• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты РиСО о международной мобильности: «Незабываемый и важный опыт»

Одни из самых популярных вопросов наших абитуриентов касается международной академической мобильности. Студенты образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ рассказали о своем опыте участия в этой программе.

Международная академическая мобильность НИУ ВШЭ — это временное обучение студента в очной форме в зарубежном вузе.

Она позволяет стать частью международной системы образования, узнать о новых формах и технологиях обучения, повысить конкурентоспособность на международном рынке труда. И это лишь академическая «сторона медали», ведь кроме профессионального опыта студент возвращается на родину с новыми знакомствами и массой впечатлений. Неудивительно, что участие в программе вызывает большой интерес, как у абитуриентов, так и у самих Вышкинцев.

От желания уехать учиться за рубеж до вылета из страны, ребята проходят путь оформления документов и подготовки к переезду, а также сталкиваются с множеством вопросов: рассмотрение возможности участия в программе, выбор вуза, составление индивидуального учебного плана, преодоление языкового барьера и т. д.

Студенты образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» поделились опытом и рассказали свои истории о том, как и куда они уехали.

Аня Кукушкина, 3 курс

Страна: Испания

Университет: Помпеу Фабра в Барселоне

Ещё до поступления в Вышку я знала о программе международной мобильности. Во время учебы не забывала про рейтинг, хотя учусь на бюджете. Оценки учитываются при отборе, но не являются решающим фактором. Ещё важно найти в зарубежном вузе предметы, соответствующие курсам в Вышке. Мне подошёл испанский университет Помпеу Фабра в Барселоне, поэтому я подала заявку только туда. Играет роль сильное мотивационное и рекомендательное письмо. При написании первого поможет нетворкинг и советы тех, кто уже выиграл в конкурсе ранее. На шаблоны из интернета ориентироваться не стоит. Рекомендацию мне писала замечательная преподавательница, с которой мы работали на 1-м курсе. Это всегда хороший бонус, если в ваших письмах присутствует конкретика. «Хочу учиться у этого профессора» вместо «я всем сердцем люблю культуру Испании».

Я старалась получить практикоориентированные знания, и не брала базовые теоритические предметы. Выделила для себя два самых интересных и полезных: Internal Communications и Marketing Research. Мы решали множество кейсов, проводили корпоративные аудиты для реальных компаний, устраивали дебаты, например, о коммуникационных стратегиях Трампа. На рисёрче разбирали американские исследования. В итоге разрабатывали своё: моей группе повезло, потому что нас спонсировали и мы его провели в реальности. Ребята с которыми я училась были на два года старше меня и было здорово, что благодаря НИСу я чувствовала себя уверенно, а не «догоняла» их. Было здорово изучить саму концепцию исследования с другой стороны. Я разложила всё «по полочкам». Это и для курсовой работы пригодилось, которую я писала дистанционно. Главное, что в UPF я поняла, куда хочу двигаться, определила сферу развития. Теперь готова работать дальше. Я благодарна судьбе, что программа помогла мне понять, куда идти. Ещё и испанский подучила, активно практикуя его в повседневной жизни.

Никогда не пожалею, что иногда сидела на гречке (русские магазины есть везде) и на сэкономленные деньги облетела пол-Европы. Я бы всем советовала искать возможности для путешествий во время обмена! А ещё здорово говорить на языке страны, куда едешь, чтобы завести друзей.

А тем, кто только подаёт заявку, советую заранее собрать побольше информации, чтобы подавать без спешки. Вот видео, с которого можно начать.

Анжела Гурциева, 3 курс

Страна: Испания

Университет: Помпеу Фабра в Барселоне


Поездка в Барселону разделила мою жизнь на до и после. Спасибо нашей образовательной программе и Вышке за такую возможность! Я училась на втором курсе «Рекламы и связей с общественностью», когда решила поучаствовать в конкурсе. Эта поездка была одной из главных мотиваций учиться хорошо, к которой я готовилась, начиная с первого курса. Шесть месяцев жизни в другой стране — незабываемый и важный для становления личности и обучения опыт, который оправдает все ожидания.

Процесс подачи документов достаточно прост, но занимает немало времени, поэтому советую готовиться заранее.

Начинается всё с просмотра каталога университетов — тут я успела намечтаться, буду ли я питаться весь семестр французскими круассанами, калифорнийскими чипотле или китайскими воками. Выбор стран уменьшился после вбивания в поиск по странице «communication» или «media». Некоторые университеты также требуют обязательное подтверждение знания языка, например, сертификатом IELTS.

