«Это большой шаг в науку для меня и первый опыт проведения исследования»
Как появилась идея экспедиции «Туристический потенциал Арзамаса в кластере "Арзамас-Дивеево-Саров"»
руководитель экспедиции старший преподаватель Школы коммуникаций
«Сегодня на территории РФ реализуется около 100 туристско-рекреационных кластеров. В Нижегородской области, которая была обозначена Фондом общественных инициатив как приоритетное направление для экспедиции, реализуется несколько таких кластеров. Один из них – Паломническо-туристический кластер «Арзамас-Дивеево-Саров».
Почему был выбран именно он? Арзамас – город, который я посетила впервые в 2016 году, как большинство туристов, проезжая транзитом из Нижнего Новгорода в Дивеево. Город поразил красотой и величественностью храмов и монастырей, памятниками старины, большим количеством музеев. Однако среди моих знакомых об Арзамасе не знал почти никто, хотя город имеет богатую историю. Он был основан в 1578 году, в Арзамасе была создана первая в России провинциальная частная художественная школа – так называемая «Ступинская школа» иконописного и живописного дела. В Арзамасе жили и бывали Михаил Коринфский, Лев Толстой, Владимир Короленко, Максим Горький, Аркадий Гайдар… К началу XIX века в городе было 33 храма и 4 монастыря – к сожалению, не все они сохранились до наших дней. Символами Арзамаса считаются лук и гусь, выращиванием которых в своё время так прославились арзамасцы.
Возвращаясь к кластеру, стоит отметить, что Дивеево является центральным звеном – «жемчужиной православия»; город Саров – научным центром; а Арзамасу отведена роль туристического ядра. Однако город не имеет четкого позиционирования. Именно поэтому и было решено изучить культурно-исторический потенциал Арзамаса – чтобы определить туристический потенциал города в рамках кластера».
Кластер «Арзамас-Дивеево-Саров» – это объединение трех старинных поселений на юге Нижегородской области: села Дивеево и городов Арзамас и Саров. Выбор именно этих трех поселений не случаен – здесь расположены уникальные памятники культуры, архитектуры и природы; в этих местах хранятся православные святыни и до сих пор сохранены самобытные ремесла.
Экспедиция – как это было
Работа исследователей Школы коммуникаций состояла из трёх больших этапов: подготовка к экспедиции (кабинетный этап исследования), сама экспедиция (полевой этап) и обработка данных. В рамках полевого этапа студенты посетили город Арзамас, а также сёла Дивеево, Выездное и Красное. Обработка собранных данных продлится до конца октября.
Анализ медиапространства
Прежде чем отправиться в экспедицию, участники исследования провели предпроектную аналитику: они проанализировали, как позиционируют себя в медиапространстве разные культурные институции города.
кандидат исторических наук, доцент Школы коммуникаций, куратор специализации «Культура и коммуникации»
«На кабинетном этапе исследования был составлен список культурных институций региона. Затем студенты анализировали профили этих организаций в социальных сетях: количество подписчиков, их вовлеченность, типы публикуемого контента. Также был проведен анализ информации, размещенной на сайтах: указаны ли там часы работы, стоимость билета, мероприятия; оцифрована ли коллекция; работают ли организации с людьми с ограниченными возможностями и тд. Мы обращали внимание на самые разные, порой неочевидные нюансы. Например, на мастер-классах участники часто используют ножницы – если у музея есть ножницы только для правшей, то это может стать барьером для групп, в которых есть дети-левши.
Мы работали с большой матрицей, апробированной на предыдущих проектах: с ее помощью мы смогли провести полноценный анализ. Мы также смотрели упоминания Арзамаса в СМИ – федеральных, региональных. Мы подтвердили нашу гипотезу – что в город заезжают, когда едут мимо. Хотя в Арзамасе есть уникальные, единичные объекты, которые достойны внимания.
Также в рамках кабинетного этапа студенты провели SWOT-анализ отобранных музеев и разработали гайды для проведения интервью с представителями креативных институций».
