Студентка программы «Интегрированные коммуникации» – о выборе магистратуры, профессиональном росте и работе в банковском секторе
Ты перешла на второй курс программы «Интегрированные коммуникации». Расскажи, пожалуйста, какой бакалавриат ты до этого закончила и с каким запросом пришла в магистратуру?
В старшей школе я была вовлечена в множество разных мероприятий: мне нравилось работать с людьми, организовывать их работу и получать креативный, масштабный результат. Когда настало время выбирать, куда поступать после 11 класса, мне было сложно: я понимала, что хочу продолжать заниматься чем-то подвижным и креативным, но как именно это направление называется, не знала. В этом мне очень помог мой папа: он подсказал, что стоит выбрать маркетинг, а не узконаправленный event-менеджмент. Благодаря его помощи и советам в 2019 году я поступила в РЭУ им. Плеханова на факультет менеджмента, направление «Маркетинг». Мне хотелось раскрыть свой потенциал в организации мероприятий, разработке брендов, дизайне, создании стратегий — у меня действительно горели глаза.
К сожалению, годы моего бакалавриата выпали на пандемию и локдаун. Мне не удалось прочувствовать все краски студенческой жизни и самого обучения в стенах университета.
Решение пойти в магистратуру было мотивировано не только стремлением прокачать свои знания и навыки, но и желанием полноценно прочувствовать университетскую жизнь, найти единомышленников, завести новые связи и получить живой опыт студенчества, который останется со мной на всю жизнь.
Почему ты выбрала именно Вышку и «Интегрированные коммуникации»? И что тебе дал первый год обучения?
На момент выбора магистерской программы я уже работала в маркетинге «Совкомбанка» — и у меня не было сомнений, что я хочу продолжать свое развитие именно в этом направлении.
Меня привлекло наполнение программы магистратуры: понравились профильные предметы, я уже представляла, как буду применять полученные знания в работе. Конечно, на выбор повлиял бренд самой Вышки: это современный, прогрессивный вуз, в котором действительно хочется учиться.
В первый год обучения я поняла, что «Интегрированные коммуникации» — намного глубже и многограннее, чем мне казалось вначале. Мне очень понравились семинары, особенно их практическая часть с кейсами. Было интересно слушать приглашённых спикеров — пиарщиков и маркетологов, которые делились своим опытом. Я впитывала информацию и старалась внедрять и тестировать эти знания на работе в банке. И конечно, я ощутила тот самый дух студенчества: у меня классные одногруппники с интересным бэкграундом, получилось со многими подружиться.
Почему ты стала профессионально развиваться в цифровом маркетинге? Был ли у тебя опыт работы в других областях сферы коммуникаций?
Я начала работать в 16 лет — была секретарем в строительной компании. Затем я попробовала себя в разных сферах: работала ассистентом, администратором, затем SMM-специалистом цветочного магазина (и одновременно была там флористом), попробовала себя в сфере продаж. А ещё успела поработать актёром квеста, где тоже впоследствии стала создавать контент и развивать этот проект. Несмотря на то, что мой бэкграунд кажется разношёрстным, все эти сферы так или иначе связаны с маркетингом: SMM, генерация идей, поиск новых способов продвижения, коммуникация, эффективные продажи. Попробовав себя в разном, я смогла понять, чего точно хочу от профессионального трека. Так весь мой опыт сложился в единое представление о том, что я хочу работать с разными форматами в digital.
Как ты попала в «Совкомбанк»? Была ли это стажировка или ты сразу начала работать на нынешней должности?
Моя история не похожа на классическое «откликнулась на вакансию и прошла 5 этапов отбора». В «Совкомбанк» я попала в последний момент. На четвёртом курсе мне нужно было писать дипломную работу, и я очень долго искала место для практики. Во всех стажировках, которые были доступны на тот момент, НR-специалистам не хватало моего опыта.
Тогда я практически подписала договор с рыбной компанией, конечно же, по направлению маркетинга. Но «мэтча» не случилось: я приехала в офис компании и увидела, что в такой сфере и с довольно взрослым коллективом я не смогу реализовать свои креативные амбиции. Соглашаться на первую попавшуюся вакансию я тоже не хотела. И вот я еду в метро после этой неудачной встречи — и мне звонят и говорят, что меня готовы позвать на практику в «Совкомбанк».