Затем следует подбор аналоговых дисциплин. Дисциплины, которые будут изучаться в следующем семестре, можно посмотреть в LMS, в расписании или сразу попросить в учебном офисе в электронной форме ИУП. Имея список, я открывала factsheet или сайт университета, где под каждую дисциплину, изучаемую в Вышке, подбирала максимально аналоговую дисциплину в другом университете. Например, вместо «межкультурных коммуникаций» взяла «intercultural journalism», вместо «политических коммуникаций» — «environment, society and politics». Чаще всего зарубежные вузы позволяют выбирать дисциплины со всех факультетов и курсов. Обращайте внимание на язык, на котором преподаются те или иные предметы — мне пришлось несколько раз переделывать один и тот же ИУП только потому, что я не учла этого. Есть также базовые дисциплины, которые нельзя сдавать в другом университете, и их необходимо сдавать дистанционно — предварительно обсудив и договорившись с преподавателями, получив от них письменное соглашение и официально прописанные условия сдачи. Так, «управление интегрированными коммуникациями» я сдала дистанционно — подготовленными вместе с одногруппниками к каждому семинару презентациями и двумя большими эссе, отправленными по почте лектору. Уточните в учебном офисе условия сдачи курсовой и практики.

Составленный ИУП, позднее, я согласовала с учебным офисом и с академическим руководителем, предварительно подготовив описание всех аналоговых дисциплин. Из-за того, что я начала поздно заниматься подготовкой к конкурсу, то не имела большого выбора — первый приоритет я отдала Барселоне, а второй, на контрасте, — Университету Ювяскюля в Финляндии.

Далее я собирала все оставшиеся необходимые документы, в том числе рекомендательное письмо от одного из преподавателей и мотивационное письмо на английском языке.

Загрузила их все через систему в LMS, что подробно описывается на сайте отдела международной студенческой мобильности.

Спустя месяц получила письмо о том, что моя заявка одобрена, и с «обжигающими» слезами на глазах и «улыбкой до ушей» понеслась домой сообщать родителям, что мой завтрак-обед-ужин всё же в следующие полгода будет состоять из каталонской фидеуа.

Далее начался сбор документов в посольство, обсуждение нюансов с зарубежным университетом, регистрация на курсы, поиск жилья и... прощание с Москвой на полгода.

Барселона встретила меня в январе холодной погодой, но тёплыми объятиями. Города для мобильности лучше пожелать трудно — в Барселоне море, горы, архитектура, искусство, вкусная еда, замечательные люди и, конечно же, университет Помпеу Фабра. Опыт обучения в Вышке на «рекламе» мне помог — из-за того, что онлайн-системы, методы оценивания, НИС и оформление работ достаточно похожи, было легче адаптироваться. На нашей образовательной программе мы более глубоко, осознанно и упорядоченно изучаем социологию и теорию коммуникаций, что регулярно позволяло мне делиться своими знаниями с одногруппниками и получать заслуженные баллы за семинары. Преподавателям важно горизонтальное обучение, между одногруппниками, поэтому мы постоянно во что-то играли, разбивались по группам, вместе готовили или обсуждали.

Чтобы в полной мере описать мою трансформацию за эти 6 месяцев, не хватит и публикации моих личных дневников! Помимо пяти предметов в UPF, я интенсивно изучала кое-что и вне стен университета — как жить самостоятельно. Я поменяла своё отношение к домашним обязанностям, питанию, сну, спорту, обучению, досугу и Москве.

В университете, в основном, благодаря курсам испанского и Voluntariat Lingüístic, я встречала студентов не только из Европы, но и с самых разных и неожиданных уголков планеты — Колумбии, Ганы, Тай-Ваня и других. Каждую субботу, отправляясь в путешествие по Каталонии с Voluntariat Lingüístic или посещая встречи с Erasmus BSN, я открывала новые миры в других людях, новые культуры, новые факты, ну и новые земли и занятия заодно. Мы смотрели соседние города, поднимались в горы, учились готовить, ходили по музеям.

Чтобы оценить свои шансы, можно сравнить свой средний балл и позицию в рейтингах со статистикой приёма прошлых лет. Она публикуется на сайте в новостях международной академической мобильности и включает данные и по средним баллам, и по отдельно взятым университетам/факультетам. Помните, что в статистике по университетам в столбце заявок учитывается, что каждый мог подать заявку до трёх университетов.

 Начинайте готовиться заранее, любите и уважайте наш учебный офис за то, что он у нас такой замечательный, терпеливый и всегда готовый помочь.

Даже если вы сомневаетесь в себе, то всё равно пробуйте, потому что во-первых вы ничего не теряете, во-вторых шанс есть всегда и в-третьих это настолько незабываемый опыт, что хотя бы не попробовать просто непростительно. Я очень рада, что на РиСО участие в программе мобильности так поощряется.

Настя Азиатцева, 3 курс

Страна: Финляндия

Университет: Университет Йювяскюля

Поехать учиться заграницу по программе международной академической мобильности было моей мечтой с момента поступления в Вышку. Посмотреть, как учатся в других странах, найти друзей по всему миру, «перешагнуть» языковой барьер — все это и многое другое дает академическая мобильность. Я не знала, в какую страну хочу поехать и выбирала вуз по техническим характеристикам. В первую очередь смотрела на те, где не нужен IELTS (т.к. английский язык у меня был не на достаточно высоком уровне), где есть предметы по моему ИУП и невысокая средняя стоимость проживания в месяц. Свое внимание я остановила на четырех вузах и в итоге выбрала Университет Йювяскюля.

