Чтение не является популярной формой проведения досуга среди современной молодежи. Классическая и современная литература в рейтинге популярности уступает лидирующие места фантастике, которая из книг выходит на экраны кинотеатров и дает сюжеты для компьютерных игр. Таким образом молодой человек становится не только читателем и зрителем, но и участником альтернативной реальности, отметила доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк при исследовании читательских предпочтений современной молодежи. Результаты работы представлены на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
![Любовь Борусяк представила результаты исследования «Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов» на Апрельской конференции Любовь Борусяк представила результаты исследования «Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов» на Апрельской конференции](/data/2015/04/10/1095052891/9logo_rus_2015.jpg)
Чтение художественной литературы давно перестало быть повсеместным способом проведения досуга среди молодежи. «В молодежной среде остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается высокой ценностью», – отметила
Любовь Борусяк в исследовании
«Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов». Но даже для этих групп, как считает исследователь, характерно отсутствие интереса к современной литературе, к новому в литературе. По крайней мере, если говорить о произведениях современных российских авторов.
Новое исследование, проведенное Любовью Борусяк, это подтверждает. Предпочтения среди молодежи отдаются известным произведениям из обязательной школьной программы. А в фаворитах для легкого чтения на досуге чаще всего фигурирует зарубежная фантастика.
Чтобы выяснить, что читает современная российская молодежь, Борусяк провела анализ контента сообществ социальной сети ВКонтакте, посвященных литературе и чтению, а также проанализировала информацию личных профилей пользователей в возрасте 17-23 лет, указавших на своих страницах названия любимых книг и авторов. Размер выборки составил 6350 человек с равным представительством юношей и девушек.
Поэзия не для массовой аудитории
В ходе исследования выяснилось, что поле, касающееся любимых книг, заполнено только у 9% молодых людей. Предыдущее исследование читательских предпочтений молодых интеллектуалов, проведенное Борусяк, показало, что в этой исследуемой группе процент заполняемости поля намного выше – около 50%. «Это само по себе характеризует ситуацию, когда книги перестают быть высокой ценностью, а сообщение о любимых книгах или писателях – способом самопрезентации, возможностью «сообщить о себе» другим», – считает автор исследования.
Понятие «литература» для молодежи, включая и наиболее образованную, интеллектуальную ее часть – это, прежде всего, проза. Любимых поэтов пользователи сети называют очень редко, и если называют, то российских – зарубежная поэзия молодежь не интересует, считают исследователи. «Интерес к поэзии сейчас низок во всех возрастных группах, не только у молодежи. Хотя есть поэты, которым в сети ВКонтакте посвящено достаточно много сообществ с большим количеством зарегистрированных пользователей. Но все же интерес к поэзии совсем не массовое явление», – прокомментировала Борусяк.
Малоизвестной является для молодежи и современная отечественная проза. Это показали проведенные исследователями фокус-группы. На фокус-группах молодые люди объясняли незнание современной отечественной литературы и отсутствие к ней интереса тем, что в русской классике все уже есть, и ничего нового и полезного не напишут, да и не нужно, говорится в докладе исследователей.
Кроме поэзии и современной отечественной литературы в аутсайдерах и любовные романы. Однако это, по мнению Борусяк, вполне объяснимо. «Любовные романы – это коммерческий жанр, имеющий очень четкую целевую аудиторию, и это не молодежь, а женщины существенно постарше, которым не хватает остроты чувств, жизнь которых однообразна, в ней мало событий. Это пока еще не то, от чего страдают молодые девушки», – пояснила исследователь.
Однако острота чувств для женской молодежной аудитории присутствует в фэнтези. Например, в суперпопулярных «Сумерках» Стефани Майер. «Фэнтези в чистом виде, без страстной любви, девушки не любят и довольно редко читают», - уточняет Борусяк.
Фантастика бьет рекорды
В целом фантастика и фэнтези являются наиболее популярными литературными жанрами среди молодежи.
Исследователи составили топ-20 наиболее популярных авторов. Значительную долю в нем занимают авторы фантастики и фэнтези – Д.Толкин, С.Майер, Рэй Брэдбери, Д.Глуховский, братья Стругацкие, С.Лукьяненко. Здесь также и Д.Роулинг, поскольку «Гарри Поттера» читают не только дети, но и взрослые. В результате этому жанру принадлежит семь позиций в рейтинге.
