Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1
E-mail: incomm@hse.ru
Еще несколько лет назад в сферу коммуникаций приходили люди без профильного образования. Сейчас рынок стремительно развивается, на глазах меняются подходы, инструменты, каналы коммуникаций. Умение мыслить на несколько шагов вперед, продумывать кампанию в целом, подбирая только эффективные решения – вот что необходимо в современных российских условиях.
Мы готовим именно таких специалистов: высококвалифицированных, с качественными гуманитарными знаниями и сильными практическими навыками, способных быстро адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия рынка и уверенно включиться в рабочий процесс сразу после окончания обучения.
Iss. 1. Piza: Springer, 2023.
Лукина А. В., Мхитарян С. В., Сидорчук Р. Р. и др.
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. № 3. С. 484-499.
В кн.: XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.).. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023.
Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.
Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021
Вопросы, которыми часто задаются абитуриенты и их родители: где и кем работать после выпускного? Какие знания, полученные в университете, в итоге оказываются полезными в работе? Мы задали эти вопросы выпускникам программы «Реклама и связи с общественностью» 2023 года – ребята рассказали, где работают и какие должности занимают, как сложился их карьерный путь, чем они занимаются на работе и пригодилось ли им образование.
Иван Пащенко
Специалист по маркетинговым исследованиям в Yandex Crowd
По специальности я начал работать во время практики от ВШЭ – попал в агентство SPN Communications. В основном занимался аналитикой, мониторингом, помогал с анализом тендеров, составлял отчёты. После стажировки мне предложили работу в агентстве, но я решил сфокусироваться на учёбе и отказался. От работы с коллегами из SPN Communications остались тёплые, приятные воспоминания – я очень благодарен ВШЭ и ребятам за то, что поработал с такими крутыми специалистами еще во время обучения!
Затем я устроился работать в строительную компанию: проработав один день на позиции маркетолога, понял, что не моё. В этот же день откликнулся на вакансию в Яндексе, а позже со мной связались. Мне удалось пройти отбор – и так я попал в Crowd, внутренний сервис Яндекса, который решает бизнес-задачи продуктов компании.
Здесь я занимаюсь проведением качественных исследований полного цикла. Процесс выглядит так: заказчик ставит бизнес-цель и задачи, я провожу дебрифинг, составляю сценарий, самостоятельно организовываю время интервью, провожу их, анализирую результаты, пишу отчет, представляю результаты заказчику. Результаты исследования напрямую влияют на последующие решения в развитии продуктов. Я обожаю делать UX-исследования, это моя любимая задача – потому что всегда интересно, как пользователь взаимодействует с интерфейсом. Также я участвую в процессах customer development и business development.
Я уже делал исследование для Яндекс.Переводчика – горжусь, что поработал с продуктом, который помогает тысячам пользователей закрывать свои потребности! Также я делал исследование для хендбуков Академии Яндекса. Хендбуки — это открытые бесплатные учебники по программированию. Сервис очень крутой, можно начать погружение в программирование именно с них.
Из учебы на РиСО мне в работе пригодилось многое:
Подход. Теоретические знания, база – это очень важно, но я считаю, что главное – научиться применять теорию на практике, в большинстве случаев это про Школу коммуникаций. Даже учебный проект в ВШЭ может отлично вписаться в ваше будущее резюме – стоит об этом помнить!
Знакомства. ВШЭ – это не только про крутые знания, но и про знакомства. Профессионалы, эксперты своего дела, крутые студенты, уникальные люди, друзья – все в одном месте.
Знания. Я учился на специализации «Исследования в коммуникациях», где мы углубленно изучали программирование, погружались в процесс проведения исследований. Знаю, что многие ребята идут на РиСО, потому что тут нет математики – на этой специализации она всё-таки есть, но это исключение. В исследованиях больше прикладной математики без ненужных формул, бесполезных задач!
Сейчас я поступил в магистратуру – буду продолжать обучение в Школе коммуникаций на программе «Коммуникации, основанные на данных».
Анастасия Будниченко
Менеджер по партнерскому маркетингу в Райффайзен Банке
Я попала в Райффайзен Банк благодаря стажировке Raiffeisen Evolve. В ноябре на третьем курсе проходила отбор – и уже в январе вышла стажером в команду диджитал-маркетинга. Спустя полгода плодотворной стажировки я перешла в штат, так что к моменту окончания Вышки я работаю в банке уже полтора года.
Сейчас я разрабатываю и реализую коммуникационную стратегию по взаимодействию с партнерами банка: от начала сотрудничества до последующих мотивационных программ. Параллельно составляю брифы креативным агентствам на разработку необходимых дизайн-материалов, много общаюсь с подрядчиками: вносим правки, разбираемся со счетами и документооборотом. Помимо этого совместно с командой мы разрабатываем и проверяем различные гипотезы для A/B тестов на сайте – стараемся найти и внедрить самые успешные решения.