Процесс подачи документов прошел быстро, не совсем «гладко», но на адреналине делается все продуктивно!

В университет я приехала с уже достаточно большим багажом знаний, и многое из того что проходят ребята мне было знакомо. Даже на дисциплинах, предназначенных для студентов магистратуры. Особенно это чувствовалось на предмете, похожем на наш НИС. Ещё раз убедилась, что РиСО даёт актуальные знания для тех, кто хочет работать в мире коммуникаций, в том числе и на международном рынке.

Очень рада, что стала участником программы. Благодаря ей я завела много полезных знакомств и даже подругу, к которой вернулась в Финляндию в качестве гостя.

Тем, кто обучается за границей посоветую участвовать в местных волонтёрских программах, ходить в кружки, много гулять и общаться! Поверьте, это станет незабываемым опытом.

Нужно быть готовыми к тому, что на 3-м курсе придётся закрывать некоторые пропущенные предметы, а это значит накладки в расписании, двойное домашнее задание. Но это того стоит!

Спасибо Вышке за возможность получить бесценный опыт!

Валерия Желнова, 4-й курс

Страна: Чехия

Университет: Пражская школа экономики

Участвовала в программе во 2-м семестре 2-ого курса. Я очень люблю путешествовать и всегда мечтала пожить в другой стране... незадолго до подачи заявок мои родители вернулись из Праги,  были в полном восторге, показывали фотографии, на одной из которых — мама с Чешским вузом под названием «Vysoka skola ekonomicka». «Ну это судьба!» подумала я и подала заявку. Я много времени провела на сайте вуза, узнала, что более 10% студентов приезжают учиться по обмену, что это одна из сильнейших школ Европы и там много интересных предметов по моей специальности и не только. Подавала заявку я только туда и если бы не прошла, пробовала бы на следующий год.

Чехия привлекла относительно доступными ценами, удачным расположением для поездок (центр Европы), красивой архитектурой, несложным языком и культурным сходством с Россией. Приятно и комфортно чувствовать, что в магазине поймут и чешский с русским акцентом, меню во многих кафе также дублируется на русский. Из бонусов — мягкий климат и местная валюта (которая за пол года не так изменялась относительно рубля, как, например, евро).

У меня были достаточно высокие оценки и хорошее место в рейтинге (5 из почти 400), уровень английского подтверждался сертификатом Cambridge exam (в мой вуз требовали не ниже В2), за помощью в мотивационном письме обращалась к ребятам, которые уже прошли на программы обмена, а рекомендательное письмо мне написала прекрасная Ольга Геннадьевна Соловьева (Ольга Геннадьевна вела у меня НИС). А потом процесс ожидания... Мне позвонили и сказали, что заявка одобрена. Я начала процесс оформления визы. Вся информация по заполнению была на сайте Посольства, а потом вновь ожидание... Дали согласие достаточно быстро и ровно на те сроки, которые я указывала в заявлении.

Сказать, что от учебы по обмену у меня много эмоций — это ничего не сказать... Семестр в центре Европы — это поездки (когда, чтобы оказаться в другой стране, надо всего лишь 7 евро и пару часов на автобусе), знакомые со всего земного шара (от Канады до Австралии), базовые знания нового языка (в моем случае чешского), освоенный курс по «выживанию» в новой культуре (где на первое, второе, третье - запечённая рулька, проезд в трамвае — это проверка на честность, а преподаватель, к которому все на «ты», легко общается о студентами, сидя на столе).

Я «подтянула» английский, ведь именно на нем преподаются все предметы, пишутся работы и готовятся проекты. Общение вне учебы тоже на английском! Интернациональная студенческая среда.

Спасибо Вышке и РиСО, что не пришлось привыкать к кредитной системе, дедлайнам, проверкам на плагиат, мультизадачности и групповым проектам! Это существенно облегчило жизнь, поскольку в Пражской экономической школе очень похожая система. Вуз предоставляет все удобства для комфортной учебы: начиная от активно-живущего общежития, залами для отдыха и учебы с видами на Пражский Град, заканчивая 5-ю видами столовых на любой вкуc. Нам сразу оформили транспортную карту студента с безлимитным поездками, предложили выгодную местную мобильную сеть и пригласили в поездки вместе со студактивом.

Так, мы посетили соседний Брно (небольшой, но милый студенческий городок), объехали всю Моравию (вотосточная часть Чехии), съездили в известные Карловы Вары, отправились на хайкинг в Чешскую Швейцарию (именно эти горы в фильме "Хроники Нарнии"), провели три дня в потрясающе красивом Будапеште… И это только малая часть того, что дал мне семестр по обмену!

*Ознакомиться с программой международной академической мобильности, а также с условиями конкурса и подать заявку, Вы можете на сайте https://studyabroad.hse.ru/
Возникли вопросы?
Обращайтесь в Отдел международной студенческой мобильности НИУ ВШЭ
e-mail: studyabroad@hse.ru