• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Каждый день, который я провожу на работе — приносит что-то удивительное»

Вот, например, есть Яндекс. Здоровье — новое мобильное приложение, которое помогает выбирать и записываться на прием к врачу. А есть Анна-Богдана Щурко, наша выпускница 2014 года, которая руководит маркетинговыми коммуникациями в этом проекте. Мы решили поговорить с Аней в рамках рубрики alumnistories и узнать сложно ли менять будущее медицины.

«Каждый день, который я провожу на работе — приносит что-то удивительное»

Аня, расскажи, как ты попала на этот проект? Почему именно сфера здравоохранения?

Меня пригласили знакомые из Яндекса. Это отличный проект, нужный конкретно сейчас, с невероятной командой профессионалов, которые его искренне любят. Я сейчас не представляю лучшего места для работы.

Если коротко, то Яндекс. Здоровье это сервис для…

Яндекс.Здоровье ­— это мобильное приложение для записи к врачу. Оно позволяет записаться к доктору, приложив минимум усилий. Не нужно звонить в регистратуру — достаточно выбрать клинику на карте, специалиста и удобное время посещения, получить подтверждение и не забыть прийти на приём.

Еще в приложении хранится информация о записях к врачам — помогут вспомнить, как зовут специалиста, который вам понравился, и где он принимает. Это пригодится, если вы, например, решите посоветовать доктора друзьям. К записи о приёме можно приложить фотографии назначений — так они всегда будут под рукой. Есть «советник» — можно ввести свои симптомы и приложение подскажет, к какому врачу стоит обратиться.

Расскажи, пожалуйста, что для тебя этот проект и что он должен принести людям?

Яндекс.Здоровье —  это сервис, который маленькими шагами меняет медицину с помощью технологий – делает её доступнее, удобнее, эффективнее. При чём и для врачей, и для пациентов. В идеальном мире через несколько лет врачам не придётся заниматься  скучной «не врачебной» работой  (заполнять кучу бумажек, тратить время на первичный опрос пациента, копаться в истории болезни, чтобы найти нужную информацию), пациенты будут сразу обращаться за медицинской помощью, а не откладывать до последнего (это будет не страшно, удобно, на понятном языке, из любой точки, в любое время суток). Приложение Яндекс.Здоровье, которое мы выпустили 7 ноября — самый первый шаг, база, которая сейчас снимает простейшие барьеры входа в медицину для пациентов — делает запись к врачу удобнее. Один из первых кирпичиков в системе.

Как долго ты работала над запуском этого проекта?

Я пришла в проект в июне, запустили мы его в ноябре. Получается полгода. В августе был запуск внутри компании. А самому проекту сейчас полтора года.

Что было самым сложным в процессе работы над ним?  Что было самым интересным? Что было самым неожиданным?

Понять, как говорить о медицине и здоровье человеческим, а не штампованным языком. Вы много видели удачной коммуникации о медицине, о клиниках, о врачах? Чаще всего она вызывает ужас, нежелание обращаться в клинику, ощущение, что «меня там залечат», а не вылечат. Сложно найти даже просто удачные фотографии врачей на фотостоках — почти все пластиковые, не живые, абсолютно счастливые. Таких врачей не бывает. И пациентов таких не бывает. В какой-то момент мы отказались от фотографий вообще — и заменили их иллюстрациями, потому что стало понятно, что нам надо будет проводить собственную фотосессию. Готовых материалов просто нет.

Медицина вообще сложная область с точки зрения коммуникаций. Есть много юридических ограничений, вот это говорить можно, а вот это нельзя. Чаще нельзя, конечно. Юристы просят очень конкретно прописывать каждое слово, но, если это делать, сообщения становятся необъятными, теряется суть.  Ищем баланс, это порой действительно сложно.

Также медицина сложна с точки зрения восприятия людьми. То есть, например, говорить о покупке кроссовок и продавать кроссовки приятно и легко. Потому что это очень понятная радость. А вот в посещении врачей люди видят мало радости ­— и это понятно. Здесь очень своеобразный язык в коммуникации, это — большой вызов в чем-то. Понять, как правильно говорить о том, о чем говорить не хочется. Эту дорогу мне только предстоит пройти, запуск — первый шаг.

Прозвучит банально, но интересно вообще все. Каждый день, который я провожу на работе — приносит что-то удивительное, новое. У меня фантастическая команда в проекте, невероятный руководитель, я их всех очень люблю. Думаю, это в первую очередь заслуга людей.

Какие ты ставишь цели краткосрочные и долгосрочные перед собой и своей командой?

Если говорить о моих целях на год  мне предстоит год стремительных экспериментов. Во-первых, я буду поддерживать с точки зрения коммуникаций все продуктовые запуски, а их будет не мало. Во-вторых, мои задачи — протестировать ключевые каналы маркетинга, понять, какие барьеры и драйверы у аудитории внутри категории, найти подрядчиков, которые умеют работать с темой медицины (а не умеет почти никто), научиться быстро строить и масштабировать процесс продукт - маркетинг продакшн — аналитика. Как любит говорить мой руководитель, самое главное – «начать да кончить». Всё очень просто – надо построить проект, который сделает жизнь пациентов и врачей проще. 

Изменилось ли твое отношение к медицине/медицинским работникам во время работы над приложением?

