• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не ждите вдохновения! Сегодня — лучший день для работы над текстом

У студентов второго курса программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ стартует процесс выбора научных руководителей и тем курсовых работ. Мы попросили научных руководителей рассказать о своих научных интересах, о выборе метода исследования, о самых интересных работах, написанных под их руководством, и о том, как побороть страх чистого листа.

Каткова Светлана Викторовна

Каткова Светлана Викторовна

Персональная страница

Научные интересы: интегрированные коммуникации; комплексная разработка и реализация PR-проектов; коммуникации в сложнорегулируемых отраслях.

Опыта научного руководства курсовыми второго курса нет. Зато под моим руководством успешно защитили ВКР уже 19 студентов. Я всегда стараюсь поддерживать темы, которые вдохновляют студентов и отвечают их интересам. Например, в прошлом учебном году из увлечения студентки компьютерными играми родилась тема ВКР «Роль и перспективы игровой индустрии и киберспорта в контексте современных коммуникаций на примере российского сегмента рынка».

Студентам я рекомендую смешанный дизайн исследования (сочетание качественных и количественных методов). Это позволяет добиться наилучших результатов. А начинать работу я рекомендую с заметок в любом удобном формате. На данный момент существует множество приложений, позволяющих структурировать идеи, например, онлайн-доска Miro. Превратить заметки в текст будущей работы проще, чем начинать с чистого листа, к тому же такой подход позволяет не терять важные мысли, к которым всегда можно вернуться.

Урнова Анастасия Марковна

Урнова Анастасия Марковна

Персональная страница

Научные интересы: репутационный пиар, коммуникации в культуре, развитие гражданского общества, бренд-медиа, комьюнити-менеджмент, маркетинг образовательных проектов и институций

В этом году я впервые выступаю в роли научного руководителя, так что только предвкушаю яркую и интересную работу. Темы курсовых и дипломов стараемся формулировать так, чтобы студентов они по-настоящему зажигали. И тогда все этапы исследования – и кабинетные разработки, и сбор эмпирики – доставляют удовольствие.

Студентам, которые будут писать у меня ВКР или курсовую, посоветовала бы не пытаться начать писать с начала. Набрасывайте любые фрагменты текста и отдельные абзацы. Потом они понемногу выстроятся в текст, и мысли структурируются.

Маннин Александр Андреевич

Маннин Александр Андреевич

Персональная страница

Научные интересы:    антропология коммуникаций, семиотика культуры, проблемы интертекстуальности и семиозиса в массовых коммуникациях, семиотика рекламы, коммуникации креативных институтов.

Приведу примеры работ, которые писали под моим руководством студенты.

  • «Образовательный public talk как пространство для коммуникаций о культуре»: антропологическое исследование диалогового пространства образовательных лекториумов об искусстве и культуре, цель которого – описать характер протекания диалога участника и лектора, ожидания и приёмы, а также конкретные формы и инструменты, специализированные под темы искусства и культуры, которым посвящены исследуемые публичные встречи и лектории.
  • «Московские винотеки как пространства организации специфического опыта у массовой аудитории мегаполиса (на примере дегустаций)»: антропологическое исследование коммуникационного пространства московских винотек в контексте проблемы цифровизации рынка ритейла. Проблематика работы построена вокруг актуальной тенденции по трансформации модели взаимодействия физических магазинов, продвигающих символически значимые продукты на основании получения уникального специфического опыта покупателя, ориентированного на подобного рода опыт в контексте логики экономики впечатлений, что имеет большое практическое значение для участников рынка.
  • «Новые медиа как инструмент формирования публичной сферы в Великобритании в контексте обсуждения социальной реальности стран Ближнего Востока»: работа посвящена как проблематике роли новых медиа в формировании публичной сферы, так и специфике взаимоотношений западной и восточной культуры в контексте постколониального периода на примере взаимодействия бывшей метрополии (Британии) и бывших колоний (стран Ближнего Востока), с опорой на теоретические подходы деколониальных исследований (прежде всего, ориентализм Э. Саида).
Читать далее 

Грязева Лариса Евгеньевна

Грязева Лариса Евгеньевна

Научные интересы: брендинг, коммуникационная стратегия, гейминг.

