• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна

Коммуникационные исследования в сфере здоровья

Коммуникационные исследования в сфере здоровья

Коммуникация здоровья (англ. health communication) – научная дисциплина и применение коммуникативных стратегий, направленных на информирование и воздействие на решения в области здоровья[1]

Коммуникация здоровья – это одна из отраслей Коммуникации (Communication Studies), обособленной области знания в системе социальных наук Запада. Помимо Коммуникации здоровья, Communication Studies включает и другие подразделы: организационная коммуникация, межличностная коммуникация, межкультурная коммуникация, визуальная коммуникация, коммуникация в группах, связи с общественностью, и т. д.

Понимание коммуникации здоровья как части целого позволяет нашим ученым опираться на формальные дескрипторы коммуникативного компонента, способствует интернационализации образования в коммуникации здоровья. 

Наша деятельность является лишь одним из направлений Департамента на пути к консолидации коммуникативного знания в России. Помимо этого коммуникативный подход реализуется на Департаменте в преподавании целого ряда дисциплин и проведении мероприятий. Ежегодно к обучению приглашаются теоретики с департаментов Коммуникации западных вузов в качестве преподавателей и приглашенных ученых.


[1] What Is Health Communications? // CDC URL: https://www.cdc.gov/healthcommunication/healthbasics/WhatIsHC.html

 

Наша миссия

Наша миссия состоит в легитимации отрасли КОММУНИКАЦИИ ЗДОРОВЬЯ  как зарождающегося академического направления в России, создание площадки для осмысления практического применения результатов научных исследований  в области здравоохранения.

Мы ставим ряд стратегических задач: 1) способствовать преодолению фрагментарности коммуникативного знания как научной отрасли в России, 2) создать платформу для диалога с представителями российского практикующего медицинского сообщества и академического мира, 3) повысить значимость научных прикладных исследований в области коммуникации здоровья для профессионалов в российском здравоохранении.

Наши тактические задачи сводятся к:

1)    проведению исследований (проектов) в области коммуникации здоровья по востребованным и актуальным проблемам российского здравоохранения, в том числе, по инициативе заказчика;

2)    поиску партнеров  из сферы здравоохранения, осознающих важность и неизбежность планирования коммуникативной деятельности на основании эмпирических данных.

3)    донесению результатов научных исследований в коммуникации здоровья до субъектов российского здравоохранения;

4)    созданию дискуссионной площадки для обмена идеями по поводу инкорпорирования результатов научных исследований в практику  медицинских работников, служащих министерства здравоохранения, общественных организаций, преподавателей и др.

 

Наша команда

Мордвинова Мария Андреевна

Департамент интегрированных коммуникаций: Доцент

Шантырева Любовь Викторовна

Департамент интегрированных коммуникаций: Преподаватель

Направления наших исследований

Мы исследуем влияние различных коммуникативных форм деятельности (рекламы, связи с общественностью, межличностной коммуникации и пр.) на изменение поведения людей относительно тем здоровья (к примеру, достижению комплаенса, принятию мер по улучшению своего здоровья или профилактике болезни и пр.). Конечная цель коммуникации здоровья  - инициировать у аудиторий позитивные изменения поведения относительно здоровья.

 

Основные направления наших исследований:

Цифровое здоровье (e-Health, Health 2.0) – изучение влияния социальных медиа, цифровых технологий и устройств на отношение и поведение целевых аудиторий относительно здоровья и формирование выводов для разработки информационных кампаний.

Построение эффективных сообщений  в коммуникации здоровья - изучение особенностей сообщений о здоровье (медийных, персональных  и пр.) на предмет доверия, узнаваемости, запоминаемости и пр.

Роль массовой коммуникации в кампаниях в сфере здравоохранения – исследования на тему влияния рекламы, медиа каналов на восприятие сообщений о здоровье. Какие особенности формирования повестки дня в здравоохранительном дискурсе,  приемы фреймирования  информации о здоровье в российских медиа и рекламе?

