• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для хорватов «idemo na kavu» — это больше, чем приглашение на кофе»: опыт академической мобильности в бакалавриате Школы коммуникаций

Студентка 3 курса программы «Реклама и свзяи с общественностью» Эмануэла Барич — о семестре в Хорватии, знакомстве с другими вышкинцами и особенностях учебного процесса в частной бизнес-школе.

«Для хорватов «idemo na kavu» — это больше, чем приглашение на кофе»: опыт академической мобильности в бакалавриате Школы коммуникаций

Идея поехать учиться по обмену в Хорватию пришла к Эмануэле в августе, за несколько недель перед началом второго курса.

«Я случайно увидела на корпоративной почте рассылку о международной мобильности. В списке стран заметила Хорватию и поняла, что это знак — буквально за неделю до этого обсуждала с друзьями, что обязательно хочу туда поехать в путешествие. В списке был только один хорватский вуз — Zagreb School of Economics and Management, частная бизнес-школа в столице, известная программами в сфере маркетинга и аналитики. Я подала документы в первую волну и собрала всё меньше чем за две недели. Подтверждение уровня языка не понадобилось — хватило внутреннего сертификата Вышки. Например, вместо дисциплины «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» я проходила Digital Trends and Analytics in Marketing. Те курсы, которые мне перекрыть не удалось, перешли на 3 курс. Сейчас я параллельно пишу две курсовые работы: для деловой игры вместе с моими одногруппниками и курсовую вместе со вторым курсом».

Подаваясь на мобильность, студенты не выбирают фиксированную программу, а формируют набор из курсов принимающего университета: те, что перекрывают дисциплины, пропущенные в Вышке, и те, что просто интересны. Всё зависит от количества зачётных единиц (кредитов) и индивидуального учебного плана. Центр международной мобильности НИУ ВШЭ принимает решение о зачислении на основе академического рейтинга в Вышке, рекомендательных писем и мотивационного.

План подачи заявки на мобильность достаточно прост:

  1. выбрать университет, изучить все предлагаемые курсы и требования.
  2. связаться с учебным офисом и предложить им вариант ИУПа.
  3. начать связываться с преподавателями для рекомендательного письма, параллельно писать мотивационное письмо.
  4. подготовить все документы, которые требует центр международной мобильности НИУ ВШЭ.
  5. верить в себя, и помнить, что в случае отказа есть ещё несколько волн для подачи.

Обучение в Хорватии

Первая неделя была адаптационной: студентов познакомили с университетом, провели экскурсию по городу, устроили различные активности в виде хайкинга и горных лыж, мастер-классов по изучению хорватского. Загреб стал не только новым академическим опытом, но и отправной точкой для путешествий: за семестр Эмануэла посетила пятнадцать стран и двадцать восемь городов.

«ZSEM — частная бизнес-школа, буквально два с половиной офисных этажа, и по масштабу её, конечно, нельзя сравнивать с Вышкой. Но именно это делало каждое место, каждый кабинет и каждый коворкинг, особенными. При знакомстве с университетом нам провели короткую экскурсию по этажам, показали, где находится международный офис и куда можно обращаться в случае проблем, а потом отвели в кофейню на первом этаже, играть в бинго и знакомиться друг с другом.

Для хорватов «idemo na kavu» — это больше, чем приглашение на кофе, это предложение провести несколько часов, разговаривая просто обо всём: о личном, о семейном и о рабочем.

В четвёртом модуле у меня начался новый предмет, и преподаватель в конце первого занятия специально завершил на полчаса раньше, чтобы пригласить нас всех на кофе. Он сказал, что эта встреча полезнее любых теоретических знаний, которые он может нам дать, потому что нетворкинг — основа любых коммуникаций.

Но, в отличие от Москвы, где я люблю пить кофе на ходу, по пути от метро или к нему, в Хорватии этот ритуал про замедление и удовольствие от каждой секунды (или, если честно, от каждого часа). Говоря о Загребе, могу сказать, что это одно из самых безопасных мест, в которых я когда-либо была». 

«В адаптации мне помогли вышкинские ребята, с которыми я жила (с московской программы «Мировая экономика» и из пермской вышки) и русскоязычные ребята, которых я встретила уже там! С ребятами мы создали чат еще в ноябре: обсуждали вопросы проживания, наличия международных карт, виз, покупки билетов и т.д. Мы сразу поняли, что удобнее и дешевле будет жить всем вместе, поэтому все 5 месяцев мы провели живя вместе, учась вместе и путешествуя вместе!

Я очень благодарна Мише и Альбине за весь тот опыт, который мы приобрели, плюс они оказались безумно интересными ребятами, у которых я многому научилась. С Мишей мы не вылезали с сайта Ryanair, планируя новые путешествия, а с Альбиной постоянно готовили, особенное удовольствие получая от знакомства наших интернациональных друзей с блюдами русской кухни. Также мы познакомились с русскоязычными ребятами,  приехавшими на мобильность: Фатя, невероятно классная девочка из Азербайджана и двое ребят, уехавших из Москвы и Беларуси жить и учиться в Хорватии на постоянной основе. Вместе мы создали «русский клуб» (так называется наш общий чатик) и замечательно проводили время!».

Формат занятий в ZSEM варьировался между лекциями и семинарами. Неизменно фиксировалось посещаемость, без которой нельзя закрыть курс. Эмануэла посещала такие курсы: Introduction to Sports Management, Digital Trends and Analytics in Marketing, Behavioral Economics, Critical Thinking, Digital Social and Media Marketing и Marketing Management. В четвертом модуле занятия по курсу Critical Thinking длились по 4 часа, а курс по маркетингу занимал 14 часов в неделю. Пары длились по 2–3 часа вместо привычных час двадцать.

«Одно из самых интересных заданий, которое у нас было — дебаты на курсе Critical Thinking на супер-актуальную на тот момент тему: «тарифная политика второй администрации Трампа». Мы заранее к ним подготовились: сначала разобрали виды и структуру самых эффективных аргументов, а потом разделились на две команды «за» и «против» тарифов. Каждая команда прорабатывала свою позицию, искала факты и данные, а на самом семинаре мы практиковали командные дебаты. Было очень интересно, так как защита была не в формате классического выступления с презентацией, а реальный спор, где нужно быстро парировать и защищать свою точку зрения, тем более не на своем родном языке». 

Пары в ZSEM
Пары в ZSEM
Эмануэла Барич

Напутствие для студентов

Я советую брать от мобильности всё, что только можно: связи, знакомства, спонтанные поездки, ведь они тоже часть опыта. Вы потом всё наверстаете, но таких впечатлений дома не получить. Главное — не бояться, если сначала кажется, что трудно. И не забываете уточнять всё в учебном офисе. По таблице на сайте международной академической мобильности, мне показалось, что студенты ФКИ не могли подаваться в ZSEM, но после разговора с руководством учебного офиса оказалось, что никаких ограничений, связанных с моей программой, нет.