• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Влияние идей Пола Лазарсфельда на теорию и практику коммуникаций

Векслер А. Ф.

В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 165.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

«Это большой шаг в науку для меня и первый опыт проведения исследования»

С 27 августа по 5 сентября состоялся выезд студентов Школы коммуникаций в Нижегородскую область в рамках экспедиции «Туристический потенциал Арзамаса в кластере "Арзамас-Дивеево-Саров"».

«Это большой шаг в науку для меня и первый опыт проведения исследования»

Как появилась идея экспедиции «Туристический потенциал Арзамаса в кластере "Арзамас-Дивеево-Саров"»

Погодина Римма Игоревна

Погодина Римма Игоревна

руководитель экспедиции старший преподаватель Школы коммуникаций

«Сегодня на территории РФ реализуется около 100 туристско-рекреационных кластеров. В Нижегородской области, которая была обозначена Фондом общественных инициатив как приоритетное направление для экспедиции, реализуется несколько таких кластеров. Один из них – Паломническо-туристический кластер «Арзамас-Дивеево-Саров». 

Почему был выбран именно он? Арзамас – город, который я посетила впервые в 2016 году, как большинство туристов, проезжая транзитом из Нижнего Новгорода в Дивеево. Город поразил красотой и величественностью храмов и монастырей, памятниками старины, большим количеством музеев. Однако среди моих знакомых об Арзамасе не знал почти никто, хотя город имеет богатую историю. Он был основан в 1578 году, в Арзамасе была создана первая в России провинциальная частная художественная школа – так называемая «Ступинская школа» иконописного и живописного дела. В Арзамасе жили и бывали Михаил Коринфский, Лев Толстой, Владимир Короленко, Максим Горький, Аркадий Гайдар… К началу XIX века в городе было 33 храма и 4 монастыря – к сожалению, не все они сохранились до наших дней. Символами Арзамаса считаются лук и гусь, выращиванием которых в своё время так прославились арзамасцы. 

Возвращаясь к кластеру, стоит отметить, что Дивеево является центральным звеном – «жемчужиной православия»; город Саров – научным центром; а Арзамасу отведена роль туристического ядра. Однако город не имеет четкого позиционирования. Именно поэтому и было решено изучить культурно-исторический потенциал Арзамаса – чтобы определить туристический потенциал города в рамках кластера».

Кластер «Арзамас-Дивеево-Саров» – это объединение трех старинных поселений на юге Нижегородской области: села Дивеево и городов Арзамас и Саров. Выбор именно этих трех поселений не случаен – здесь расположены уникальные памятники культуры, архитектуры и природы; в этих местах хранятся православные святыни и до сих пор сохранены самобытные ремесла.

Экспедиция – как это было

Работа исследователей Школы коммуникаций состояла из трёх больших этапов: подготовка к экспедиции (кабинетный этап исследования), сама экспедиция (полевой этап) и обработка данных. В рамках полевого этапа студенты посетили город Арзамас, а также сёла Дивеево, Выездное и Красное. Обработка собранных данных продлится до конца октября.

Анализ медиапространства

Прежде чем отправиться в экспедицию, участники исследования провели предпроектную аналитику: они проанализировали, как позиционируют себя в медиапространстве разные культурные институции города.

Цыганова Любовь Александровна

Цыганова Любовь Александровна

кандидат исторических наук, доцент Школы коммуникаций, куратор специализации «Культура и коммуникации»

«На кабинетном этапе исследования был составлен список культурных институций региона. Затем студенты анализировали профили этих организаций в социальных сетях: количество подписчиков, их вовлеченность, типы публикуемого контента. Также был проведен анализ информации, размещенной на сайтах: указаны ли там часы работы, стоимость билета, мероприятия; оцифрована ли коллекция; работают ли организации с людьми с ограниченными возможностями и тд. Мы обращали внимание на самые разные, порой неочевидные нюансы. Например, на мастер-классах участники часто используют ножницы – если у музея есть ножницы только для правшей, то это может стать барьером для групп, в которых есть дети-левши.

Мы работали с большой матрицей, апробированной на предыдущих проектах: с ее помощью мы смогли провести полноценный анализ. Мы также смотрели упоминания Арзамаса в СМИ – федеральных, региональных. Мы подтвердили нашу гипотезу – что в город заезжают, когда едут мимо. Хотя в Арзамасе есть уникальные, единичные объекты, которые достойны внимания.

Также в рамках кабинетного этапа студенты провели SWOT-анализ отобранных музеев и разработали гайды для проведения интервью с представителями креативных институций».