Таблица 1. Топ-20 наиболее популярных авторов (ранги для каждой группы)
|
Всего
|
мужчины
|
женщины
|
Младшая группа
|
Старшая группа
|
1.Булгаков Михаил
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2.Коэльо Пауло
|
2
|
8
|
2
|
5
|
2
|
3.Достоевский Федор
|
3
|
5
|
3
|
3
|
3
|
4.Толстой Лев
|
4
|
2
|
5
|
4
|
4
|
5.Роулинг Джоан
|
5
|
3
|
6
|
2
|
6
|
6.Кинг Стивен
|
6
|
7
|
7
|
6
|
5
|
7.Толкин Джон
|
7
|
4
|
13
|
8
|
7
|
8.Пушкин Александр
|
8
|
9
|
10
|
7
|
10
|
9.Майер Стефани
|
9
|
20
|
4
|
10
|
9
|
10.Ремарк Эрих Мария
|
10
|
18
|
8-9
|
17
|
8
|
11.Глуховский Дмитрий
|
11
|
6
|
20
|
9
|
16
|
12.Гоголь Николай
|
12
|
11
|
16
|
11
|
15
|
13.Дюма Александр
|
13
|
14
|
11
|
15
|
12
|
14.Лермонтов Михаил
|
14
|
16
|
12
|
13
|
17
|
15.Уайльд Оскар
|
15
|
19
|
8-9
|
14
|
18
|
16.Паланик Чак
|
16
|
15
|
15
|
19
|
11
|
17.Дойль Артур Конан
|
17
|
13
|
17
|
12
|
20
|
18.Брэдбери Рэй
|
18
|
17
|
14
|
16
|
19
|
19.Стругацкие А. и Б.
|
19
|
10
|
19
|
18
|
14
|
20.Лукьяненко Сергей
|
20
|
12
|
18
|
20
|
13
|
Источник: доклад Л.Борусяк и М.Карпова
«Фантастика и раньше была любимым юношеским чтением, равно как приключения, то есть все связанное с закрученным сюжетом, активным действием. Сейчас интерес молодежи к фантастике ниже, хотя в число наиболее популярных авторов входят братья Стругацкие и Рэй Брэдбери, но фэнтази – жанр, где автор создает новые, особые миры, воспринимается более модным и современным», - комментирует Любовь Борусяк. Погружение в фэнтези - это своего рода форма ухода из существующего мира, возможность увидеть иную реальность, функционирующую по другим законам.
Однако, по мнению исследователя, есть и другая, не менее важная причина популярности фэнтези среди современной молодежи. «Современные молодые читают зачастую не так, как представители «доинтернетного поколения». Им важно не только читать, но и участвовать, и книги жанра фэнтези создают для этого богатые возможности», – пояснила автор.
Одновременно с книгами выходят компьютерные игры, создаются ролевые игры по сюжетам книг. А кроме того, очень популярен жанр фанфиков, когда участники сообществ пишут свои варианты книг, продолжения истории. «Некоторые авторы прямо обращаются к будущим читателям с просьбой предложить поворот сюжета или выбрать с помощью голосования тот, который им больше нравится. То есть, современные фэнтези – это часто не законченное произведение, дающее возможность стать соавтором, что для людей интернета очень важно», – подчеркнула исследователь.
Любовь к «Мастер и Маргарита» вечна
Помимо фантастики и фэнтэзи достаточно широко в топ-20 представлена русская классика: Достоевский, Толстой, Пушкин, Гоголь и Лермонтов. Классические произведения, не входящие в школьную программу, в качестве любимых молодые люди называют значительно реже. Это говорит о том, что пока школа выступает тем институтом, который формирует ценность классики, отмечают исследователи. Вопрос в том, будет ли такая ситуация продолжаться и дальше.
Исследование показало, что практически все предыдущее столетие было своего рода литературным «пробелом» для молодежи. Современную литературу она не знает, а советская ее не интересует. «Реалии советской эпохи не привлекают современную молодежь, они для них совершенно чужие. Гораздо более понятными и близкими им кажутся произведения ХХ века, написанные зарубежными писателями, например, очень популярным Ремарком. Очень далеки от современных молодых людей и метания интеллигентов в городских повестях Юрия Трифонова, и страдания ушедшего уже крестьянства, как в «Прощании с Матерой». Это не про них, не про их чувства, надежды и переживания», – говорит Любовь Борусяк.
Список авторов советского периода в топе исчерпывается Стругацкими и Булгаковым. Любимым произведением молодежи остается роман «Мастер и Маргарита», что не связано со школьной программой. «Особенностью массового сознания является его мозаичность, как определил это Абраам Моль в своей книге «Социодинамика культуры». В нем (массовом сознании) прекрасно уживаются вроде бы несочетаемые элементы: научные знания и мистика, религия и суеверия. Вот и в «Мастере и Маргарите» это все представлено, а потому попадание в массовое сознание исключительное», – комментирует исследователь.