Анастасия Каравайцева – о карьерной траектории и работе продакт-менеджера в дейтинг-приложении
Расскажи о своей учёбе на программе «Реклама и связи с общественностью»: какую специальность ты выбрала, какие курсы были любимыми и самыми полезными?
Я поступила на РиСО, потому что я хотела работать в сфере рекламы и медиа, мне хотелось создавать продукты и коммуникационные кампании и видеть финальный результат – по телевизору или в социальных сетях.
Я выбрала специализацию «Маркетинг» – мне импонировал подход Олега Владимировича Карасёва (куратора специализации – прим. ред.), и на тот момент у меня уже был опыт стажировки в международном агентстве Wawemaker (GroupM). Я хотела усилить свои знания в брендинге – мне хотелось придумать свой бренд и свой продукт.
Среди полезных курсов, где я получила наиболее ценные знания и которые мне помогают по сей день:
- Научно-исследовательский семинар (НИС) – качает навык исследований, поиска болей и потребностей аудитории, критическое осмысление результатов исследования других компаний и репортов;
- Все курсы Олега Карасёва – это было нелегко, но очень хорошо помогло прокачать навыки аналитики и «заземления» этой аналитики, т.е. очень прикладные знания, которые я применяю в создании своего продукта;
- Майнор «Стратегическое корпоративное предпринимательство» Сергея Титова – это был замечательный курс, который можно рассматривать как миниакселератор для создания своего проекта. Во время обучения мы прошли все необходимые дисциплины: экономика, управление проектами, менеджмент – можно сказать, там обучают мышлению внутрикорпоративного предпринимателя.
- Курс «Культура коммуникаций» Любови Александровны Цыгановой – очень интересно, расширяет кругозор и насмотренность
Что тебе дала учеба в Вышке?
Учёба в ВШЭ очень сильно развила у меня насмотренность, критическое мышление, навыки анализа и работы с данными. Мои близкие друзья из Вышки – я очень рада, что мы встретились. Вообще, оказавшись в Вышке, ты становишься частью большого комьюнити – и это здорово, когда тебя окружают единомышленники.
Сейчас мы в «VK Знакомствах» выпустили в разделе «Подборки» подборку «Учатся с вами»: вы указываете вуз, в котором учитесь, и мы покажем вам анкеты пользователей, которые тоже из этого вуза. Я считаю, что это очень круто, когда ты можешь искать единомышленников в несколько кликов.

Был ли у тебя опыт работы или стажировок до «VK Знакомств»? Если да, расскажи, о нём пожалуйста — какой опыт тебе дала работа на этих позициях?
Я попала на свою первую стажировку летом после второго курса – работала аналитиком в медиа-агентстве Wawemaker (GroupM). Там я поняла, что для меня аналитики мало и я хочу создавать медиастратегии. Затем я работала в Dentsu на позиции джуниор медиастратега: мне нравилась моя работа, параллельно на четвертом курсе я пошла в студенческий акселератор «Сбер студент», где я со своей командой запустила аудиодейтинговое приложение TalkNow. Хоть наша гипотеза о важности коммуникации голосом не «полетела», для меня это был суперопыт, потому что на акселераторе мы общались с менторами, проходили обучение по программе стенфордского университета по запуску продукта от идеи до реализации.
Благодаря опыту создания своего дейтинг-приложения я поняла, что хочу быть продакт-менеджером, потому что, по сути, это внутрикорпоративный предприниматель. Менеджер по продукту должен обладать множеством компетенций: навыками проведения исследований, формулирования гипотез, аналитики и следования data-driven подходу, маркетинга и коммуникаций (внешних и внутренних), а также понимать технологические и инфраструктурные особенности и ограничения продукта.
После окончания обучения в бакалавриате меня «переманило» другое агентство французского холдинга Publicis Media, где я была мидл медиастратегом. Именно в Publicis Media я узнала, что такое корпоративная культура – и до сих пор общаюсь со своими бывшими коллегами.
После этого я прошла онлайн-обучение и начала искать работу продакт-менеджером. В поиске работы мне очень помог мой опыт из акселератора, навык проведения исследований и поиска «болей» пользователей – я получила оффер на позицию джуниор продакт-менеджера, где в работе с технически сложным продуктом с активной аудиторией получала знания и навыки продакт-менеджмента.
«VK Знакомства» меня пригласили на собеседование сами, и после разговора я поняла, что я очень хочу стать частью такой крутой команды и развивать дейтинг-сервис.
Как ты думаешь, как стоит организовать поиск работы, чтобы попасть в крупные компании и «продать» себя крутому работодателю?
Во-первых, не нужно бояться отказов – они всегда будут и это нормально.
Во-вторых, важно после каждого собеседования подводить итог и задавать себе вопросы: какой навык мне нужно прокачать, какую изучить дополнительную литературу, стоит ли обратиться к ментору, что вообще хочет рынок от этой позиции, какие знания и навыки необходимы.
Я всегда мониторила дни карьеры, мероприятия и вакансии интересующих меня компаний, иногда писала сотрудникам компании на LinkedIn. Я считаю, что это помогает понять корпоративную культуру, познакомиться с сотрудниками и понять, подходит вам это или нет.
В начале карьерного пути тяжело, я много перерабатывала на своей первой стажировке, но это дало свои плоды в виде навыков и знаний. Важно пройти самый тяжелый этап – первый опыт работы. Затем с поиском становится легче.