Мне интересны темы, связанные с продвижением товарного или сервисного бренда при помощи видеоигр, а также с продвижением собственно видеоигр. Оба направления не очень изучены, хотя потенциал применения видеоигр в коммуникациях высок. Видеоигры интерактивны, потребитель может погрузиться и в мир игры, и в мир бренда, что способствует созданию невиданной лояльности. Вместе с тем игр и игроков становится всё больше, и нужны новые подходы для коммуникации. К тому же из-за локальных ограничений российским играм сложно продвигать себя, как раньше. В текущих условиях очень интересно разрабатывать новые стратегии и подходы к продвижению как брендов, так и самих игр.

Вот примеры работ, которые были написаны под моим руководством:

•   «Правила построения коммуникации на рынке видео игр на примере World of Tanks»;

•   «Стратегия продвижения бренда AXE в киберспортивной среде»;

•   «Коммуникационная стратегия Nike на рынке esports».

Студентам, которые ещё не нашли своей темы, я бы посоветовала сесть и выписать все идеи методом фрирайтинга. Можно даже начать с фразы «Я не знаю, что писать». Не обязательно должен быть структурированный текст, просто пишите. В конце концов наткнётесь на идею, которая вас вдохновит. А когда будете готовы писать саму работу, начните с подробного плана. Не просто по главам – это у вас и так есть в методичке. Подробно распишите каждую главу, последовательно, по разделам. Когда будет чёткий план, можно к каждому разделу написать ключевую идею, к которой надо прийти. У вас появится чёткая структура работы и, возможно, даже новые идеи.

Векслер Ася Филипповна

Векслер Ася Филипповна

Персональная страница

Научные интересы: история PR, корпоративная благотворительность, корпоративный имидж

Своим студентам я рекомендую анализировать западные и российские научные монографии, читать специальную литературу и материалы профильных ресурсов. Под моим руководством студенты уже писали работы об истории PR в Италии, а также о зелёных организациях России.

Запорожцева Людмила Евгеньевна

Запорожцева Людмила Евгеньевна

Персональная страница

Научные интересы: семиотика культуры, семиотика мифа, философия культуры, структурная антропология

Мои студенты чаще всего используют в работах качественные методы, но я больше всего люблю метод семиотического анализа, потому что он позволяет делать настоящие открытия, которые меняют представление о привычных вещах.

Чтобы избавиться от страха чистого листа, необходимо разговаривать о теме своего исследования как можно чаще и обязательно с разными людьми, а после каждого разговора записывать идеи и комментарии. Записал их — и лист уже заполнен! Ещё отличный вариант — поучаствовать в конференции. Это небольшое выступление позволит чуть приблизиться к глобальному объекту исследования, познакомиться с темой, если она кажется большой и пугающей.

Самыми запоминающимися работами за последнее время стали дипломы об образах и вербальных стратегиях в коммуникации женского футбола в России, о киберинфлюенсерах, о шутках компании Aviasales.

В работе о женском футболе студентка с помощью контент-анализа выяснила, что в российской коммуникации меньше сексизма и женщины-футболистки выглядят более профессионально, чем в европейском футболе. Благодаря исследованию автор работы воплотила свою мечту и получила предложение о работе в Российском футбольном союзе.

В работе о киберинфлюенсерах студентка пыталась выяснить, кто у потребителей вызывает больше доверия — блогер-человек или сконструированный аватар киберинфлюенсера без референса. Работа получилась такого высокого уровня, что готовится к публикации в научном издании.

Дипломная работа об Aviasales была с чувством юмора. Студентка рассматривала с респондентами шутки от Aviasales и замеряла различные параметры их реакции, изучая понятие иронии в ситуативном маркетинге. Больше всего мне понравилась консультация, на которой мы вместе отбирали различные ироничные посты бренда для полевого этапа исследования. Нужно добавить, что Aviasales своим юмором помогли даже в защите диплома: накануне презентации бренд опубликовал очередной ситуативный ироничный пост «Дёшево — и точка» по случаю ребрендинга Макдональдса, и, поместив эту иллюстрацию на один из первых слайдов, студентка заставила комиссию улыбаться и получила дополнительные плюсики за находчивое воспроизведение стратегии ситуативности, о которой и было само исследование!