Коммуникация Врач-пациент – исследования, направленные на изучение специфики коммуникации между врачом и пациентом. Данное направление охватывает разнообразные аспекты коммуникации с пациентов, в том числе, вопросы коммуникации старения.

Коммуникация между субъектами индустрии здравоохранения и смежных с ней областей – исследования, направленные на изучение коммуникации между представителями министерства здравоохранения  и медицинских учреждений; клиник и страховых компаний; производителей продуктов питания и контролирующих инстанций и пр. Основной интерес – понять: коммуникативные проблемы, которые могут выступать препятствиями на пути к продуктивному  для  коммуникационных кампаний институционному полю.

Институционализация коммуникации здоровья – исследования, касающиеся становления академического и профессионального направления – Коммуникации здоровья в России. Анализ рынка, его структурирование и выявление особенностей, и прогнозирование его развития.

Результаты исследований могут быть интересны представителям медицинских учреждений (врачам, руководителям), фармацевтических компаний, Министерства здравоохранения, общественным организациям, высшим учебным заведениям. На основе эмпирических данных, представители индустрии здравоохранения могут принимать обоснованные решения о построении или корректировке той или иной коммуникационной кампании. 

Реализованные студенческие проекты на Ярмарке проектов в 2018/2019

2019

1.Обзор коммуникативных практик индустрии здравоохранения и смежных с ней отраслей.  Руководитель: Бачурина Н.С. 10.02.19 -15.04.19.

Каковы особенности коммуникации на разных уровнях системы здравоохранения России, а также в смежных секторах экономики - фармацевтическая индустрия, телемедицина? Какие коммуникационные стратегии, тактики и каналы коммуникации используются в каждом из сегментов? Какие тренды намечаются в российской практике и теории коммуникации здоровья? В проекте будет осуществлен сбор и анализ данных из открытых источников; проведен онлайн опрос субъектов индустрии.

2018

1.Практика и теория коммуникации здоровья в России. Руководитель: Мордвинова М.А., Бачурина Н.С. 12.11.2018- 24.12.2018.

Проект направлен на изучение процессов институционализации коммуникации здоровья в России.  В исследовательское поле попадают вопросы практической и теоретической плоскости. Во-первых, планируется проведение обзора профессионального рынка коммуникации здоровья в России. Кто из игроков на данном рынке относительно на систематической основе проводит коммуникативные интервенции? Какие проблемы относительно здоровья попадают во внимание  учреждений здравоохранения и смежных с вопросами здравоохранения организаций, инициирующих информационные кампании?  Какова эффективность данных кампаний? Какова специфика коммуникативных интервенций в здравоохранении и ее аудитории?  С другой стороны, планируется изучить как концептуализируется термин «коммуникация здоровья» практиками и теоретиками? Каков спектр научных исследований в России, отражает ли теория запросы практиков и наоборот. В результате проделанной работы предполагается то, что мы сможем понять структуру, состояние рынка и теории коммуникации здоровья.  Сможем уяснить то, как достижения в практической и теоретической сферах могут обогатить друг друга?   

2.Построение коммуникации со студентами - НЕдонорами крови. Руководитель: Мордвинова М.А., Бачурина Н.С. 22.10.2018 -21.12.2018

Проект направлен на изучение и практическое освоение исследовательской деятельности в области коммуникации здоровья. В результате реализации проекта планируется ответить на вопрос: почему студенты - в том числе, социально активные, вовлеченные в различные добровольческие проекты - НЕ становятся донорами крови. Понимание этого даст возможность спроектировать коммуникативную модель вовлечения в регулярное ответственное донорство крови и ее компонентов студентов высшего учебного заведения в мегаполисе.