Еще до Яндекс.Здоровья я занималась маркетингом в компании DOC+ — Вызов врача на дом. Там я, кстати, каждый день работала непосредственно с врачами. Да, отношение меняется, и к своему здоровью (просто невозможно его игнорировать в таких условиях), и к врачам – видишь их более человечными, понимаешь, снимаются барьеры в общении.

Приходилось ли убеждать мед. учреждения в необходимости такого сервиса? Или они охотно «включались» в проект?

Есть оба варианта. Вообще, общением с клиниками у нас занимается биздев (Business Development – прим. автора), я им лишь немного иногда помогаю. Убеждать надо даже не в конкретном подключении в Здоровье, а в необходимости приоритезации маркетингового микса. В то время как почти во всех отраслях интернет занимает примерно половину всех размещений, в медицине порядка 80% уходит на оффлайновые размещения. В первую очередь — наружка и пресса. Надо рассказывать о том, какие возможности (и в первую очередь для аналитики) даёт размещение в онлайне. Безусловно, помогает бренд Яндекса — у клиник есть ощущение, что когда Яндекс берется за что-то, он делает это качественно, лучше в этом поучаствовать. Тут нашему проекту очень повезло. 

Такие сервисы, как Яндекс.Здоровье, будут менять будущее медицины. Ощущаешь ли ты себя в роли «меняющей мир к лучшему»? Чувствуешь ответственность?

Да и да. 

Поделились своей историей? Вот ты окончила Университет в 2014 году, какое твое первое место работы и как развивалась карьера дальше?

Мое первое место работы появилось сильно раньше. Еще на первом курсе я пошла на стажировку в PR-отдел агентства  Media Arts. На втором — показала свою курсовую работу (я тогда писала про использование геолокационных сервисов в рекламе, мне даже куратора найти себе было сложно – совершенно новая история была в то время) Наташе Сёминой, она руководила пиаром в  BBDO и как раз вела дисциплины на нашем курсе. Наташа пригласила меня на стажировку в Digital Lab BBDO, а потом я стала работать в проекте, парт тайм. На третьем курсе я прошла собеседование в Leo Burnett – на должность младшего стратега. За год выросла до стратега. Поняла, что не хочу работать дальше в рекламных агентствах, хочу на сторону клиента. Хотелось больше влиять на процесс, быть гибче, влиять на продукт. И так на 4-м курсе я попала в Яндекс, менеджером по маркетинговым коммуникациям в проекте Яндекс.Прогулки. После "прогулок" меня пригласили в бодрый проект  Doconcall, в котором я руководила коммуникациями, выстраивала их с нуля. И уже после  DOC+ я вернулась в Яндекс, в Яндекс.Здоровье — и теперь строю коммуникации тут. 

Получается ли поддерживать связь с одногруппнками? Есть ли пересечения по работе?

Практически нет. Наш курс как-то разбрёлся. Хотя постоянно слышу новости о ребятах, это радует.

В своем профиле ты задавала читателям вопрос о том, чтобы они сказали себе восемнадцатилетнему. Каков твой ответ на этот вопрос?

Это, кстати, кажется самый популярный пост за всю историю моего фейсбука!

Мой ответ такой: тебе не надо никому ничего доказывать и пытаться заслужить любовь. Я люблю тебя и это самое главное. Все получится. 

Откуда ты черпаешь вдохновение?

Мир удивительный. Любой опыт, который я проживаю, даёт мне возможность узнать новое, придумать что-то, поделиться. В первую очередь — люди вокруг меня.

Куда пожелаешь сходить?

30 мая пройдёт ежегодная конференция яндекса YaC о применении технологий. В этом году отдельная секция на Яке — про современную медицину, и я курирую эту секцию. Интересно для тех, кто хочет узнать о том, как будет выглядеть прием врача завтра, через 5 лет и при чём тут технологии.
Если не успели зарегистрироваться, то можете посмотреть трансляцию.

Твои пожелания нашим студентам, которые только ищут свой путь в индустрии?

Научитесь грамотно писать.

Научитесь структурировать мысли.

Пройдите курс Главреда — неважно, кем вы будете, это вам точно понадобится. Перестаньте вставлять анимацию в презентации.

Не используйте в презентации больше двух шрифтов.

Освойте Keynote.

Не бойтесь ошибаться, это нормально, это опыт.

Будьте любознательными.

Задавайте вопросы, даже если кажется, что их не ждут.

Мечтайте.

Ставьте цели и отслеживайте их выполнение.

И всегда помните, что мир — удивительное место. Сделайте его еще лучше.

Блиц:

Кем ты хотела стать в детстве?

По-моему, актрисой. Но не уверена.

Специалист по связям с общественностью должен быть…

Гибким и открытым.

Если бы тебе разрешили изменить всего одну вещь в мире, чтобы это было?

Мир прекрасный – такой, какой есть, но я бы заставила всех прекратить неконтролируемое употребление антибиотиков.

Чему бы ты хотела научиться (но пока на это не хватает сил, времени, терпения)?

Водить машину и держать 0 во входящих. Вот мои 2 небольшие цели на этот год.

Твоя мечта

Большая собака и дом, в котором мы с ней будем жить. Еще было бы здорово обнять Райана Гослинга.