• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Влияние идей Пола Лазарсфельда на теорию и практику коммуникаций

Векслер А. Ф.

В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 165.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

«Университет — это люди»

Специально ко Дню студента преподаватели Школы коммуникаций вспомнили, как они учились в вузе, как готовились к экзаменам, сдавали сессию и писали итоговые работы.

Цыганова Любовь Александровна

Любовь Александровна Цыганова: преподает, опираясь на опыт своих учителей

Государственный университет гуманитарных наук (Государственный академический университет гуманитарных наук)

Как бы банально это ни звучало, но учёба в университете была очень ярким, запоминающимся временем. Уже тогда мы понимали, что университет — это, в первую очередь, люди. Люди, которые были и остаются Учителями. Всегда все спорят, кто больше запомнится — плохой или хороший, строгий или добрый. Запомнятся настоящие. У всех учишься: у кого-то — как надо, у кого-то — как не надо. Историк Владимир Андреевич Кучкин называл нас по имени отчеству и на вы, а кто-то по фамилии и на ты. Когда я только начинала преподавать, я вспомнила свои ощущения и поняла, что не буду тыкать. А Игорь Борисович Орлов, который много лет назад пригласил меня в Вышку, тролил нас (тогда, правда, такого глагола не было). Но мы понимали, что преподавание — это не сухой рассказ. Или великий Всеволод Матвеевич Володарский, который был большой, экспрессивный и рассказывал про историю искусств так, что дух захватывало. «Представьте, что я Аполлон!» — говорил он, и мы смеялись.

Университет — это люди. Это академик Аполлон Борисович Давидсон, который как-то начал свой рассказ с фразы: «Когда я говорил с Анной Андреевной Ахматовой…» Или лекции Ольги Юрьевны Васильевой, первой женщины-министра образования в России. Александр Петрович Черных, Павел Юрьевич Уваров, Сергей Михайлович Каштанов и многие другие. Все, кто преподавал, — это была и есть плеяда, звёзды, легенды. Это люди, которые сделали нас. Университет — это люди, Учителя и Ученики, и яркие воспоминания.

Любовь Александровна Цыганова
Любовь Александровна Цыганова

Урнова Анастасия Марковна

Анастасия Марковна Урнова: готовилась к экзаменам сутками

НИУ «Высшая школа экономики»

Давным-давно, когда жизнь была ещё справедливой, студенты в конце учёбы сдавали госэкзамены. Билетов было очень много, вопросы охватывали все темы, пройденные с первого по четвёртый курс. Сдать этот экзамен было очень сложно. До сих пор с ужасом вспоминаю эти экзамены и надеюсь, что никогда в жизни мне не придётся больше проходить через подобное.

Для подготовки мы объединились небольшой группой занудных отличников, разделили между собой билеты, каждый из нас подготовил подробный ответ на положенную ему пачку. Потом по этим конспектам начали готовиться. Ко мне домой практически переехала жить одна из моих однокурсниц. Мы в прямом смысле слова в восемь утра вставали, завтраки, учили-учили-учили, к вечеру встречались и пересказывали друг другу билеты. Потом, измождённые, ложились спать. А с утра повторяли всё сначала. В итоге подготовились.

Помню, приходишь на экзамен — сердце стучит, ладошки потеют. В билетах было по три вопроса. Помню, что мой первый вопрос касался Аристотеля, второй был про коэффициент Спирмана, а вот третий забыла. Я чувствовала, что невероятно прокачана: наконец-то всё, что я выучила за четыре года на факультете политологии Вышки, объединилось. Я рассказывала об Аристотеле, делала отсылки к более поздним философам и политологам, моментально ответила на вопрос преподавателя по статистике (он только начал рисовать на листке какие-то точечки, а я уже знала, какой график должен был получиться). Я испытывала удовольствие от того, что могу разговаривать с преподавателями — не то чтобы на одном уровне, конечно, — но это был именно диалог, а не вымученный ответ. Я получила «10» за этот экзамен, и это пример фантастического преодоления, жутких мучений, гордости собой. Но как же нынешним студентам повезло, что у них нет госэкзаменов!

Анастасия Марковна Урнова
Анастасия Марковна Урнова

Соколова Кира Владимировна

Кира Владимировна Соколова: чуть не получила выговор за подготовку проекта во время учёбы

НИУ «Высшая школа экономики»

На втором или на третьем курсе я проходила курс Олега Александровича Владеса «Управление проектами». Курс был объёмный, очень интересный, он мне нравился, и поэтому мы с командой решили взять для итоговой экзаменационной работы планирование поездки из прошлого в будущее по мотивам фильма «Назад в будущее». Проект оказался очень сложным, потому что перемещение во времени требовало переосмысления времени как ресурса, приходилось постоянно пересчитывать время выполнения каждой из работ, учитывая место нахождения героев (находятся они ещё в будущем или уже в настоящем?). Короче, сетевой график строился с трудом.

