• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Поднимались на колокольню, спускались в подвалы, погружались в виртуальную реальность и варили карамель: исследовали, создавали и созерцали»

Студенческая экспедиция «Все дороги ведут в Арзамас» в рамках программы «Открываем Россию заново» состоялась 16-25 июня под руководством доцента Школы коммуникаций Любови Цыгановой и старшего преподавателя Школы коммуникаций Риммы Погодиной.

«Поднимались на колокольню, спускались в подвалы, погружались в виртуальную реальность и варили карамель: исследовали, создавали и созерцали»

Фото: Артём Курышев

Погодина Римма Игоревна

Погодина Римма Игоревна

Заместитель директора Центра практической подготовки студентов Школы коммуникаций, старший преподаватель Школы коммуникаций

«В 2023 году состоялась студенческая экспедиция «Туристический потенциал Арзамаса в кластере „Арзамас-Дивеево-Саров“». Результаты проведенного исследования стали основой для разработки идей туристических маршрутов, которые могли бы подойти как индивидуальным туристам, так и туристическим группам. Мы направили концепции в департамент торговли и туризма города Арзамаса: наши предложения вызвали интерес у Администрации города. После переговоров команда студентов отправилась в регион для сбора эмпирических данных и разработки тематических проектов по направлениям "Арзамас литературный" и "Арзамас православный"».

У экспедиционной группы было две задачи: создать концепции онлайн- и офлайн-форматов для Литературного музея Максима Горького и разработать сайт Кафедрального собора во славу Воскресения Христова.

Фото: Елизавета Горохова

Прежде чем отправиться в экспедицию, участники провели предпроектную аналитику: сделали SWOT-анализ с матрицей решений для обоих заказчиков, собрали библиотеку научной и научно-популярной литературы, провели анализ символической ценности объектов. Все это позволило студентам более глубоко изучить историю Воскресенского собора, выявить его уникальность, определить особенности Литературно-мемориального музейного комплекса, а также познакомиться с основными направлениями деятельности Мемориального музея А. М. Горького.

Кафедральный собор во славу Воскресения Христова

Работа студентов включала в себя как исследовательскую, так и проектную деятельность. Для наполнения контентом основных разделов сайта Воскресенского собора студенты и преподаватели Школы коммуникаций провели серию глубинных интервью с представителями Арзамасского Благочиния Нижегородской епархии, с регентом хора Воскресенского собора, с директором воскресной школы, с директором паломнического центра, а также с заместителем заведующего Музея Русского Патриаршества. Обработав полученные данные, студенты приступили к верстке и наполнению информацией основных разделов сайта.

Участники экспедиции собрали информацию об истории Воскресенского собора и его святынях; создали отдельные разделы об уникальной живописи и архитектуре храма, воскресной школе и хоре Воскресенского собора. Единственный в мире Музей Русского Патриаршества, который находится в подклете собора, также получил самостоятельную страницу, на которой можно узнать о научной и экскурсионной деятельности музея, его артефактах. Большая работа была проведена по сбору и систематизации информации обо всех Патриархах Московских и всея Руси. Команда разработала не только содержательное наполнение, но и дизайн сайта, а также дополнила его авторскими фотоснимками. Сайт доступен по ссылке.

Матвеев Александр Владимирович

заместитель главы администрации городского округа города Арзамас

«Экспедиция «Все дороги ведут в Арзамас» – серьезный труд большой команды, который принес реальную пользу нашему городу. Содержание сайта собора включает интересные с точки зрения туриста разделы, посвященные росписи, недавней реставрации, деятельности воскресной школы и хора собора, сложившимся за 200-летнюю историю традициям».

Литературный музей Максима Горького

В рамках экспедиции была разработана концепция офлайн-оформления комнаты гостей Максима Горького в Арзамасе, которая будет находиться на втором этаже здания музея. Гостиная будет включать информацию о гостях писателя, посетивших его в период ссылки в 1905 году. 