ВКР студентов

  • Кочелова Дарья Александровна. Интернет обладает большей властью чем врачи?: убеждение «информированных пациентов» в осторожном лечении антибиотиками
  • Никоненко Анастасия Германовна. Генерируемый пользователями контент о фитнесе в социальных сетях: влияние на поведение относительно здоровья
  • Язькова Елизавета Алексеевна. Атрибуция к профессионализму как источнику экспертных знаний о здоровье в Интернет: оценка доверия сообщению пользователями
  • Юрьева Мария Дмитриевна. Эффективный и неэффективный тейлоринг сообщений частных медицинских клиник
  • Скворцова Анна Алексеевна. Гендерные особенности коммуникации здоровья: контент-анализ новостей, рекламы и статей о здоровье в русскоязычных женских и мужских журналах
  • Серебрякова Валерия Сергеевна. Коммуникация «разумного питания» с помощью маркировки
  • продуктов в России
  • Бажулич Кристина Джуровна. Влияние самоэффективности врача на совершенствование коммуникации с пациентом
  • Кимлык Мария Андреевна. Коммуникационные кампании государства о здоровье в России: их соответствие представлениям аудитории о приоритетности проблем в сфере здоровья
  • Чачков Алексей Алексеевич. Таргетинг сообщений для  возрастных курильщиков: влияние на изменение поведения
  • Курганова Диана Андреевна. Поиск информации в Интернете перед посещением врача: последствия для коммуникации «пациент-врач»
  • Шельменкина Карина Сергеевна. Таргетированная реклама в социальной сети «Вконтакте»: эффективность различных форматов рекламных объявлений
  • Радченко Ирина Дмитриевна. Влияние социальных медиа на восприятие рисков, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем
  • Щелкунов Игорь Владимирович. Носимые устройства как атрибут здорового образа жизни?: возможности и ограничения для коммуникации между пользователем и брендом
  • Мошева Анастасия Олеговна. Потребители медицинских услуг в условиях здравоохранения постмодерна: устранение барьеров в коммуникации интернет-информированного пациента и врача (на примере мам и детских врачей)
  • Янчева Анастасия Вадимовна. Коммуницирование факторов, обуславливающих боязнь или отказ от первичного опыта в донорстве крови: теория запланированного поведения (на примере кампании «Сдай кровь в НИУ ВШЭ»)
  • Калиниченко Валерия Евгеньевна. Социальное курение среди студентов российских вузов: разработка коммуникационной стратегии для антитабачной кампании

  • Косинова Дарья Леонидовна.  Дихотомия социального и коммерческого интереса в спортивном спонсорстве брендов нездоровой еды, напитков, алкогольных и табачных брендов: восприятие молодежью

  • Папельников Роман Сергеевич. Реклама в сфере сексуального здоровья и поведения: cоцио-культурные аспекты

Наши публикации

2020

Endaltseva A., Bachurina N., Mordvinova M. Co-Creating in the Wonderland: Communication and Patient-Oriented Healthcare in Russia, in: The Handbook of Strategic Communication. Wiley-Blackwell, 2020 (в печати). 

2015

Mordvinova M., Endaltseva A. Health communication and rhetorical challenges for the anti-smoking policy in Russia // Journal of Communication in Healthcare: Strategies, Media, and Engagement in Global Health. 2015. Vol. 8. No. 4. P. 325-334

Новости о нас

Мария Мордвинова приняла участие в  Conference on Health Communication, Кентуки, США (май 2020) с докладом о коммуникации донорства крови в семеном кругу.

Нелли Бачурина выступила с докладом: "Health Communication in Russia as a Part of the Developing Communication Field:  Academics’ and Practitioners’ Perspectives" на ежегодном съезде Национальной коммуникативной ассоциации (14-17 ноября, 2019), Балтимор, штат Мэриленд, США.

Валерия Калиниченко, студентка 4 курса ОП «Реклама и связи с общественностью» и победительница НИРС,  заняла второе место в Научных боях ВШЭ с исследованием «Влияние антитабачной рекламы на отношение молодежи к курению: гендерный аспект».

Александра Ендальцева. Общественное здоровье: приглашение к разговору и действию. https://www.hse.ru/news/communication/143093460.html

Мария Мордвинова приняла участие в Conference on Health Communication, Лексингтон, США, 2016 г.