• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершила свою работу конференция «Креативные индустрии: идеи, практики, инновации 2023»

23–24 марта 2023 года состоялась седьмая по счёту международная конференция молодых исследователей и практиков в сфере креативных индустрий. Конференция проводится ежегодно с целью углубленного изучения проблематики междисциплинарных исследований и развития проектов в области творческих индустрий и креативной экономики.

Декан факультета креативных индустрий, Быстрицкий Андрей Георгиевич.

Декан факультета креативных индустрий, Быстрицкий Андрей Георгиевич.

Развитие творческих (креативных) индустрий является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В этом году конференция собрала 80 участников из 26 регионов России, которые обсудили актуальное состояние и перспективы развития креативных индустрий  в фокусе достижения отдельных наук: философии, истории, культурологии, социологии, экономики, права, психологии, религии и др. За два дня работы конференции докладчики рассказали о своих инновационных проектах и научных исследованиях, а также приняли активное участие в работе секций.

Конференция объединила два рабочих формата: практический и академический трек. В первый день участники практического трека представляли групповые и индивидуальные креативные проекты в Центре культур НИУ ВШЭ. Все студенческие проекты, представленные на конференции, получили компетентную оценку ведущих экспертов в сфере креативных индустрий — преподавателей ФКИ НИУ ВШЭ.

Эксперт практического трека, Куприянов Александр Михайлович (слева) и Быстрицкий Андрей Георгиевич (справа)
Эксперт практического трека, Куприянов Александр Михайлович (слева) и Быстрицкий Андрей Георгиевич (справа)

Академическая часть включала 8 секций. Участники представили свои исследования в области трансформации музеев, регионального развития креативных индустрий в России, конвергенции, персонификации потребления, современных практик производства контента и других.

Теория и история креативных индустрий: актуальные проблемы и гипотезы

Модератор: Штейнман Мария Александровна

Научные конференции — одна из лучших возможностей помочь молодым исследователям войти в пространство научного дискурса. Еще важнее она для студентов — как шанс представить свои идеи, обсудить их и получить обратную связь.

Я была модератором секции «Теория и история креативных индустрий: актуальные проблемы и гипотезы» и моей главной задачей было создать поле академической дискуссии. И действительно, всем вместе нам удалось сделать так, чтобы каждый доклад превращался в небольшое, но очень активное обсуждение.

И могу смело утверждать, что большинство выступлений были на весьма высоком научном уровне. Арсений Платонов и Вера Потапова представили альтернативный взгляд на креативные индустрии, а в самостоятельном докладе Арсений углубил эту тему применительно к медиакультуре. Глеб Глонти рассказывал о функциональных звуковых средах. Два доклада были посвящены такому аспекту конвергентной культуры, как фан-сообщество: Анастасия Зеленцова рассматривала корейский K-pop, а Ростислав Мирецкий поднял более чем актуальную тему «токсичных фанатов» в контексте брендинга знаменитых медиафраншиз.

Главный вывод — горжусь нашими студентами. Как представляется, их работы вполне заслуживают публикации.

Трансформация музейных институций: перспективы исследования

Модератор: Цыганова Любовь Александровна

Коммуникацонные стратегии и практики

Модератор: Каширских Олег Николаевич

Как и предполагало название конференции, тематическое содержание докладов студентов действительно получилось инновационным. Текст и звук в коммуникационном сопровождении стали предметами методически стройных исследований на тему аудиобрендинга и контент-анализа в рекламе финансовых пирамид. Указанная тематика была позднее контекстуализирована докладами студентов, посвященным взаимоотношению образования и бизнеса в рамках подготовки компетентностного арсенала выпускников. Работа секции, в итоге, продемонстрировала комплексный взгляд на инструментальную и социальную проблематику развития знаний в области коммуникаций.

Ценности и модели поведения, персонификация потребления и культура участия

Модератор: Маквей Анна Владимировна

Новые реалии современных медиа. Коммуникации XXI века: конвергенции и трансформации

Модератор: Дмитриев Олег Аркадьевич

Разговор о мультимедийных приёмах в креативных индустриях получился очень обширным и продуктивным. Были рассмотрены очень важные темы мультимедийной современности — такие, как проблема трансформации аудитории политических программ, распространение мобильных платформ в Африке, актуальные работы информационных агентств в России. Очень приятно, что разговор получился не только профессиональным, но и по-человечески теплым. Думаю, что в будущем эти попытки обобщить опыт медиа превратятся в серьезные научные исследования.

Региональное развитие креативных индустрий в России

Модератор: Родькин Павел Евгеньевич

Современное искусство: исследовательские практики

Модератор: Сахно Ирина Михайловна

Молодые исследователи НИУ ВШЭ и других российских вузов вынесли на обсуждение ряд значимых научных проблем: «бедное» изображение в VR-изображении, современные звуковые карты городского пространства и потенциал гибридных платформ, «этника» в современном российском искусстве, повествовательное пространство в Game Studies и т.д. Обозначенный круг проблем продемонстрировал не только актуальные научные дискурсы, но и выявил очевидный потенциал для будущих междисциплинарных исследований, в которых репрезентируются теории и практики разных гуманитарных дисциплин: искусствоведения, культурной антропологии, социологии, философии, филологии и Visual Studies.

Современные кинематографические практики

Модератор: Иванов Олег Валентинович

Модераторы секции «Теория и история креативных индустрий: актуальные проблемы и гипотезы» Штейнман Мария Александровна (слева) и Цыганова Любовь Александровна (справа)
Модераторы секции «Теория и история креативных индустрий: актуальные проблемы и гипотезы» Штейнман Мария Александровна (слева) и Цыганова Любовь Александровна (справа)

Участники конференции получили обширный опыт нетворкинга и взаимодействия с ведущими экспертами креативных индустрий в России. По итогам работы конференции готовится к публикации официальный сборник докладов и практических кейсов, представленных на мероприятии.

Благодарим докладчиков за участие и желаем плодотворных исследований и новаторских проектов в сфере креативных индустрий!