• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Влияние идей Пола Лазарсфельда на теорию и практику коммуникаций

Векслер А. Ф.

В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 165.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

«Тема исследования должна увлекать самого автора, поскольку только тогда получится увлечь и читателя»: студенты и выпускники Школы коммуникаций победили на НИРС

Подведены итоги НИРС-2022: студенты и выпускники Школы коммуникаций стали победителями и лауреатами конкурса.

«Тема исследования должна увлекать самого автора, поскольку только тогда получится увлечь и читателя»: студенты и выпускники Школы коммуникаций победили на НИРС

Конкурс научно-исследовательских работ студентов и выпускников (НИРС) проводится в Вышке с 2003 года. Основные задачи конкурса – развить интерес студентов к исследовательской работе и стимулировать их к продолжению научной деятельности.

Как отмечает Светлана Каткова, старший преподаватель Школы коммуникаций, для победы в конкурсе исследовательская работа должна отвечать сразу нескольким важным требованиям: «Научно-исследовательская работа должна, в первую очередь, быть интересной читателям, в случае конкурса НИРС – экспертам, которые ее оценивают. И в этом отношении успешная научная статья или отличный диплом ничем не отличаются от хорошей книги». 

Заинтересовать читателя обязательно получится, если работа хорошо структурирована и легко читается, выводы логично следуют друг за другом: в таком случае сюжет исследования способен увлечь не меньше, чем детектив.

Каткова Светлана Викторовна
Старший преподаватель Школы коммуникаций

Светлана Викторовна отмечает еще один важный аспект – новизна полученных данных: «Если эксперт узнал из работы что-то ранее ему неизвестное, он обязательно высоко это оценит. И, наконец, тема исследования должна увлекать самого автора, поскольку только тогда получится увлечь и читателя». 

Преподаватель Школы коммуникации Кира Соколова сама участвовала в НИРС, когда была студенткой – и теперь мотивирует своих студентов отправлять работы на конкурс: «Когда я училась в бакалавриате, я тоже участвовала в НИРСе. Отправление работы на конкурс (как и участие в студенческих конференциях) казалось мне очень важным, потому что меняло моё восприятие работы над курсовыми и дипломом. Исследование становилось не просто обязательным заданием, чтобы закрыть учебных год, а потом отправиться «в стол», а работой, которую я буду представлять и обсуждать с другими заинтересованными людьми. На НИРСе её рассматривали несколько экспертов и писали на неё отзыв, на конференциях участники показывали мне новую перспективу».

Теперь я стараюсь заинтересовать своих студентов в конкурсах и конференциях, рассказывая им о важности обсуждении своей работы, помещения её в дискуссионное поле. Я очень рада, что многие мои студенты отправили свои работы на конкурс; рада, что их работы не пылятся в LMS, а ребята получили новый опыт и больше не воспринимают КР и ВКР как лишь обязательное задание. 

Соколова Кира Владимировна
Преподаватель Школы коммуникаций

Работы студентов и выпускников Школы коммуникаций традиционно были отмечены жюри в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по интегрированным коммуникациям». Ниже – полный список работ, их авторов и научных руководителей. В предновогодней суете некоторые студенты и преподаватели успели немного рассказать нам об опыте участия в НИРС и своих исследованиях. 

Номинация «Лучшая научно-исследовательская работа интегрированным коммуникациям для студентов магистратуры и выпускников 2022 года»

1 место: работа на тему «Анализ особенностей провокативной рекламы в коммуникационной деятельности компаний на рынке FMCG»

Автор: Виктория Щербо, выпускница  
Научный руководитель: Каткова Светлана Викторовна

Светлана Каткова – о достоинствах этой исследовательской работы: «Виктории удалось написать действительно интересную работу: грамотность и легкий стиль изложения, логичная структура и новизна полученных данных, и, конечно, увлеченность темой на протяжении всех месяцев работы обеспечили ей заслуженную победу в конкурсе».

Об исследовании

Исследовательский вопрос: как создать эффективную провокативную рекламу на рынке FMCG

Некоторые результаты:  

1. Провокативная информация, которая тематически связана с темой веры и религии, не вызывает среди потребителей больше негативных эмоций, чем другие темы; 

2. Провокативные баннеры, в которых использованы повелительные наклонения или личные обращения, вызывают у аудитории более негативные эмоции, чем баннеры без них; 

3. Провокация, вызывающая негативные эмоции, не стимулирует желание приобрести товар. 