Соколова Кира Владимировна

Персональная страница

Научные интересы: трансмедийный сторителлинг, фандомная коммуникация, коммуникация здоровья (в том числе ментального), VR, AR, видео 360.

Под моим руководством студенты писали работы на такие темы, как «Трансмедийный сторителлинг как инструмент продвижения: сравнительный анализ вовлечённости аудитории в сериал и видеоигру на примере вселенной „Ведьмак“», а также «Стратегии преодоления синдрома FOMO как коммуникационного барьера между пользователями в социальных сетях». Мои студенты, как правило, используют смешанный дизайн исследования. Я советую им начинать работу с определения объекта и предмета исследования. Это просто и важно. А там уже и лист не пустой.

Цыганова Любовь Александровна

Цыганова Любовь Александровна

Персональная страница

Научные интересы: культура и коммуникации, межкультурные коммуникации, коммуникации культурных институтов, трансформация социокультурного пространства, субкультуры.

Из интересных можно вспомнить темы, посвящённые архитектуре как коммуникации, криптоискусству и NFT, культурной апроприации, эмо-сообществу, пространственному нарративу и ВДНХ как культурно-досуговому центру.

Выбор метода сбора и анализа данных зависит от исследовательского вопроса и поставленных задач. Студенты, которые пишут работы под моим руководством, используют абсолютно разные методы — и опросы, и интервью, и наблюдение, и контент-анализ. Часто выбирают смешанный метод.

Своим студентам я советую нарисовать схему своей работы, чтобы не бояться чистого листа. Но вообще страх чистого листа — это миф, на самом деле есть страх последней точки!

Савин Никита Юрьевич

Савин Никита Юрьевич

Персональная страница

Научные интересы: политические коммуникации

Нужно осознать простую вещь: курсовая работа — это часть учебного процесса, в котором вы совершенствуете и оттачиваете ваши навыки. Не нужно подходить к работе с установкой на то, что вы пишете свой opus magnum. Такая установка, во-первых, фрустрирует, а во-вторых, не соответствует формату курсовой работы. Воспринимайте курсовую работу как одну из множества практических задач, с которыми вы сталкиваетесь в университете.

При выборе метода помните, что методы бывают рабочими и нерабочими для решения поставленных задач. В этой связи спор об абсолютных преимуществах количественных и качественных методов отступает на второй план. При этом я сам испытываю симпатию к экспериментальному исследовательскому дизайну и в своих исследованиях применяю в основном его.

Родькин Павел Евгеньевич

Родькин Павел Евгеньевич

Персональная страница

Научные интересы: визуальные коммуникации, визуальная культура, дизайн, брендинг, брендинг территорий, реклама, массовая культура, кино и сериалы, современное искусство.

Зачем ориентироваться на то, что уже было, при выборе темы? Найдите свою уникальную тему, а главное, проблему в ней! Студенты пишут много интересных работ, например: «Проблемы продвижения феминоцентричных фильмов», «Брендинг провинциальных городов России как способ развития внутреннего туризма», «Кинематографический образ страны как фактор её туристической привлекательности», «Проявление мультимодальности в дизайне японского плаката», «Влияние ребрендинга на восприятие и отношение к бренду „Вкусвилл“», «Культура президентских дебатов как фактор привлекательности бренда США в России», «Гринвошинг в коммуникации брендов одежды: восприятие аудитории», «Киберспортивные турниры как инструмент продвижения бренда».

При выборе метода помните, что метод не самоцель, а релевантный инструмент проверки гипотезы. Соответственно, выбор метода определяется выбором гипотезы, которая выходит из исследовательского вопроса и проблемы исследования! В такой последовательности. Студенты использую те методы (это может быть и качественный, и количественный метод), с помощью которых они могут проверить выдвинутые гипотезы.

