Чтение не является популярной формой проведения досуга среди современной молодежи. Классическая и современная литература в рейтинге популярности уступает лидирующие места фантастике, которая из книг выходит на экраны кинотеатров и дает сюжеты для компьютерных игр. Таким образом молодой человек становится не только читателем и зрителем, но и участником альтернативной реальности, отметила доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк при исследовании читательских предпочтений современной молодежи. Результаты работы представлены на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Чтение художественной литературы давно перестало быть повсеместным способом проведения досуга среди молодежи. «В молодежной среде остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается высокой ценностью», – отметила
Любовь Борусяк в исследовании
«Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов». Но даже для этих групп, как считает исследователь, характерно отсутствие интереса к современной литературе, к новому в литературе. По крайней мере, если говорить о произведениях современных российских авторов.
Новое исследование, проведенное Любовью Борусяк, это подтверждает. Предпочтения среди молодежи отдаются известным произведениям из обязательной школьной программы. А в фаворитах для легкого чтения на досуге чаще всего фигурирует зарубежная фантастика.
Чтобы выяснить, что читает современная российская молодежь, Борусяк провела анализ контента сообществ социальной сети ВКонтакте, посвященных литературе и чтению, а также проанализировала информацию личных профилей пользователей в возрасте 17-23 лет, указавших на своих страницах названия любимых книг и авторов. Размер выборки составил 6350 человек с равным представительством юношей и девушек.
Поэзия не для массовой аудитории
В ходе исследования выяснилось, что поле, касающееся любимых книг, заполнено только у 9% молодых людей. Предыдущее исследование читательских предпочтений молодых интеллектуалов, проведенное Борусяк, показало, что в этой исследуемой группе процент заполняемости поля намного выше – около 50%. «Это само по себе характеризует ситуацию, когда книги перестают быть высокой ценностью, а сообщение о любимых книгах или писателях – способом самопрезентации, возможностью «сообщить о себе» другим», – считает автор исследования.
Понятие «литература» для молодежи, включая и наиболее образованную, интеллектуальную ее часть – это, прежде всего, проза. Любимых поэтов пользователи сети называют очень редко, и если называют, то российских – зарубежная поэзия молодежь не интересует, считают исследователи. «Интерес к поэзии сейчас низок во всех возрастных группах, не только у молодежи. Хотя есть поэты, которым в сети ВКонтакте посвящено достаточно много сообществ с большим количеством зарегистрированных пользователей. Но все же интерес к поэзии совсем не массовое явление», – прокомментировала Борусяк.
Малоизвестной является для молодежи и современная отечественная проза. Это показали проведенные исследователями фокус-группы. На фокус-группах молодые люди объясняли незнание современной отечественной литературы и отсутствие к ней интереса тем, что в русской классике все уже есть, и ничего нового и полезного не напишут, да и не нужно, говорится в докладе исследователей.
Кроме поэзии и современной отечественной литературы в аутсайдерах и любовные романы. Однако это, по мнению Борусяк, вполне объяснимо. «Любовные романы – это коммерческий жанр, имеющий очень четкую целевую аудиторию, и это не молодежь, а женщины существенно постарше, которым не хватает остроты чувств, жизнь которых однообразна, в ней мало событий. Это пока еще не то, от чего страдают молодые девушки», – пояснила исследователь.
Однако острота чувств для женской молодежной аудитории присутствует в фэнтези. Например, в суперпопулярных «Сумерках» Стефани Майер. «Фэнтези в чистом виде, без страстной любви, девушки не любят и довольно редко читают», - уточняет Борусяк.
Фантастика бьет рекорды
В целом фантастика и фэнтези являются наиболее популярными литературными жанрами среди молодежи.
Исследователи составили топ-20 наиболее популярных авторов. Значительную долю в нем занимают авторы фантастики и фэнтези – Д.Толкин, С.Майер, Рэй Брэдбери, Д.Глуховский, братья Стругацкие, С.Лукьяненко. Здесь также и Д.Роулинг, поскольку «Гарри Поттера» читают не только дети, но и взрослые. В результате этому жанру принадлежит семь позиций в рейтинге.