Виктория Щербо: «Изначально я выбрала эту тему как продолжение своего исследования в рамках курсовой работы. Я всегда обращаю внимание на такого рода рекламу, и сама для себя отметила, что реагирую порой на схожие тематики провокации совсем по-разному. Поэтому мне и захотелось изучить вопрос более детально, послушать других людей, провести исследование».  

Целью моего исследования было создание алгоритма действий для удачной коммуникации с потребителем с помощью провокативной рекламы. В итоге получился список из 11 пунктов-рекомендаций. Конечно, они не могут быть унифицированы на весь мир из-за многих аспектов и ограничений, но могут быть применимы на российском и СНГ рынках FMCG товаров.

Виктория Щербо
выпускница Школы коммуникаций

2 место: работа на тему «Культурная апроприация в фэшн-индустрии: восприятие потребителями»

Автор: Мария Несова, 1 курс магистратуры 
Научный руководитель: Цыганова Любовь Александровна

Мария Несова: «Мое исследование посвящено изучению культурной апроприации фэшн-брендов как части модной индустрии. О некорректном заимствовании я узнала еще в 2020 году благодаря видео в американском TikTok». 

Мне было очень интересно исследовать эту тему: заметки и эссе на 3 курсе начали становиться частью чего-то большего – так я определилась с темой диплома, для которой быстро подготовила структуру и с интересом приступила к написанию. Хочу отдельно поблагодарить Любовь Александровну Цыганову, которая предложила мне научное руководство еще  когда я готовила мини-презентацию по теме апроприации.

Мария Несова
студентка магистратуры Школы коммуникаций

Об исследовании:

Исследовательский вопрос: Какие особенности восприятия фэшн-брендов, использующих культурную апроприацию, присутствуют у российских потребителей?

Респонденты: представители поколения Z, которым характерно быть в курсе новых трендов, в том числе и социокультурной повестки.

Результаты: респонденты понимают болезненность темы этнических меньшинств, но считают, что в российских реалиях она даже по отношению к своей культуре не способствует такому же резонансу. Подавляющее большинство опрошенных не часто видит освещение культурной апроприации в медиа. При этом для брендов важно использовать определенные факторы, с помощью которых они смягчат негативные последствия апроприации или нивелируют их вовсе. 

3 место: работа на тему «Государственная коммуникационная кампания по борьбе с COVID-19: факторы, оказавшие влияние на принятие решения москвичей об отказе от вакцинирования»

Автор: Елизавета Штурма, выпускница
Научный руководитель: Соколова Кира Владимировна

Намного легче и вдохновляюще получается выполнять какую-то работу, когда она приносит много интереса! Иначе бы дипломная работа мне показалась невыносимой, я думаю.

Елизавета Штурма
выпускница Школы коммуникаций

Елизавета Штурма: «Начиная с 2020 года я заметила в своем окружении четкое разделение людей на два лагеря (противники и сторонники вакцинации): мне захотелось “копнуть” в эту тему чуть глубже, изучив этот феномен в своей дипломной работе».

Кира Соколова отмечает среди достоинств работы важность темы и ее потенциальную полезность для общества: «Исследование посвящёно социально важной теме, связанной с отказом россиян от вакцинации от COVID-19. В работе Елизавета анализирует государственную коммуникационную кампанию по борьбе с COVID-19 и выделяет факторы, которые повлияли на решение москвичей об отказе от вакцинации. Выводы исследования могут быть использованы при планировании коммуникационных кампаний, мотивирующих россиян делать прививки от различных заболеваний».

Об исследовании:

Исследовательский вопрос: какие факторы влияют на отказ москвичей вакцинироваться против COVID-19? 

Результат: авторская модель факторов отказа от вакцинации против COVID-19 москвичами, а также модель машинного обучения, способная по косвенным признакам определять отношение респондентов к вакцинации против СOVID-19. Эта модель и выведенные факторы могут помочь при разработке будущих аналогичных коммуникационных кампаний по вакцинации.