И напоследок цитата для вдохновения.

«Страх убивает разум. Страх — это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня. И когда он пройдет сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошёл страх, не останется ничего. Там, где прошёл страх, останусь только я». «Дюна», Фрэнк Герберт.

Соколова Татьяна Дмитриевна

Соколова Татьяна Дмитриевна

Персональная страница

Научные интересы: социальный маркетинг, КСО, ESG, digital, стратегические коммуникации, sustainable development.

Каждая работа интересна, когда студент вливается и проживает тему, чувствует, что делает что-то важное. Чаще всего для КР и ВКР используется смешанный дизайн исследования, комбинирование качественных и количественных методов. Например, экспертные интервью или фокус-группы и опрос. Или контент-анализ и эксперимент, предварительные кабинетные исследования и тому подобное. Были работы и с юзабилити-тестированием, включённым наблюдением, цифровой этнографией — это только часть возможных инструментов. Многое зависит от проблематики и глубины проработки темы, исследовательских задач, которые перед нами стоят. Такой подход позволяет посмотреть на проблему под разными углами, сформировав при этом свою точку зрения и обоснованные выводы.

Шантырева Любовь Викторовна

Шантырева Любовь Викторовна

Персональная страница

Научные интересы: коммуникация здоровья, социология эмоций, психология коммуникации, цифровые платформы, UX-исследования.

В работе со студентами стараюсь найти подход, в котором были бы учтены интересы студента и мои возможности, чтобы работа получилась наиболее продуктивной. Поэтому работы получаются очень разными: ребята пишут про виртуальных инфлюенсеров, практики публичной скорби в TikTok, коммуникацию в Tinder, коммуникацию на сензитивные темы во всем их многообразии (sexual health, социальная реклама, информирование о здоровье). Студенты, как правило, выбирают смешанный дизайн, чтобы наиболее полно изучить объект исследования и продемонстрировать навыки владения разнообразным инструментарием. За последнее время мы успели поработать с построением регрессионных моделей, наиболее полно отражающих факторную составляющую исследования, проводили фокус-группы и глубинные интервью, фиксировали жизнь сообществ через цифровую этнографию, а особенности конструирования контента — через контент-анализ. Количественную стратегию люблю за четкость и доказательность, качественную — за неожиданные открытия.

Своим студентам я советую развивать насмотренность: листать исследовательские статьи и журналы, смотреть результаты премий в области коммуникаций, находить других учёных по интересной теме и следить за тем, чем занимаются они. Вдохновение поможет понять с чего начать и что нового можно привнести в свою тему. А ещё можно прийти к научному руководителю и поговорить обо всём, что вас беспокоит.

Бачурина Нелли Сергеевна

Бачурина Нелли Сергеевна

Персональная страница

Научные интересы: цифровая коммуникация, коммуникация в области здравоохранения.

Все работы студентов, безусловно, уникальны. Особенно запомнились работы про использование геймификации в продвижении брендов, специфику публичной скорби в социальных сетях, разработку коммуникационной стратегии в борьбе с курением электронных сигарет, противоречивость влияния предупреждений с апелляцией к страху на сигаретной упаковке, влияние event-маркетинга на посещение экспозиций художественных музеев, влияние электронного маркетинга слухов на решение потребителя стать клиентом банка.

Для того чтобы не бояться чистого листа, надо читать научные статьи по теме исследования, а дальше мысли сами попросятся на бумагу. А выбор метода зависит от исследовательского замысла. Иногда использование определённого метода это просто необходимость.

Добромыслова Ксения Олеговна

Персональная страница

Научные интересы: всё, что связано со сферой политики и политическими коммуникациями.

Ранее я не выступала в роли научного руководителя. Когда проводила самостоятельные исследования, предпочтение отдавала количественным методам, так как привлекала возможность относительно объективно оценивать «субъективный» мир. Позже поняла, что лучше совмещать разные методы на различных стадиях исследования. Например, без качественных методов сложно вывести хорошие гипотезы для количественного исследования.

