Ян Николаев – о смене профессиональной сферы, работе в аналитике «Лавки» и учёбе в магистратуре
Расскажи о своей учёбе на РиСО: какую специализацию ты выбрал, о чём был твой диплом?
Учёба на РиСО вспоминается сейчас как очень приятное жизненное приключение. Программа дала мне в первую очередь знакомства и огромный культурный бэкграунд; научила меня, что обучение – это не только «зубрежка» как в школе, но и крайне интересный процесс, который может приносить удовольствие. В тот период моей жизни мне были интересны гуманитарные науки – философия, культурология (мой майнор) и межкультурные коммуникации. Я очень благодарен моим преподавателям философии Николаю Афанасову и Александру Мишуре за то, что они показали мне, что процесс познания – это и интересно, и полезно. Александр сейчас, кстати, мой коллега в «Лавке» и является тимлидом аналитиков-разработчиков.
Я выбрал специализацию «Межкультурные коммуникации», потому что она лучше всего отвечала моим предпочтениям в тот момент и позволила изучать культуру в широком смысле этого слова. Я писал диплом на тему «Концептуализация якутского кинематографа в российском медиадискурсе на примере якутского кино “Новой волны”» – эта тема позволила мне углубиться в изучение якутской культуры, её места в жизни России, и при этом изучить, как это всё воспринимается обществом в нашей стране.
Почему для учёбы в магистратуре ты выбрал Вышку и программу «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика»? Как ты узнал об этой программе?
В бакалавриате я изучал то, что мне было интересно – хотел нагнать не набранный за период моей спортивной карьеры культурный бэкграунд (я кандидат в мастера спорта по большому теннису). Для магистратуры я уже выбрал то, чем я хотел бы заниматься в качестве профессиональной деятельности.
Я выбрал Вышку, потому что этот университет, кажется, один из немногих, который старается максимально подготовить студентов к профессиональной карьере, а не просто зациклен на преподавании знаний «в вакууме», которые оторваны от реальности или уже устарели.
Доказательством являются бесчисленные учебные проекты с реальными заказчиками и преподаватели, которые продолжают работать в крупных компаниях в своей сфере. Нашу программу я выбирал исходя из того, что она позволяет осуществить плавный переход из полностью гуманитарной сферы в более техническую – а это то, что мне как раз было нужно! На самом деле, я даже толком и не сомневался в выборе, потому что уже на четвертом курсе понимал, чем я примерно хочу заниматься – а об этой программе я знал, потому что встречал студентов, обучающихся на ней.
Расскажи о своей учёбе на магистратуре «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика»: как проходят занятия, как складывается коммуникация с одногруппниками, как идёт подготовка диплома?
Все занятия на программе проходят вечером, что позволяет совмещать работу и учебу – для меня это огромный плюс! Также здорово, что абсолютно все преподаватели у нас – это действующие сотрудники крупных компаний, тимлиды, CPO (Chief Product Officer – прим. ред.), CEO (Chief Executive Officer – прим. ред.), руководители направлений и т.д. Они с удовольствием делятся своими знаниями и зачастую даже нанимают студентов к себе, что очень здорово и редко где можно встретить.
Лично мне обучение на нашей программе позволило попасть на должность, которую я занимаю сейчас. У нас был проект, на котором МТС официально устроили меня к себе в отдел Python-разработки на позицию стажёра по совместительству, чтобы я смог нарисовать им дашборд и выполнить проект. Это очень помогло мне в будущем.
Недавно у нас прошёл выбор тем для ВКР. Руководитель программы Елена Аркадьевна Грызунова лично созвонилась со мной: мы обсудили темы, которые мне интересны, и подобрали заказчика для ВКР из «Литреса», с которым я теперь пишу диплом на тему рекомендательных алгоритмов в контенте.
Хочется также отметить, что почти все студенты уже обладают опытом в своих сферах, из-за чего обсуждения на занятиях становятся более интересными и содержательными – нам есть, чему друг у друга поучиться, и что перенять.
В твоем портфолио есть крупные корпорации («Яндекс» и МТС, например) и ведущие коммуникационные агентства (OKKAM, dentsu). Что тебе дал опыт работы в агентстве и «на стороне клиента» – и какой формат тебе ближе?
Агентство – это ускоренный профессиональный интенсив, проходя через который ты в быстром темпе получаешь все необходимые знания и компетенции, потому что у тебя есть возможность работать с разными клиентами из разных сфер и решать уникальные задачи для каждого из них.
Я совершенно не жалею, что начал работать именно на стороне агентства, так как это дало мне огромный опыт не только для развития хардов, но и для понимания того, как в целом устроена коммуникация в бизнесе.
Однако всем агентствам свойственен высокий темп работы, переработки и не самая высокая зарплатная вилка, поэтому я решил перейти «на сторону клиента». Там всё куда спокойнее и компании чаще всего ищут ребят с опытом, так как бизнесу важно качественно решать текущие задачи. Основная разница между агентством и клиентом состоит для меня в том, что на стороне бизнеса тебе проще видеть результат своей работы, потому что твои действия напрямую влияют на продукт. В агентстве же это чаще косвенные показатели, немного оторванные от реальности, из-за чего я часто задумывался о том, что я вообще делаю и для чего – а такой формат мне не подходит.