Таблица 1. Топ-20 наиболее популярных авторов (ранги для каждой группы)
|
Всего
|
мужчины
|
женщины
|
Младшая группа
|
Старшая группа
|
1.Булгаков Михаил
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2.Коэльо Пауло
|
2
|
8
|
2
|
5
|
2
|
3.Достоевский Федор
|
3
|
5
|
3
|
3
|
3
|
4.Толстой Лев
|
4
|
2
|
5
|
4
|
4
|
5.Роулинг Джоан
|
5
|
3
|
6
|
2
|
6
|
6.Кинг Стивен
|
6
|
7
|
7
|
6
|
5
|
7.Толкин Джон
|
7
|
4
|
13
|
8
|
7
|
8.Пушкин Александр
|
8
|
9
|
10
|
7
|
10
|
9.Майер Стефани
|
9
|
20
|
4
|
10
|
9
|
10.Ремарк Эрих Мария
|
10
|
18
|
8-9
|
17
|
8
|
11.Глуховский Дмитрий
|
11
|
6
|
20
|
9
|
16
|
12.Гоголь Николай
|
12
|
11
|
16
|
11
|
15
|
13.Дюма Александр
|
13
|
14
|
11
|
15
|
12
|
14.Лермонтов Михаил
|
14
|
16
|
12
|
13
|
17
|
15.Уайльд Оскар
|
15
|
19
|
8-9
|
14
|
18
|
16.Паланик Чак
|
16
|
15
|
15
|
19
|
11
|
17.Дойль Артур Конан
|
17
|
13
|
17
|
12
|
20
|
18.Брэдбери Рэй
|
18
|
17
|
14
|
16
|
19
|
19.Стругацкие А. и Б.
|
19
|
10
|
19
|
18
|
14
|
20.Лукьяненко Сергей
|
20
|
12
|
18
|
20
|
13
|
Источник: доклад Л.Борусяк и М.Карпова
«Фантастика и раньше была любимым юношеским чтением, равно как приключения, то есть все связанное с закрученным сюжетом, активным действием. Сейчас интерес молодежи к фантастике ниже, хотя в число наиболее популярных авторов входят братья Стругацкие и Рэй Брэдбери, но фэнтази – жанр, где автор создает новые, особые миры, воспринимается более модным и современным», - комментирует Любовь Борусяк. Погружение в фэнтези - это своего рода форма ухода из существующего мира, возможность увидеть иную реальность, функционирующую по другим законам.
Однако, по мнению исследователя, есть и другая, не менее важная причина популярности фэнтези среди современной молодежи. «Современные молодые читают зачастую не так, как представители «доинтернетного поколения». Им важно не только читать, но и участвовать, и книги жанра фэнтези создают для этого богатые возможности», – пояснила автор.
Одновременно с книгами выходят компьютерные игры, создаются ролевые игры по сюжетам книг. А кроме того, очень популярен жанр фанфиков, когда участники сообществ пишут свои варианты книг, продолжения истории. «Некоторые авторы прямо обращаются к будущим читателям с просьбой предложить поворот сюжета или выбрать с помощью голосования тот, который им больше нравится. То есть, современные фэнтези – это часто не законченное произведение, дающее возможность стать соавтором, что для людей интернета очень важно», – подчеркнула исследователь.
Любовь к «Мастер и Маргарита» вечна
Помимо фантастики и фэнтэзи достаточно широко в топ-20 представлена русская классика: Достоевский, Толстой, Пушкин, Гоголь и Лермонтов. Классические произведения, не входящие в школьную программу, в качестве любимых молодые люди называют значительно реже. Это говорит о том, что пока школа выступает тем институтом, который формирует ценность классики, отмечают исследователи. Вопрос в том, будет ли такая ситуация продолжаться и дальше.
Исследование показало, что практически все предыдущее столетие было своего рода литературным «пробелом» для молодежи. Современную литературу она не знает, а советская ее не интересует. «Реалии советской эпохи не привлекают современную молодежь, они для них совершенно чужие. Гораздо более понятными и близкими им кажутся произведения ХХ века, написанные зарубежными писателями, например, очень популярным Ремарком. Очень далеки от современных молодых людей и метания интеллигентов в городских повестях Юрия Трифонова, и страдания ушедшего уже крестьянства, как в «Прощании с Матерой». Это не про них, не про их чувства, надежды и переживания», – говорит Любовь Борусяк.
Список авторов советского периода в топе исчерпывается Стругацкими и Булгаковым. Любимым произведением молодежи остается роман «Мастер и Маргарита», что не связано со школьной программой. «Особенностью массового сознания является его мозаичность, как определил это Абраам Моль в своей книге «Социодинамика культуры». В нем (массовом сознании) прекрасно уживаются вроде бы несочетаемые элементы: научные знания и мистика, религия и суеверия. Вот и в «Мастере и Маргарите» это все представлено, а потому попадание в массовое сознание исключительное», – комментирует исследователь.