Уникальность концепции заключается в совмещении офлайн- и онлайн-воплощения идеи об арзамасских гостях Максима Горького. Студенты создали 10 «профилей друзей» писателя в формате «кликабельных» аватаров в социальных сетях, по которым можно перейти на отдельную страницу с биографией каждого гостя. Среди гостей Алексея Максимовича были писатели Степан Петров (Скиталец) и Евгений Чириков; крестник писателя, генерал французской армии и друг Шарля де Голля Зиновий Пешков; режиссер Владимир Немирович-Данченко; художник Савелий Сорин, автор портретов Федора Шаляпина, Анны Ахматовой, Вивьен Ли, Елизаветы II, написавший в 1902 г. в Арзамасе портрет Максима Горького.

Цыганова Любовь Александровна

Цыганова Любовь Александровна

кандидат исторических наук, доцент Школы коммуникаций, куратор специализации «Культура и коммуникации» ОП «Реклама и связи с общественностью»

«Перед участниками стояли интересные и непростые задачи. Для погружения в историю дома, где отбывал ссылку Максим Горький, студенты посетили экскурсионные программы музея и попали в ещё не открытые для посетителей залы: подвальные помещения, антресоли и чердак. Все это дало возможность почувствовать атмосферу самого дома, увидеть основные музейные пространства, для которых было необходимо разработать коммуникационные решения и предложить креативные идеи».

На итоговой презентации проектов команда под руководством Любови Цыгановой и Риммы Погодиной получила высокую оценку проделанной работы от представителей городской администрации и директора Литературного музея Елены Бундаковой, которые отметили практическую ценность и уникальность предложенных идей.

Киселева Лариса Вячеславовна

директор департамента торговли и туризма администрации городского округа города Арзамас

«Завидую ребятам! Мне кажется, они и сами осознают какой бесценный опыт приобретают в экспедициях – знакомство с новой территорией, отличной от привычного места проживания с ее историей, культурой, менталитетом жителей. А еще – важнейшее чувство полезности, ответственности и понимания важности того, что ребята делают. Это уже взросление и шаги к профессиональному становлению. Для Арзамаса и региона в целом – одного из лидеров по развитию туризма в РФ – продвижение территории, взаимодействие с местным сообществом особенно актуально. И мы только приветствуем вклад студенческих экспедиций в это большое дело. Желаю ребятам и их наставникам успехов. И, спасибо!»

В рамках экспедиции студенты смогли развить навыки проведения качественного исследования, разработки многостраничного сайта, копирайтинга, командной работы. Каждый студент участвовал в составлении гайдов и проведении встреч с информантами; все студенты вели медиасопровождение каждого дня экспедиции.

Артём Курышев

студент 2 курса ОП «Реклама и связи с общественностью»

«Арзамас — город с богатейшим историческим наследием. Объекты, ставшие предметом исследования, не только красивы и интересны, но и хранят в себе уникальные элементы, достойные внимания и исследователей, и простых туристов: как минимум, стоит своими глазами увидеть живопись внутри Воскресенского собора. Особое удивление у меня вызвало активное использование VR- и AR-технологий в городе – администрация и жители проявляют интерес к развитию и популяризации этих технологий. Реализация уникального проекта при активном сотрудничестве с представителями Воскресенского кафедрального собора и Мемориального музея Максима Горького, с которыми вряд ли удалось бы взаимодействовать в начале моей карьеры, стала для меня интересной возможностью и позволила обрести новый полезный опыт».

О проекте «Открываем Россию заново»

«Открываем Россию заново» — программа поддержки студенческих экспедиций, цель которой — дать студентам возможность «преодолеть фундаментальный разрыв между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни». Иными словами, участвуя в проекте, студенты могут лучше узнать страну, в которой живут, и тут же использовать это новое знание, чтобы сделать жизнь в России лучше.

Студенческая экспедиция — это исследовательский выезд группы студентов на 10–14 дней. В рамках экспедиции под руководством преподавателей они в полевых условиях занимаются изучением различных аспектов жизни определённых регионов.