• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

Анастасия Янчева – о возвращении в Вышку в качестве преподавателя и сотрудника

В новом материале рубрики alumni stories Анастасия Янчева, выпускница программы «Реклама и связи с общественностью» 2019 года, рассказала, как она искала свое профессиональное призвание – и снова вернулась в Вышку.

Анастасия Янчева – о возвращении в Вышку в качестве преподавателя и сотрудника

Какую специализацию ты выбрала на РиСО и почему?

Я выбрала специализацию «Пиар», когда училась. На тот момент было всего три специализации: пиар, реклама и диджитал. В моей голове реклама была просто что-то совсем творческое, а диджитал про сложную аналитику. Поскольку для меня общение с людьми всегда было приоритетом, я решила, что пиар будет для меня наиболее подходящим направлением.

Назови любимый предмет и почему он был любимым.

Я назвала бы два предмета. Первый – «Основы теории коммуникаций», который вела Ольга Соловьева, communication studies на английском языке. Это было очень интересно! Мне очень нравилось, что мы прокачиваем английский одновременно с тем, что изучаем что-то новое. И мне безумно нравилась сама Ольга Геннадьевна, я ее с большим теплом до сих пор вспоминаю: она мне в свое время дала очень много полезных напутствий. Когда я на первом курсе с трясущимися руками пришла узнавать оценку за какое-то эссе, она сказала мне: «Настя, если вы так будете переживать по поводу каждой оценки, то вы до четвертого курса не доживете». Она была абсолютно права, и она перевернула мое представление о том, что такое университет. В школе тебе все время говорят, что надо быстрее, сильнее, чтобы получить оценку пять, но при этом далеко не всегда спрашивают, что за этой оценкой скрывается – а в университете работает принцип «не для школы, а для жизни». И для меня было шоком, что мне об этом говорит сам преподаватель. Какие-то штуки, которые Ольга Геннадьевна использовала на своих парах, я потом взяла себе на вооружение, когда сама начала преподавать. 

Второй любимый предмет – это НИС (научно-исследовательский семинар). Мне очень нравилось, что он разный, плюс мне всегда была интересна исследовательская деятельность, и я в этом себя видела дальше. Поэтому мне всегда было интересно узнать какие-то новые методы, которым я могу научиться. Я так в этом и осталась – теперь преподаю качественные методы, потому что в них мне очень нравится, что можно много взаимодействовать с людьми и изучать людей

Укажи компанию и должность, которую ты сейчас занимаешь. 

Я сейчас работаю в Вышке, она как alma mater меня не отпустила. Я занимаюсь двумя вещами. Во-первых, я работаю редактором отдела по работе социальных медиа в Дирекции по маркетинговым коммуникациям, а также являюсь приглашенным преподавателем в Школе коммуникаций на программе «Реклама и связи с общественностью».

Какой опыт у тебя уже был за плечами, когда ты вернулась в Вышку в качестве сотрудника? 

Я долго искала и пыталась определиться, чем я могу заниматься. Мне кажется, это абсолютно нормально: сейчас люди за жизнь меняют по пять профессий, и в этом нет ничего плохого, если твое мнение и твои интересы меняются. Я за годы учебы пробовала себя в разных направлениях: ходила на стажировки в event-маркетинге, в пиаре. Стажировка в медиапланировании в агентстве UM, которое входит в группу АДВ, была моей первой серьезной работой. Но я поняла, что медиапланирование – это больше про цифры, меньше про общение и про людей.  

Главный опыт, который мне дала работа на разных позициях – пока ты не попробуешь, ты не узнаешь. 

Можно очень долго гадать, что тебе подходит или не подходит. Но опыт – это очень важная штука. Даже если ты попробовал миллион разных позиций и тебе все равно ничего не нравится, это все равно здорово, потому что ты уже можешь сузить свой поиск и имеешь понимание того, что тебе не нужно. Я пробовала себя, например, в ивентах: поняла, что это довольно нервная работа, ненормированная, требующая колоссальных усилий. И она все-таки предполагает, что там работают люди, которые горят от этого адреналина – когда что-то переносится, срывается, когда есть огромное мероприятие и вы сидите до ночи и пытаетесь успеть все за 24 часа, потому что что-то пошло не так. Я поняла, что это мне не подходит. А медиапланирование, как я уже сказала, это больше про цифры, про расчеты. Я не получала такого удовольствия от работы, потому что мне важнее коммуникация с людьми.

Второй момент: важно не бояться общения, важно задавать вопросы, важно подходить к людям, которые тебе интересны. Если ты хочешь у них что-то спросить, познакомиться – надо не бояться этого делать. 

Важно участвовать в разных мероприятиях. Например, как я нашла свою первую работу: на тот момент мы участвовали в фестивале рекламы «Лайм». Мы выступали на нем с кейсом, нас увидели ребята из агентства UM, и представитель агентства сказал: «Те, кто выиграл эти кейсы, могут прийти к нам в офис на экскурсию и еще постажироваться». Вот так я попала на свою первую работу. Это история про то, что лучше, пока ты учишься, участвовать везде, где только можно, пытаться пробовать, смотреть, что тебе интересно, примеряться, общаться с людьми – потому что через них ты можешь попасть в интересное сообщество, найти работу.

Каким проектом на работе ты гордишься больше всего и почему?

Это, конечно же, подкаст «Ворона желает знать». Буквально недавно этот подкаст выиграл в конкурсе лучших русскоязычных научно-популярных работ сотрудников Вышки.