Несмотря на мои переживания и стереотипы о консервативности банковской сферы, я прошла практику, написала диплом по «Совкомбанку», защитила и через три месяца практики начала работать в штате.
С июня по январь я проработала менеджером по маркетингу, а в январе стала заместителем руководителя, выполняя полностью функционал руководителя. Сейчас я работаю на позиции руководителя отдела. За год получилось вырасти не только в должности, но и как личность.
Расскажи о своей работе в «Совкомбанке» — что входит в твои обязанности, из чего состоит твой рабочий день?
В самом начале своего пути в «Совкомбанке» я была младшим менеджером по маркетингу и бралась за самые разные задачи — от копирайтинга и SMM до дизайна и аналитики. Мне тогда сильно запал дизайн, и какое-то время и приоритезировала эту сферу, но позднее поняла, что это не конечная точка. Мне хотелось попробовать всё, понять, что мне больше нравится — и я очень благодарна этому опыту.
Сейчас я руководитель отдела маркетинга, и мой бэкграунд помогает мне в управлении командой: я на собственном опыте знаю, как работает каждый сотрудник, с какими сложностями он может столкнуться. Я буквально была в большей или меньшей степени на месте каждого из ребят, и очень хорошо понимаю, что они могут испытывать.
Моя работа сейчас состоит из двух ветвей — организационной и креативной. С одной стороны я общаюсь с руководителями, работаю с документами и операционкой, с другой — отвечаю за стратегию развития соцсетей, разрабатываю концепции для мероприятий и спецпроектов.
Социальные сети во многом «стоят» на мемах, виральном и ситуативном контенте; при этом банковская сфера – довольно «серьёзная», со своей терминологией и спецификой. Как ты соединяешь эти два аспекта в своей работе? Можно ли вести соцсети банка весело?
Безусловно, ограничения есть: наша аудитория в большинстве состоит из миллениалов, коммуникация с которыми выстраивается иначе, чем с зумерами. Также сам банк — про стабильность, надёжность, ответственность, поэтому мы не можем быть инфантильными или «слишком весёлыми» в соцсетях. Это противоречит бренду проекта.
Вначале отсутствие полной креативной свободы меня расстраивало — но я увидела в этих ограничениях челлендж и возможности для профессионального роста. Я стала генерить идеи для тех же мемов и адаптировать тренды, чтобы они были понятны нашей аудитории. «Нащупывание» tone of voice заняло время, но сейчас я уверенно могу сказать: у нас есть виральный контент, есть работа с инфоповодами, есть ситуативный маркетинг. Мы точно знаем, что нашей аудитории смешно, а что нет — и делаем соответствующий контент. И да, мы делаем мемы с Райаном Гослингом, мультфильмом «Головоломка» или забавной игрой слов — и они набирают отличные охваты.
Каким своим проектом ты гордишься больше всего и почему?
За моей спиной достаточно много разных проектов, и каждым из них я горжусь по-своему. Не хочу выделять конкретный, так как каждый получается больше и круче предыдущего. Возможно, мой самый грандиозный проект ещё впереди!
Небольшой спойлер: уже полгода у нас с командой в разработке очень большой проект для корпоративного блока бизнеса-сегмента «Совкомбанка». Это первое офлайн-мероприятие блока и первая большая возможность для меня и команды выйти из digital-измерения в физическое. Возможно, именно этот проект даст мне толчок в развитии как руководителя и маркетолога. Безусловно, этот проект займет почётную первую строчку в моем портфолио.
За что ты любишь свою работу?
Попробую ответить ёмко:
-
за возможность реализовывать все свои идеи;
-
за поддержку команды и понимание, что я также развиваюсь как специалист;
-
за интерес руководителей и их вклад в моё развитие:
-
за отдельный кабинет!
Какое напутствие ты можешь дать студентам Школы коммуникаций?
Я не суеверный человек, но я действительно верю в то, что нам даются только те испытания, которые мы можем преодолеть. Если у вас не получилось одно дело, значит обязательно получится другое. При этом нельзя полностью полагаться на судьбу: с верой в лучшее и в свой собственный успех нужно упорно и целенаправленно трудиться и не бояться ошибок. Именно они делают вас закалённее и мудрее. А еще важно не бояться просить помощи у более опытных: это показывает не вашу слабость, а ваше стремление учиться и становиться сильнее.