Студентам посоветовала бы не начинать с первой страницы. Обычно самое сложное — это заполнить первый лист со вступлением и основными идеями. Хочется сделать сразу идеально — понятно и красиво. На оформление первого предложения можно потратить больше времени, чем на содержание. Попробуйте — как начинающие писатели, которые открывают новенький, чистенький блокнот, — писать со второго, с третьего листа. Тогда будет меньше страха всё перечеркнуть и начать сначала. Ещё можно начать с фиксации идей, которые есть в голове по данной теме. Записывать их надо свободно и не редактируя. И конечно, важно двигаться небольшими шагами, но постоянно.

Погодина Римма Игоревна

Погодина Римма Игоревна

Персональная страница

Научные интересы: социальный маркетинг, КСО, ESG, стратегические коммуникации, креативные методики и технологии, копирайтинг, социальное проектирование, развитие и продвижение территорий.

Для меня важно, чтобы исследование, проведённое в рамках курсовой работы или ВКР, после её завершения имело продолжение — в виде тезисов, статьи, публикации, доклада как на научно-практических конференциях, так и на отраслевых мероприятиях или ресурсах.

Наиболее интересные исследования получаются, когда студенты решают актуальную реальную коммуникационную задачу. Погружение в проблему, её изучение и поиск решения с использованием различных исследовательских методов дают возможность получить результаты, которые могут быть интересны как в научном дискурсе, так и при практическом применении.

Используемый метод должен помочь ответить на исследовательский вопрос и решить поставленную проблему. Поэтому важно не любить или не любить тот или иной метод, а всегда соотносить выбор метода с главной целью исследования.

Я бы посоветовала студентам относиться к написанию курсовой работы как маленькому «научному путешествию». Когда вы собираетесь в путь, вы задаёте себе вопросы:

•   «Куда?»:  какая у вас тема, какие научные интересы;

•   «Зачем?»: какая у вас цель;

•   «С кем?»: кто ваш «проводник» (научный руководитель);

•   «Как?»: какие способы (методы) вам интересны;

•   «Почему?»: почему это важно.

И ваш «чистый лист» уже представляет собой чек-лист, который поможет вам сделать первые шаги в этом новом для вас и увлекательном путешествии!

Дерзайте, и у вас всё получится!

Пронкина Елена Сергеевна

Пронкина Елена Сергеевна

Персональная страница

Научные интересы: коммуникации в области здравоохранения, просоциальная коммуникация, сторителлинг, гендерные стереотипы в рекламе, кино, видеоиграх.

Из работ, написанных под моим руководством в последнее время, хочется выделить две. Это работа об использовании антигероев в сторителлинге брендов и работа, посвящённая фреймингу антитабачных сообщений как способу профилактики курения электронных сигарет.

В первой работе исследуется отношение аудитории к истории о бренде, рассказанной с точки зрения героя и антигероя. Герой — персонаж, обладающий положительными качествами, способный пожертвовать своими личными желаниями ради определённой цели. Антигерой, напротив, действует исключительно в собственных интересах и может обладать отрицательными качествами.

Исследование во второй работе состояло из нескольких этапов. На первом этапе были проведены глубинные интервью с потребителями электронных сигарет. Полученные данные позволили разработать антитабачные сообщения, подчеркивающие определённые риски курения электронных сигарет. Затем на количественном этапе выявлялась наиболее убедительная форма антитабачного сообщения.

Студенты в КР и ВКР могут использовать и качественные, и количественные методы. Главное — обосновать свой выбор.

Тем, кто боится начать, я бы посоветовала следующее. Разбейте работу над текстом на отдельные задачи. На ранних этапах такими задачами могут быть поиск источников, аналитическое чтение и конспектирование, составление плана, создание интеллект-карты, отражающей связи между основными понятиями. Потом напишите синопсис, содержащий основные тезисы, и попробуйте подобрать для каждого тезиса аргументы. И как можно чаще обсуждайте свою работу с друзьями и одногруппниками. Не ждите вдохновения. Сегодня — лучший день для работы над текстом.