Экспедиция
Участники проекта изучали Арзамас с разных «ракурсов»: они рассматривали его историю, литературный облик, промышленность города, его православное наследие. Исследование состояло из пяти тематических блоков:
- Арзамас исторический/купеческий
- Арзамас литературный
- Арзамас промышленный
- Арзамас православный
- Арзамас архитектурный
Эти направления выросли из самой истории города, рассказывает Римма Погодина. Еще до начала экспедиции участники изучили источники, узнали о промышленных предприятиях, литературной истории Арзамаса. Несмотря на то, что основным паломническим центром региона является Дивеево, православная история Арзамаса оказалась не менее интересной.
Основная форма работы в рамках проекта «Открываем Россию заново» – полевые исследования. Студенты Школы коммуникаций проводили глубинные экспертные интервью: разговаривали с представителями культурных институций, пресс-служб, директорами музеев, а также представителями органов государственной власти – Департамента культуры и Департамента торговли и туризма города Арзамаса. Студенты искали в этих разговорах инсайты от людей «на местах» – с учетом того, какие проблемы ребята увидели «извне», будучи гостями города. Это, в том числе, проблемы создания единого бренда и его продвижения для развития туристического потенциала города. Также участники экспедиций провели несколько этнографических сессий.
кандидат исторических наук, доцент Школы коммуникаций, куратор специализации «Культура и коммуникации»
«Туристическую привлекательность формируют не только музеи: городские мероприятия, парки, пространства также составляют облик города и его атмосферу. Мы уделили особое внимание Парку культуры им А. П. Гайдара и пешеходной улице Карла Маркса, которая является и исторической достопримечательностью и рекреационной зоной».
В рамках экспедиции студенты смогли развить свои навыки проведения интервью. Каждый студент участвовал в составлении гайдов и проводил по несколько встреч с информантами; также они вели медиасопровождение интервью. Все студенты попробовали себя в каждой роли.
Главная цель исследования: продумать решение, благодаря которому туристы, которые едут транзитом, останавливались бы в Арзамасе, а лучше – приезжали бы в него целенаправленно. Это не значит, что в городе ничего не делается для развития туристического потенциала, подчеркивает Римма Погодина: кластер работает и развивается. Студенты Школы коммуникаций проводили исследование для решения именно коммуникационной задачи – как рассказать о городе так, чтобы повысить его привлекательность.
Арина Ракита
студентка 2 курса программы «Реклама и связи с общественностью»
«Мне посчастливилось принять участие в исследовании сразу после первого курса: понимание задач специалиста по коммуникациям, которое мы получили на занятиях по курсу «История коммуникаций и введение в специальность», очень помогло мне в ходе экспедиции. Также полезным оказался НИС (научно-исследовательский семинар), на котором мы учимся грамотно проводить исследования.
Участие в экспедиции — большой шаг в науку для меня и первый опыт проведения исследования с полноценной работой «в поле» и социальным эффектом. Под руководством Риммы Игоревны и Любови Александровны мы узнали, как правильно вести переговоры, осуществлять информационное и медийное сопровождение, работать в команде. Из экспедиции я приехала с вдохновением развиваться в сфере коммуникаций и сформированным исследовательским интересом в области брендинга и продвижения территорий – который, надеюсь, ляжет в основу моей дальнейшей научной деятельности!»
Подведение итогов
Впереди – обработка данных. На основе анализа интервью участники проекта составят предложения решений найденных проблем; варианты того, как можно убрать существующие коммуникационные барьеры.
«В ходе исследования родилось много идей. В дальнейшем мы презентуем их представителям Департамента торговли и туризма и Департамента культуры Арзамаса – идеи будут оформлены в формате рекомендаций по дальнейшему развитию туристического бренда города», – добавляет Римма Погодина.
О проекте «Открываем Россию заново»
«Открываем Россию заново» — профессиональный конкурс, победители которого отправляются в проектную или исследовательскую экспедицию и решают задачи стратегического развития одного из регионов России.
Цель программы — дать студентам возможность «преодолеть фундаментальный разрыв между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни». Иными словами, участвуя в проекте, студенты могут лучше узнать страну, в которой живут, – и тут же использовать это новое знание, чтобы сделать жизнь в России лучше.
Студенческая экспедиция – это исследовательский выезд группы студентов на 10-14 дней. В рамках экспедиции под руководством преподавателей они в полевых условиях занимаются изучением различных аспектов жизни определенных регионов.