Я считаю, что важно показать и проявить свою проактивность, позитивно удивить рекрутера или нанимающего менеджера. У меня было так с Avito, когда я прошла один из этапов отбора, но не стала продолжать, потому что переживала, что не смогу совмещать работу с учёбой на четвертом курсе – рекрутер дала мне свой личный номер телефона и сказала, что я могу написать ей, когда закончу университет. Это было очень приятно, я такого не ожидала – причиной такой открытости было то, что я сделала одно из самых лучших тестовых заданий, им оно очень понравилось. Признаюсь, я ждала ответа на тестовое около двух недель и вообще начала думать, что оно слабое и надо было делать по-другому – представьте моё удивление и радость, когда я получила такую обратную связь.
Из каких задач состоит рабочий день продакт-менеджера приложения для знакомств?
Роль продакт-менеджера – комплексная и требует погружения в разные сферы. Я регулярно наблюдаю за изменениями в метриках нашего продукта; исследую, что нового выпустили конкуренты; дополнительно есть встречи с командой, где мы обсуждаем способ реализации какой-то фичи и оцениваем сложность выполнения задачи. Также есть встречи, где я как продакт рассказываю, куда мы стремимся и каковы наши цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Вместе с командой мы планируем исследования и ключевые гипотезы, изучаем отраслевые репорты.

Поменялось ли твоё отношение к дейтинг-сервисам после того, как ты стала частью команды продукта, а не просто пользователем?
Нет, не изменилось – потому что я была пользователем дейтинг-сервиса ещё будучи студентом, затем во время акселератора пыталась создать свой дейтинг-стартап. Сейчас я занимаюсь развитием дейтинг-сервиса – я даже на собеседованиях говорила, что мне важно заниматься продуктом, которым я сама пользуюсь и который мне интересен и нравится. И, наоборот, свой личный опыт и опыт знакомых может вдохновить на создание какой-то новой фичи.
Представь, что первоклассник спрашивает тебя, что ты делаешь на работе. Как бы ты ответила?
Я как родитель ребёнка, который собирается в школу. «Ребёнок» – это приложение, мой продукт. Я изучаю, что нужно купить для учёбы, какие потребности у ребёнка и какие требования у учебного заведения; соединяю это на уровне идеи и портфеля с учебниками и канцтоварами. Затем отправляю ребёнка в школу, где он получает баллы/оценки – я сопоставляю это с метриками и системой измерения «степени усвоения материала». Если где-то есть просадка – я исследую, в чём проблема, и пытаюсь это устранить. Затем опять перепроверяю и сопоставляю с системой изменения материала.
На твой взгляд, есть ли особая специфика у вашего продукта именно с точки зрения продакт-менеджмента?
Вообще, работать в дейтинг-продукте очень интересно, потому что ты регулярно сталкиваешься с темой женско-мужских отношений во время реализации или проектирования новых фич. Также нужно учитывать социокультурные особенности: например, в России женщины всё-таки больше предпочитают, чтобы инициатива – первое сообщение – исходило от мужчины. Но порой и сами готовы написать первыми!
Вообще, дейтинг – чувствительная тема. Для нас очень важно подчеркивать пользователям, что мы не покажем их анкету своим друзьям из ВКонтакте, что их данные в полной сохранности и безопасности. В нашем сервисе есть гид по безопасности, где мы делимся советами о безопасном дейтинге и подсвечиваем интересные идеи для свиданий.
Каким проектом на работе ты гордишься больше всего и почему?
Я горжусь каждой фичей, которую мы выпускаем, и каждым релизом, с которым наш продукт становится лучше. Из последнего – я очень горжусь подборкой «Учатся с вами»: мы формируем её по вузу, который указывают пользователи в своей анкете. Далее в разделе «Подборки» пользователи могут находить себе новых друзей, партнёров и просто интересных знакомых из своего вуза. Я считаю, что это по-настоящему круто, потому что благодаря этой фиче можно знакомиться и общаться с единомышленниками, создавать совместные проекты с ребятами из разных факультетов. В общем, для нетворкинга и успешного дейтинга это технологически сложно и очень классно!
За что ты любишь свою работу?
Я люблю свою работу по нескольким причинам. Мне нравится роль внутрикорпоративного предпринимателя, когда я принимаю решение на основе данных и думаю, как улучшить продукт и ускорить его развитие. Я вижу в режиме реального времени, как мои решения влияют на продукт.
А ещё у меня классная заряженная на работу и развитие команда, с которой ты «переопыляешься» идеями по развитию и реализации.
Мне очень нравится наша категория в индустрии – social discovery, она закрывает важную потребность пользователей в поиске классных и близких по духу людей. На мой взгляд, большое преимущество дейтинга – это то, что за короткий промежуток времени ты можешь познакомиться со множеством людей из разных сфер и с разным опытом.
Чего ты мечтаешь добиться в карьере?
Я хочу запустить свой проект в сфере health-tech, чтобы он помог пользователям построить здоровые отношения со своей кожей. Конечно, для меня важно, чтобы этот проект был экономически и идейно успешным. Я уже начала вести Telegram-канал «Атопия не порок», где рассказываю, как ухаживать за кожей с атопическим дерматитом и делюсь событиями из жизни.