Лауреаты:

1. Работа на тему «Московские винотеки как пространства организации специфического опыта у массовой аудитории мегаполиса (на примере дегустаций)»

Автор: Настасья Жирякова, выпускница  
Научный руководитель: Маннин Александр Андреевич

2. Работа на тему «UX-дизайн в социальной рекламе против рака груди»

Автор: Анна Ушачева, 1 курс магистратуры 
Научный руководитель: Шантырева Любовь Викторовна 

Любовь Шантырева: «Работа Анны создана в популярном сейчас направлении health communication, ориентированном на информирование общества по вопросам здравоохранения. Эта сфера мало разработана в отечественном дискурсе, несмотря на прикладную значимость. Сильная сторона исследования – предложение смешанной методики для ее изучения – соединение глубинных интервью с возможностями ай-трекинга. Результаты исследования могут быть использованы для построения эффективной коммуникации на социально значимую тему».

Анна Ушачева: «Тема социальной рекламы против рака груди волнует меня уже достаточно давно: началось это с того, как однажды я узнала, что у одной из моих родственниц обнаружили рак груди и она проходит серьёзное лечение. Тогда меня это очень сильно тронуло: никогда не знаешь, в какой момент случится та или иная беда, и страшно оказаться абсолютно не осведомлённым в вопросе, один на один с неизвестной проблемой.

Помню, как решила погуглить, какие социальные кампании уже создавались в рамках этой темы: их, на удивление, было не так много и в основном созданные иностранными агенствами. Все они были удивительно привлекательными с точки зрения графического дизайна, что в один момент я даже забыла, зачем начала это всё искать. Я подумала: «И это всё? Неужели эти картинки действительно работают и как-то меняют положение дела?». С этого началось моё погружение в изучение социальной рекламы против рака груди – сначала курсовая работа, где я изучала визуальные образы, используемые в плакатах и видеороликах, на эту тему. Тогда я поняла, что в рамках такого сложного направления, где речь идёт о жизнях людей, проблему необходимо решать комплексно и пытаться закрывать все пробелы в знании, мотивации и действии. Оказалось, что социальная реклама ранее изучалась только в рамках традиционных форматов, а UX-дизайн рассматривался только в разрезе коммерческой рекламы. 

Я с трудом нашла три разных примера социальных диджитал-кампаний против рака груди, которые стали визуальными материалами исследования. Мне хотелось узнать, какие смысловые блоки привлекают наибольшее внимание девушек, какими должны быть содержательные аспекты оформления социальных проектов против рака груди, в каком тоне должна преподноситься информация и из каких блоков должна состоять страница социальной кампании, в какой последовательности они должны располагаться для наиболее эффективного воздействия. Для этого я провела эксперимент с использованием айтрекера, который создавал тепловые карты в процессе ознакомления участниц с материалами; потом мы беседовали, разбирали полученные карты, вместе создавали персонажей для понимания тональности коммуникации и рисовали прототипы сайтов. 

В процессе анализа мне удалось выявить пересечения в комментариях и созданных идеях, что вылилось в практические рекомендации по UX-дизайну для социальных диджитал-кампаний против рака груди и в итоговый полноценный прототип возможной действенной, по мнению целевой аудитории, социальной кампании».

Проводить это исследование было очень интересно, и, надеюсь, полезно! Давайте менять этот мир, ведь мы, специалисты по коммуникациям, тож можем спасать чьи-то жизни – информируя и предупреждая.

Анна Ушачева
студентка Школы коммуникаций

3. Работа на тему: «Взаимодействие с информацией о здоровье в цифровых медиа как фактор принятия решений, связанных со здоровьем»

Автор: Измайлов Артур Константинович, 1 курс магистратуры 
Научный руководитель: Маннин Александр Андреевич

Номинация «Лучшая научно-исследовательская работа по интегрированным коммуникациям для студентов бакалавриата и специалитета»

1 место: работа на тему «Особенности выбора пространства для романтического общения поколением Z: фактор интерьера в неопосредованной коммуникации»

Автор: Ульяна Нечаева, 3 курс 
Научный руководитель: Маннин Александр Андреевич

2 место: работа на тему «Специфика опыта посетителя авторских specialty кофеен в контексте мультимодальности публичного пространства»

Автор: Диана Чазова, 3 курс
Научный руководитель: Маннин Александр Андреевич

3 место: работа на тему «Специфика восприятия веб-интерфейса онлайн-магазина как инструмента коммуникации»

Автор: Лейла Саттарова, 3 курс 
Научный руководитель: Цыганова Любовь Александровна       

Лауреаты: 

2. Работа на тему: «Использование феминистского дискурса в коммуникационной стратегии спортивных брендов»

Автор: Евгения Зиброва, 4 курс 

Научный руководитель: Бачурина Нелли Сергеевна

Поздравляем студентов, выпускников и их научных руководителей!