Онлайн-платформы для фрилансеров из креативных индустрий: преимущества, перспективы, барьеры
В медиа-центре «Россия сегодня» состоялась презентация исследования Школы коммуникаций НИУ ВШЭ – «Платформенная занятость. Перспективы и возможности для представителей креативных индустрий и работников интеллектуального труда».
Цель исследования – определить, как самозанятые представители креативных индустрий воспринимают платформенную занятость. Среди задач были обозначены:
- преимущества, недостатки и перспективы платформенной занятости для самозанятых фрилансеров;
- выявление референтного образа платформы для поиска заказов и клиентов среди целевой группы исследования.
Проектная группа Центра исследований рынка коммуникаций во главе с Людмилой Запорожцевой, PhD, профессором Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, провела качественный (дневниковый метод и глубинные интервью) и количественный (опрос) анализ данных.
Итоги исследования* отражены в презентации: Платформенная занятость. Перспективы и возможности для представителей креативных индустрий и работников интеллектуального труда.
Число самозанятых уже превысило отметку 5 миллионов человек, ежедневно еще около 8,5 тысяч граждан выбирают такой налоговый режим. Каков же портрет фрилансера в креативных индустриях? Как выявило исследование, среди самозанятых работников интеллектуального труда 68% имеют высшее образование, и только 18% с неполным высшим образованием — студенты. 48% респондентов — люди с высоким достатком, лишь 8% хватает средств исключительно на ежедневные расходы.
Большинство совмещают работу в статусе самозанятого с другими источниками заработка. При этом ⅔ опрошенных утверждают, что на «самозанятые» проекты уходит большая часть времени. 57% респондентов предпочитают работать с постоянными клиентами. А к онлайн-платформам для поиска заказов регулярно обращается только ⅓ опрошенных специалистов. 46% ищут клиентов по рекомендации бывших заказчиков, а 43% — по советам друзей и знакомых. «35% самозанятых из креативных индустрий используют социальные сети для продвижения собственных услуг, но если сравнить с другими каналами продвижения, то основным остается “сарафанное радио”», — отметила Людмила Запорожцева.
«Термин “креативные индустрии” существует давно, он включает в себя не только творческие, но и те индустрии, которые оказывают услуги. Например, в туристическом или ивент-бизнесе есть креативная составляющая, но эти сферы в первую очередь предоставляют услуги. В креативные индустрии входит и то, чем мы занимаемся в Школе коммуникаций НИУ ВШЭ — рекламный и коммуникационный бизнес», — отметила Мария Мордвинова, первый заместитель руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.
«Если рассматривать только коммуникационную индустрию, то она занимает 0,45% ВВП России. Но если ориентироваться на общемировой опыт и достаточно широкое понимание включаемых в креативные индустрии профессий, то мы доходим в среднем до 6-8% ВВП», – подчеркнул Алан Абаев, доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Института экономики, управления и права РГГУ.
«Использование онлайн-платформ дает представителям интеллектуального труда войти в профессию, возможность начать свой путь в креативных индустриях. Это их несомненный плюс», — Олег Каширских, профессор, заместитель руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.
«Исследование “Платформенная занятость” — очень качественное, академически ценное и при этом практичное, его результаты уже сегодня можно использовать на рынке. И отдельно хочется отметить, что впервые два ведущих российских университета, занимающихся коммуникациями, — НИУ ВШЭ и РГГУ — вместе говорят на эту тему с публичной трибуны. Это подчеркивает неслучайность, востребованность и актуальность темы», — Александр Шпунт, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.
*Любое использование копирование данного материала допускается лишь с разрешения правообладателя (Школа коммуникаций НИУ ВШЭ) и только со ссылкой на источник: www.cmd.hse.ru/incomm