Все началось с того, что я полгода после окончания Вышки искала работу. В итоге мне очень помог чатик выпускников РиСО разных лет в Telegram, где мне прислали скрин сторис о том, что моя будущая начальница ищет себе редактора и SMM-менеджера. Я подалась и таким образом снова оказалась в Вышке! 

К разговору о силе слабых связей: Вышка в этом плане дала мне работу, друзей, кучу навыков. Благодаря этому, можно сказать, я сейчас довольна жизнью! 

Когда я пришла работать в Вышку, у меня очень давно зрела в голове мысль, что я хочу сделать свой подкаст. Я подумала: а почему не сделать в Вышке свой подкаст? На тот момент у Вышки уже был YouTube-канал, соцсети – а подкаста не было. Я предложила, ребятам понравилась идея. Подкаст был создан, и у этой работы есть результат, которым я горжусь – у нас 3000 подписчиков на Яндексе, больше 50 000 прослушиваний всех выпусков и уже есть сотрудничество с внешними компаниями (мы записали эпизод с Альфа Банком). Я рада, что получилось создать медиапродукт, у которого есть своя стабильная, лояльная аудитория. 

Представь, что первоклассник спрашивает тебя, что ты делаешь на работе. Как бы ты ответила?

Я бы сказала, что я рассказываю разным людям что-то интересное и новое, связанное с наукой. 

Я не выделила преподавание сейчас отдельно, но я бы про него тоже сказала, потому что это такая забавная история как будто из кино: я еще в детстве фантазировала, что я учитель, постоянно на всяких днях учителя всегда участвовала в мероприятиях, где ученики могли проводить занятия.

После окончания вышки моя научная руководительница Нелли Сергеевна Бачурина увидела во мне какие-то способности преподавать. Она сказала: «Попробуй провести НИС, блок про качественные методы исследования». Мне так понравилось, меня так затянуло, что в итоге я осталась в этом. И вот в этом году уже четвертый год, как я преподаю, и эта работа, которая меня безумно заряжает. Сейчас, как закончились пары, я безумно скучаю по студентам! С одной стороны, я понимаю, что ушла большая часть нагрузки, но, с другой стороны, очень не хватает вот этих ежедневных взаимодействий со студентами: какие-то шутки, возможность что-то рассказать, возможность от них много чего нового узнать. 

Это абсолютный взаимообмен энергии – то, что я больше всего люблю в преподавании, потому что это всегда про взаимный вклад. 

За что ты любишь свою работу?

Во-первых, за те самые коммуникации, про которые я говорила в самом начале. Мне нравится доступным языком доносить какую-то информацию, мне нравится, что я постоянно учусь чему-то новому. Когда мы записываем подкаст, это могут быть разные темы – от психологии потребления до возникновения черных дыр в космосе. Для этого мне нужно всегда поддерживать себя в интеллектуальной форме: что-то изучать, читать, узнавать новое, чтобы потом вести дискуссию органично. Благодаря экспертам я всегда что-нибудь узнаю о существовании сфер, о которых я раньше не догадывалась. Например, у нас был выпуск про гидрометеорологию о том, что, оказывается, океан имеет огромное значение для состояния климата. Честно говоря, я даже не думала об этом!

В преподавании мне очень нравится отдача – когда ты не чувствуешь себя каким-то винтиком в системе, когда ты сразу понимаешь и видишь результат, когда студенты вовлекаются, когда они подходят и говорят: «Слушайте, как было здорово, нам так понравилось, спасибо!». Или, наоборот, говорят: «Вы знаете, мы здесь не поняли, почему так? Объясните нам, пожалуйста». Они задают сложные вопросы, и тебе нужно на них отвечать. Благодаря этому ты еще больше учишься. 

Чего ты мечтаешь добиться в карьере?

У меня пока нет какой-то конкретной точки: мне кажется, я все равно всегда нахожусь в каком-то поиске того, что мне ближе и интереснее. Мне очень хотелось бы, во-первых, совершенствовать себя в подкастах. Может быть, я бы хотела открыть свою подкастерскую студию или запустить свой подкаст. И хотелось бы с этим связать преподавание в том числе. 

Мне бы очень хотелось, например, запустить на нашей программе курс про то, как использовать подкаст для коммуникации с разной аудиторией, как использовать рекламу в подкастах. То есть не только просто создание продукта, но и про продвижения, что будет полезно и рекламистам. 

Мне бы очень хотелось оттачивать свои профессиональные навыки в исследованиях, в преподавании, в том, как делать пары более интересными. Сейчас уже вопрос не в том, что ты передаешь знание, а в том, как студенты могут его интерпретировать. Сейчас можно найти любую информацию: вопрос в том, как научить ребят эту информацию критически осмысливать и интерпретировать реальность, в которой они живут.

Какое напутствие ты могла бы дать сегодняшним студентам программы «Реклама и связи с общественностью»?

Странно наверное звучит от подавателя, но я бы советовала не зацикливаться на оценках и на учебе, не считать, что это главная сверхзадача твоей жизни. Важно создавать сообщество вокруг себя: многие мои друзья нашли себя с помощью студорганизаций, например.

Прежде всего надо пробовать, не бояться того, что ты не можешь с чем-то сейчас определиться; использовать это время для поиска себя. И выходить за пределы книжек и тетрадок, потому что учиться можно будет всю жизнь, а время, которое у вас есть в университете, его на самом деле очень немного – всего лишь четыре года. Важно этот период использовать для того, чтобы попробовать что-то, находить себя.

Ходите на стажировки, записывайтесь в студорганизации, узнавайте о своих одногруппниках, общайтесь с преподавателем. В общем, главное – это пробовать и не бояться.