Мне нравится, что моя работа многогранна: здесь есть и творчество, и аналитика, и социальные связи – это не дает заскучать и держит в тонусе. Еще очень классно осознавать, что вы с командой стоите за email-рассылками, баннерами и лендингами, с которыми затем взаимодействует аудитория банка. Здорово быть к этому причастной!
Сейчас стараюсь развиваться дальше как специалист и думаю над своим блогом. Вышка подарила мне новые ценные знакомства, которые дали понять, что возможно всё.
Марина Мартиросян
Junior продуктовый маркетолог во ВКонтакте
Я попала на эту работу благодаря Вышке: главный продуктовый маркетолог ВКонтакте проводила у нас лекцию, она была приглашенным преподавателем на паре Сергея Александровича Зверева. Мы с ней разговорились во время лекции, и в итоге она предложила попробовать пройти отбор в команду.
Я работаю в VK, а точнее во ВКонтакте (суперапе): основные продукты, с которыми взаимодействую, – это контент (пользовательские истории и публикации) и VK Знакомства. В мои обязанности входит улучшение продукта (от идеи до реализации), реализация активностей, которые повышают знание о продукте и всевозможные продуктовые метрики. Я пришла в компанию, когда велась подготовка к VK Fest, и в начале я вела активности, связанные с этим инфоповодом.
До этого я также работала – и первую работу я тоже получила благодаря ВШЭ. Я попала на проект (ради кредитов) в бизнес-инкубатор ВШЭ, помогала с продвижением. В итоге мне предложили остаться, и так я получила первую работу – PR-менеджер. Дальше я работала исследователем-аналитиком в маркетинговом агентстве, которое занималось продвижением образовательных услуг. Даже помогала ВШЭ с продвижением некоторым программ обучения. Диплом я, кстати, писала на тему продвижения образовательных онлайн-услуг!
Из учебы на РиСО больше всего мне пригодились безусловно знакомства, что заметно по моей карьерной траектории. Хочу отдельно подчеркнуть работу в команде: сейчас на работе моя задача во многом заключается во взаимодействии с людьми. Так как компания большая, чтобы что-то сделать, нужно сходить в разные отделы, отдать четкие брифы и далее дать обратную связь для наиболее эффективного результата. Во время учебы мы практически всегда работали в командах, часто я забирала роль лидера или разделяла её с однокомандницей – этот опыт очень помог мне сейчас эффективно справляться с взаимодействием с порой очень разными коллегами.
Ещё один важный навык – умение работать и искать решения. Услышала от тимлида интересный факт: выпускники ВШЭ выделяются тем, что им не надо давать четкие до мелочей инструкции – они умеют сами искать решения и адаптироваться.
И безусловно мне помогло понимаете контекста, которое я получила на РиСО: четыре года ты находишься в инфополе, постоянно обсуждаешь последние тренды и изменения с преподавателями. После выпуска такую насмотренность терять не хочешь, поэтому продолжаешь интересоваться всем, чем возможно, из мира коммуникаций. Это уже становится неосознанной привычкой.
Кристина Геращенко
Специалист по операционной эффективности в Twiga
До Twiga я работала аккаунт-менеджером в агентстве tm. Затем у нас началась производственная практика – когда я увидела вакансию, где требуется Python, поняла: мне нужно сюда. Меня взяли на практику, я пришла и подумала, что было бы круто здесь работать, но вряд ли меня возьмут без опыта в этой сфере. Но сразу после практики меня взяли на работу.
Моя работа состоит в том, чтобы автоматизировать внутренние процессы агентства – а для этого требуется то сложные Google-таблицы создать, то написать программу на Python, то сделать Telegram-бота.
Бывают и неожиданные задачи, когда другим отделам требуется помощь: не так давно я провела много времени в архиве агентства, чтобы собрать кучу документов для подачи заявки на рейтинг Sostav и загрузить их на сайт. А в другой день проводила тренинг для сотрудников по работе с CRM-системой.
В целом, жизнь и работа складывается так, что из учебы на «Рекламе» пригодилось почти все: и умение учиться, и хард-скиллы, и навыки переговоров, и знание формул медиапланирования, и многое-многое другое. Даже то, о чем я думала «Мне никогда не будет нужна эта информация»! В работе часто пригождаются конспекты с учебы.
«Реклама» открыла много дверей, и хочется все попробовать. Работа в Twiga позволяет заниматься тем, что нравится — поэтому параллельно я подрабатываю еще и в маркетинговых исследованиях здесь же.