Сейчас даже спустя почти год работы в «Яндексе» я каждый день сталкиваюсь с чем-то новым, с чем нужно разбираться и что нужно изучать для качественного выполнения задачи. Мне очень нравятся такие вызовы, потому что они заставляют мозг работать и не дают заскучать от рутины. В «Яндексе» каждый сотрудник обладает очень высокими компетенциями в своей сфере, все очень открыты и доступные к диалогу (ну, или мне так повезло) – это помогает круто прокачивать свои технические скиллы и расти дальше.
Каким проектом, выполненным на работе, ты гордишься больше всего?
Когда я проходил собеседования, я был совершенно не готов к тому, что мне придется что-то писать на языке JavaScript. Но сразу же появились задачи, связанные с ним, что стало для меня определённым вызовом. Нам нужно было реализовать дэшборд для визуализации факторного анализа фудкоста блюда «Лавки». Дэшборд подразумевал использование кастомных чартов на языке JavaScript, и расчётные значения нужно было делить не только на блюда, но и на ингредиенты в этих блюдах.
В итоге получился очень качественный инструмент, который позволяет экономить до 20-25 часов руководителя отдела планирования производства в месяц и предоставлять качественные данные для топов «Лавки». Из интересного – только на языке JavaScript было написано более 3000 строк кода и более 1500 строк в запросах.
Ты начинал как аккаунт-менеджер – как у тебя получилось перейти в аналитику и разработку? Студенты часто переживают, что выбор направления это «навсегда».
Самое сложное – это побороть внутренние переживания и волнения, которые не дают людям резко менять сферу своей деятельности. Например, мысли формата «А что я буду делать, если у меня ничего не получится, я же останусь без работы!». Как мне кажется, это неправильный ход мысли.
Во-первых, нельзя начинать делать что-то, настраиваясь сразу на негативный результат; во-вторых, у человека уже есть какие-то профессиональные навыки, и в случае чего всегда можно вернуться или попробовать что-то ещё.
В моём случае всё куда проще: меня никогда не преследовали такие переживания, потому что я немного «сорвиголова» в этом плане и не боюсь делать что-то новое – даже если это поначалу будет иметь определённые издержки для меня.
Но самое сложное – это быть усердным и стремиться к достижению своей цели несмотря на все трудности. Нужно просто смириться с тем, что некоторые аспекты могут быть сложными и будут пытаться сломать тебя и заставить пожалеть о сделанном выборе – но это всё временно. Если стараться и работать дальше, всё получится!
Как строится твой рабочий день на нынешней позиции?
Обычно я просыпаюсь около 10 утра, умываюсь и сразу включаю ноутбук – проверяю свой трекер и смотрю, не появилось ли чего-то нового в моих задачах. Одновременно с этим я заказываю себе из «Лавки» еду на день и к 10:30 подключаюсь на дейлик (ежедневная встреча с коллегами – прим. ред.), где мы обсуждаем наши текущие задачи на день. После дейлика сажусь завтракать и наконец приступаю к своим задачам. Поначалу у меня получалось уделять почти всё время их выполнению, однако со временем стало появляться больше встреч с коллегами. Из-за этого теперь в среднем я выделяю около 4-5 часов на задачи в день и оставшееся время уходит на разные обсуждения.
Заканчиваю я обычно около 19:30, если в этот день нет занятий, и в 18:00, если пары есть. Я стараюсь перерабатывать как можно меньше, чтобы уменьшить вероятность выгорания. Понятно, что иногда приходится поработать в ночи, но это происходит не так часто.
Ты стал ментором в программе менторства Вышки в этом году. Расскажи, почему ты решил принять участие в программе и что хочешь дать своим менти?
Всё довольно просто: я хочу донести студентам, что, даже если у них нет профильного технического образования, при должном усердии они всё равно могут оказаться в big tech компании на желанной позиции. Также я знаю, что сейчас джунам в айти приходится довольно тяжело, поэтому я смог договориться с бывшими работодателями, чтобы они потенциально ожидали наиболее подходящих менти на свои вакансии: это поможет студентам очень неплохо ускорить начало своей карьеры и минуть её самую сложную часть – поиск первой работы.
Какое напутствие или совет ты можешь дать нынешним студентам по направлению «Коммуникации»?
Ребята, как бы это заезженно не звучало, радуйтесь своему студенчеству! Поначалу я не до конца верил, когда родители говорили, что это самое прекрасное время в жизни – но пока могу сказать, что так и есть.
Самое приятное – это ощущение беззаботности и свобода получать именно те знания, которые пригодятся вам в будущем, не испытывая потребности постоянно выкраивать свободное время на это. Сейчас у меня с этим всё немного сложнее.
И самое главное: друзья, отдыхайте почаще, высыпайтесь и радуйтесь жизни. Отдохнувший и счастливый человек способен на всё, так все дела становятся легче, а трудности проще разрешаются.