• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нарративный анализ текстов: теоретический подход и применение в коммуникациях

13 марта в Школе коммуникаций НИУ ВШЭ прошел первый методологический семинар «Нарративный анализ текстов: методология и практика применения».

Нарративный анализ текстов: теоретический подход и применение в коммуникациях

Анатолий Корчинский,   заведующий кафедрой теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного университета, рассказал о нарративной логике описания событий, сюжетостроении, темпах повествования, точках зрения и языковом оформлении. Спикер раскрыл ряд важных тезисов о том, что наш опыт структурируется при помощи нарратива, который, в свою очередь, ориентирован на адресата. Анатолий Викторович на примерах показал, что жизненный мир человека организован с помощью историй, через которые формируется его идентичность.

Особого внимания заслуживает вовлеченность адресатов, их субъективная интерпретация текстов, подачи нарративных эпизодов, отношения повествователя. Применение нарративного анализа актуализируется в современном цифровом пространстве, открывает перспективы для изучения нарративных конструктов в рекламном тексте, комиксах, играх, мемах, комментариях пользователей. 

Так, приём сторителлинга, который часто применяется для создания «историй успеха» и корпоративных легенд, тоже можно анализировать – и выстраивать – как нарратив. Анатолий Викторович рассказал о «формуле» сторителлинга: это простая история, будто «рассказанная самой жизнью», которая при этом тщательно организована и сосредоточена вокруг судьбы героя. Успех главного персонажа складывается из «неслучайных случайностей» и его активности.

Прошедшая встреча является первой в серии семинаров, посвященных изучению методологических проблем коммуникационных исследований. Следующий семинар «Инструменты анализа взаимосвязей в исследованиях количественных данных» состоится 27 марта в 17:30–19:00 в онлайн-формате. Спикер: Ольга Ечевская, кандидат социологических наук, ведущий аналитик международного центра цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО (Санкт-Петербург). Приглашаем к участию сотрудников Школы коммуникации, аспирантов и студентов.