В один из последних дней подготовки экзаменационного проекта мы засиделись в Вышке, в одной из аудиторий в Малом Трёхсвятительском, допоздна. Была уже половина двенадцатого ночи; может, и двенадцать. В корпусе больше уже никого не было. Вдруг мы услышали, как по коридору кто-то идёт. Появилась дама, наверное, завхоз или комендант. Она начала сильно ругаться, спрашивала, почему мы в аудитории. Я была жутко уставшая и решила поинтересоваться, где мы могли узнать, что находиться в корпусе после одиннадцати вечера запрещено. Мы знали, что в некоторых корпусах можно оставаться на ночь, и студенты оставались, и устные экзамены заканчивались поздно. Ходила легенда про студентов-философов, которые после устного экзамена вышли из корпуса в два часа ночи.

В общем, нас выгнали, у меня забрали пропуск, переписали мои данные, сказали, что на меня отправят жалобу в учебный офис и я получу дисциплинарное взыскание. Я тогда училась на 100%-й скидке, и мне никак нельзя было его получать. Учебный офис очень удивился, когда на девочку-отличницу пожаловался завхоз. Выговор мне в итоге не вынесли, а через несколько недель на корпусе появились таблички с часами работы, и там было написано, что здание закрывается в 23:00.

Кира Владимировна Соколова
Кира Владимировна Соколова

Зверев Сергей Александрович

Сергей Александрович Зверев: сдал зачёт, отвечая по неправильной схеме

Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова)

Я учился в Плехановском институте, и у нас был ряд предметов, касающихся технологии различных производств: технология металлургии, технология основных промышленных производств и так далее… В том числе были технология растениеводства и технология животноводства. Потом всё это переходило в экономику промышленности и экономику сельского хозяйства.

Как-то раз на  зачёте по технологии животноводства произошла одна история. Студенты у нас в основном были городскими, так что и «Основы технологии растениеводства», и «Основы технологии животноводства» были для нас умозрительными предметами. Знания в основном ограничивались технологиями, которые применяли наши бабушки в пригородных садах и огородах. Поэтому, наверное, из соображений человеколюбия нам разрешали пользоваться конспектами при подговке.

Как я отвечал на билет (и тем более что в нём было) я не помню, но в дополнение к нему профессор задал мне вопрос, который я запомнил на всю жизнь. Он касался жизненного цикла мясо-молочного скота — от рождения до того момента, когда животное становится кандидатом на мясо. Я понятия не имел, что это такое вообще. Студентка, моя хорошая подруга, которая сидела напротив, на первой парте, и готовилась, пока я пытался отвечать на вопросы, открыла конспект и выразительно показала взглядом на какой-то график. Я понял — это то самоё сокровенное знание! Перерисовал его на листочке бумаги, разобрал какие-то слова: «первая стадия», «вторая стадия» и какие-то ещё малопонятные термины на рисунке… Бодро, замирая от ужаса, что-то рассказал по этому графику (до сих пор помню термин «нетель») получил каким-то чудом свой зачёт и ушёл. Когда вышла Маша, она мне сказала: «Зверев, ты нёс полную ахинею с этим графиком!» — «Я же нарисовал график, который ты показывала!» — «Да, но ты нарисовал его в зеркальном отражении!». То есть я что-то рассказывал по неправильно перерисованному графику.

Как я умудрился сдать, не понимаю до сих пор. Вообще с этими предметами было много очень смешных историй, но это для другого рассказа.

Сергей Александрович Зверев
Сергей Александрович Зверев

Каткова Светлана Викторовна

Светлана Викторовна Каткова: вместе с друзьями вывела подготовку к экзамену на новый уровень

Санкт-Петербургский государственный университет

«Возникновение интернета и развитие информационных технологий изменило нашу жизнь», — такими словами любит начинать свои эссе и курсовые примерно половина наших студентов. Мои студенческие годы пришлись на то время, когда эта фраза имела непосредственное отношение к реальности. 

Программа любого гуманитарного направления (я тогда училась на факультете Международных отношений СПбГУ) была рассчитана на то, что основное время студент проводит в библиотеке. И в библиотеке не электронной, а той, где нужно сначала долго копаться в бумажных каталогах и выписывать реквизиты книги в специальную карточку; затем стоять в длинной очереди на выдачу (повезёт, если из десяти нужных книг в наличии будет хотя бы пара); законспектировать прочитанное (можно снять копию, но это ещё одна очередь, и довольно дорого по студенческим меркам). Каких-то пять часов — и можно было получить ответ на один экзаменационный билет. 

И тут в нашу жизнь ворвался интернет с возможностью загрузки текстовых документов, сделав студенческие годы куда более насыщенными внеучебной деятельностью. Бизнес-модель по оптимизации времени была такой: вопросы делились между однокурсниками. Каждый готовился в библиотеке только по своему билету: писал подробный конспект для ответа на «отлично», краткую версию для тех, кому достаточно просто сдать, и совсем краткую мелким шрифтом для тех, кто не боялся быть пойманным со шпаргалкой. Всё это загружалось на форум, который модерировался самыми активными и технически подкованными. Закончилось всё резким ростом успеваемости и вынужденным пересмотром учебной программы, но так не повезло уже следующим курсам. А ещё на базе этого и подобных студенческих форумов СПбГУ зародилась одна из крупнейших соцсетей, но это уже совсем другая история.

Светлана Викторовна Каткова
Светлана Викторовна Каткова