Анна-Василиса Туркина
Младший аккаунт-менеджер в MGCom
По завершении дисциплины «Brandformance-маркетинг» я удачно сдала экзамен, и преподаватели пригласили меня пройти собеседование. Я успешно прошла его и попала в агентство.
В мои обязанности входит клиентская коммуникация, организация и контроль digital-размещений, в том числе контекстной рекламы, размещений в социальных сетях и других площадках. Работа разносторонняя и интересная!
Магическим образом мой выбор образовательной траектории по принципу «мне интересно, и я хочу попробовать» в итоге стал на все 100% применимым в моей нынешней работе! Мне помогают как дисциплины майнора «4К», которые развили софт скилы, так и маркетинговые дисциплины – performance, brandformance, а также знания, полученные на парах Олега Владимировича Карасева, руководителя специализации «Маркетинг», которые составляют пласт хард скилов. Знакомство с преподавателями в стенах Вышки, которые являются теперь моими коллегами в стенах MGCom, безусловно стало большой отправной точкой моей дальнейшей карьеры.
Елизавета Щецова
Младший аналитик в PR News
На эту работу я попала через преподавательницу, которая вела у нас на 4 курсе предмет «Репутационные исследования» – она является генеральным директором агентства PR News. В конце курса я спросила у нее, есть ли у них вакансии, на которые им было бы интересно рассмотреть меня. Поскольку у нас с ней сложились хорошие отношения и программу курса я освоила хорошо, она предложила пообщаться с руководителем аналитического отдела. Но, мне кажется, если бы до этого у меня не было опыта прохождения двух стажировок и работы в другом агентстве, мне, конечно, было бы тяжело попасть сюда – потому что даже на моей позиции задачи требуют очень серьезного погружения.
PR News – это исследовательское агентство, которое проводит в первую очередь репутационные исследования. Обычно у меня есть какой-то проект, в который я включена от и до, начиная с разработки инструментария для исследования, заканчивая подготовкой отчета. Но помимо этого я помогаю с какими-то задачами по другим проектам: провести интервью, проанализировать количественные данные и составить гайд или анкету.
Из того, что мы получили на учебе, мне пригодилось все, что связано так или иначе с исследованиями – НИС оказался, наверное, самым полезным предметом. На самом деле, самым важным оказалась возможность заниматься не только придумыванием ключевых сообщений и креативом, а более научной деятельностью, исследованиями. Потому что, как оказалось, реклама – это не только про саму рекламу.
Артем Рыбкин
Менеджер проектов по привлечению абитуриентов в Школу коммуникаций НИУ ВШЭ
До работы в Школе коммуникаций я занимался различными волонтерствами и студенческими проектами – участвовал в проведении ДОДов, помогал организовывать «Карусель для лицеистов» и игру «Большой Театр». Получилось так, что я, еще будучи студентом, занимался проектами, связанными с поступлением. Так и получилось, что я теперь работаю по этому направлению.
Проектов у нас очень много, но есть два, которые мне больше всего нравятся и которые веду именно я. Первый – это Проектная школа. В рамках этого проекта мы выезжаем в разные школы Москвы и проводим для учеников 7-9 классов семинары, мастер-классы и деловые игры. Во время разработки и ведения этого проекта мне очень пригодились навыки и знания, которые мне дали на ивент-менеджменте: календарное планирование, подсчет смет и ресурсов, распределение обязанностей в проекте и т.д.
Второй проект – деловая игра по коммуникациям для студентов разных вузов. Это наша с коллегой разработка, сейчас она уже почти полностью готова. В рамках игры студенты будут поделены на корпорации, которые будут соревноваться за победу в конкурентной борьбе. Игре еще предстоит состояться, но мы уже проделали большой путь – разработку концепции, свода правил, кампании по продвижению, а ещё подсчет бюджета, поиск экспертов и волонтеров и защита проекта игры. В общем, многое сделано, а нужно сделать еще больше, так что я в предвкушении.
Самый, пожалуй, большой из реализованных проектов – это конкурс «Реклам-Конструктор». Он в этом году прошел второй раз, и я рад, что участвую в его организации с самого момента его создания. Еще я помогаю с организацией дней открытых дверей, Школы коммуникаций для юных, конкурса «Высший Пилотаж», выступлений экспертов из индустрии в Вышке, а также продолжаю проводит «Карусель для лицеистов».
Могу с уверенностью сказать, что учеба на РиСО меня очень хорошо подготовила к работе. Я заметил, что каждый раз, когда мне дают новую задачу, оказывается, что я уже когда-то выполнял её в рамках учебы и знаю, что и как нужно делать. Это дает уверенность в себе – это понимание, что я действительно многому научился. Ну и, конечно, нетворкинг на РиСО очень крутой: мне пригождаются и связи с моими однокурсниками, и контакты преподавателей из индустрии – я всегда знаю, к кому могу обратиться.