Экспедиция

Участники проекта изучали Арзамас с разных «ракурсов»: они рассматривали его историю, литературный облик, промышленность города, его православное наследие. Исследование состояло из пяти тематических блоков: 

  • Арзамас исторический/купеческий
  • Арзамас литературный
  • Арзамас промышленный
  • Арзамас православный
  • Арзамас архитектурный

Эти направления выросли из самой истории города, рассказывает Римма  Погодина. Еще до начала экспедиции участники изучили источники, узнали о промышленных предприятиях, литературной истории Арзамаса. Несмотря на то, что основным паломническим центром региона является Дивеево, православная история Арзамаса оказалась не менее интересной. 

Музей «Арзамасский валенок», с. Красное, Нижегородская обл.
Музей «Арзамасский валенок», с. Красное, Нижегородская обл.

Основная форма работы в рамках проекта «Открываем Россию заново» – полевые исследования. Студенты Школы коммуникаций проводили глубинные экспертные интервью: разговаривали с представителями культурных институций, пресс-служб, директорами музеев, а также представителями органов государственной власти – Департамента культуры и Департамента торговли и туризма города Арзамаса. Студенты искали в этих разговорах инсайты от людей «на местах» – с учетом того, какие проблемы ребята увидели «извне», будучи гостями города. Это, в том числе, проблемы создания единого бренда и его продвижения для развития туристического потенциала города. Также участники экспедиций провели несколько этнографических сессий.

Цыганова Любовь Александровна

Цыганова Любовь Александровна

кандидат исторических наук, доцент Школы коммуникаций, куратор специализации «Культура и коммуникации»

«Туристическую привлекательность формируют не только музеи: городские мероприятия, парки, пространства также составляют облик города и его атмосферу. Мы уделили особое внимание Парку культуры им А. П. Гайдара и пешеходной улице Карла Маркса, которая является и исторической достопримечательностью  и рекреационной зоной».

В рамках экспедиции студенты смогли развить свои навыки проведения интервью. Каждый студент участвовал в составлении гайдов и проводил по несколько встреч с информантами; также они вели медиасопровождение интервью. Все студенты попробовали себя в каждой роли.

Главная цель исследования: продумать решение, благодаря которому туристы, которые едут транзитом, останавливались бы в Арзамасе, а лучше – приезжали бы в него целенаправленно. Это не значит, что в городе ничего не делается для развития туристического потенциала, подчеркивает Римма Погодина: кластер работает и развивается. Студенты Школы коммуникаций проводили исследование для решения именно коммуникационной задачи – как рассказать о городе так, чтобы повысить его привлекательность.

Арина Ракита

студентка 2 курса программы «Реклама и связи с общественностью»

«Мне посчастливилось принять участие в исследовании сразу после первого курса: понимание задач специалиста по коммуникациям, которое мы получили на занятиях по курсу «История коммуникаций и введение в специальность», очень помогло мне в ходе экспедиции. Также полезным оказался НИС (научно-исследовательский семинар), на котором мы учимся грамотно проводить исследования. 

Участие в экспедиции — большой шаг в науку для меня и первый опыт проведения исследования с полноценной работой «в поле» и социальным эффектом. Под руководством Риммы Игоревны и Любови Александровны мы узнали, как правильно вести переговоры, осуществлять информационное и медийное сопровождение, работать в команде. Из экспедиции я приехала с вдохновением развиваться в сфере коммуникаций и сформированным исследовательским интересом в области брендинга и продвижения территорий – который, надеюсь, ляжет в основу моей дальнейшей научной деятельности!»

Подведение итогов

Впереди – обработка данных. На основе анализа интервью участники проекта составят предложения решений найденных проблем; варианты того, как можно убрать существующие коммуникационные барьеры. 

«В ходе исследования родилось много идей. В дальнейшем мы презентуем их представителям Департамента торговли и туризма и Департамента культуры Арзамаса – идеи будут оформлены в формате рекомендаций по дальнейшему развитию туристического бренда города», – добавляет Римма Погодина. 

О проекте «Открываем Россию заново»

«Открываем Россию заново» — профессиональный конкурс, победители которого отправляются в проектную или исследовательскую экспедицию и решают задачи стратегического развития одного из регионов России.

Цель программы — дать студентам возможность «преодолеть фундаментальный разрыв между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни». Иными словами, участвуя в проекте, студенты могут лучше узнать страну, в которой живут, – и тут же использовать это новое знание, чтобы сделать жизнь в России лучше.

Студенческая экспедиция – это исследовательский выезд группы студентов на 10-14 дней. В рамках экспедиции под руководством преподавателей они в полевых условиях занимаются изучением различных аспектов жизни определенных регионов.