2. Как Маруся распознаёт речь: https://vk.com/wall-183540171_159558
Серия 3. Как Маруся понимает: https://vk.com/wall-183540171_163721
Серия 4. Как Маруся отвечает: https://vk.com/wall-183540171_172950
Татьяна Пивоварчик
Институт медиа: Доцент