Семинары научно-учебной группы
Будущие семинары
Семинар "Музей - усадьба как объект культурно-исторического наследия", докладчики: Л.А. Цыганова, А. Анисимова (декабрь 2024)
Семинар "Туристическая привлекательность региона: как мы выбираем?" докладчики: К. Амдиева, Ю., Корогод, Е. Растрепенина, А. Анисимова. (декабрь 2024)
Семинар «Нематериальное культурное наследие. Подходы к изучению и примеры»
Семинар посвящен изучению и сохранению нематериального культурного наследия, которое включает традиции, обычаи, обряды, фольклор, народные промыслы и другие объекты. В отличие от материальных объектов культуры, таких как памятники архитектуры или произведения искусства, объекты нематериального наследия являются частью повседневной жизни людей и представляют собой уникальные способы взаимодействия с окружающим миром. Нематериальное наследие помогает сохранять национальную идентичность, укреплять связи между поколениями и поддерживать культурную преемственность. В рамках семинара была рассмотрена специфика сохранения нематериального наследия.
Презентация семинара (PDF, 1,82 Мб)
Семинар «Недооценённое место как потенциальная туристическая дестинация»
Несмотря на ряд положительных тенденций развития туризма в России – увеличение путешествующих по стране россиян, развитие новых туристических центров, роста въездного туризма, роста интереса к коротким поездкам в выходные дни, без внимания не остается вопрос создания новых точек притяжения туристов. Наравне с регионами, реализующих свой туристический потенциал, которые интересны и популярны у туристов, остается большое количество недооцененных регионов и регионов-«невидимок». В ходе семинара старший преподаватель Р.И.Погодина и участники НУГ Карина Амдиева и Юлия Корогод рассмотрели непопулярное у россиян место - Мыс «Птичий полет», которое может стать не только одной из точек притяжения для внутреннего туризма в России, но и визитной карточкой Чувашской республики, отражающей ее самобытную культуру.
Презентация семинара (PDF, 5,78 Мб)
Семинар «Территориальная идентичность и визуальная бренд-идентификация»
Семинар посвящен важнейшей коммуникационной составляющей территориального брендинга — визуальной бренд-идентификации. В рамках семинара рассмотрены актуальные примеры действующих образцов городского и регионального, туристического и глобального брендинга разных стран мира. Павел Евгеньевич рассказал о том, как систематизируются и классифицируются основные коммуникативные стратегии и решения в области территориального брендинга и бренд-идентификации, а также разобрал проблемы интеграции брендов в представительские и социальные коммуникации, городскую среду, а также этапы развития территориальных брендов и их ребрендинг. Данная область представляет практический интерес для заказчиков, разработчиков территориального брендинга и визуальной айдентики, профессиональных и начинающих дизайнеров, работников креативных индустрий, городских активистов.
Презентация семинара (PDF, 5,62 Мб)
Семинар «Теоретические концепты социокультурных коммуникаций»
В рамках работы над исследованием научно-учебной группы студенты-участники НУГа занимались поиском релевантных источников, которые помогли им погрузиться в специфику изучаемых ими концептов и расширить понятийный аппарат. По итогам данного этапа были составлены аналитические материалы, посвященные описанию восьми ключевых тем, связанных с направлениями исследований научно-учебной группы:
- культурная и территориальная идентичность (Пушкина Александра)
- брендинг территорий (Ракита Арина)
- национальное самосознание (Чурило Полина)
- национальные традиции и историческая местность (Плаксина Софья)
- культурно-историческое наследие (Растрепенина Екатерина)
- туристическая привлекательность и достопримечательности (Горина Елизавета)
Презентация семинара (PDF, 8,71 Мб)
Семинар «Культурная идентичность в постглобальном мире»
Глобализация стала ключевой темой в различных областях исследований, включая экономику, политику, социальную сферу и культуру. Она представляет собой процесс интеграции, который приводит к унификации. В настоящее время можно говорить о развитии постглобализации, включая преобразования в каждой локальной системе культуры, общества и государства.
В рамках семинара Любовь Александровна отметила, что можно наблюдать кризис идентичности, который проявляется в гражданской, этнической, культурной и религиозной сферах и затрагивает основы самосознания и самопредставления личности. Из-за глобализации процессы самоидентификации перешли на более глубокий уровень, становясь процессом противоречивого самоопределения. Размывание межгосударственных и межнациональных границ оказало негативное влияние на национальную и культурную идентичность человечества, особенно молодого поколения. Однако, несмотря на глобализацию, естественная потребность в принадлежности к группе продолжает существовать, хотя формы групповой идентичности меняются. Новые формы идентичности, такие как возрастная, профессиональная, религиозная и ценностная, становятся все более значимыми. Ценностно значимая идентичность становится приоритетной в глобальном мире, поскольку она выбирается человеком самостоятельно.
Презентация семинара (PDF, 4,62 Мб)
Семинар «Сравнение восприятия российской культуры в России и США через призму культурной грамотности»
Культурная грамотность – это знания, на которые участники коммуникативного акта могут ссылаться во время устной и письменной речи, не разъясняя их, поскольку предполагается, что они общеизвестны для представителей определенной культуры. Знание основ культурной грамотности и её содержания помогает представителями как одной, так и разных культур общаться с друг другом. В рамках семинара научно-учебной группы преподаватель Школы коммуникаций Елизавета Горохова и студентки образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» Полина Чурило и Александра Пушкина рассказали про специфику культурной грамотности, словарь культурной грамотности, разработанный Э. Хиршем и провели дискуссию о восприятии культурных знаний о России в России и США.
Презентация семинара (PDF, 16,72 Мб)
Семинар «Разработка коммуникационных проектов по формированию туристической привлекательности города»
Туристские кластеры в России в настоящее время являются одним из ключевых направлений развития внутреннего туризма. Создание кластера «Арзамас - Дивеево - Саров» позволило привлечь внимание к региону. Арзамасу была отведена роль туристического центра, однако целостное восприятие города как привлекательной для туристов территории не сформировано. В августе 2023 года при поддержке программы «Открываем Россию заново» была организована студенческая экспедиция в регион. На семинаре были рассмотрены коммуникационные проекты, которые были разработаны на основе исследований, проведенных в рамках экспедиции. Данные проектные предложения направлены на повышение туристической привлекательности города и включают механики привлечения новых целевых аудиторий.
Презентация семинара (PDF, 16,26 Мб)
Семинар «Памятник и социокультурное пространство: коммуникационный аспект»
Cеминар посвящен изучению памятника как феномена в социокультурном пространстве. Фокус семинара направлен на трансформацию отношения к памятнику в период социокультурного кризиса и на рассмотрение памятников как связующей точки прошлого и будущего. Памятники являются не только культурными артефактами каждой эпохи, но и выполняют важную роль в процессе формирования исторической памяти, коллективной памяти и социокультурного пространства. Полифункциональность памятника влияет на восприятие данного социокультурного артефакта. Развитие, трансформация социального пространства, «вмещающего» социокультурный артефакт, приводит к постепенному сокращению или глубинному искажению социальных смыслов, в него заложенных, и выводу на первый план эстетических соображений.
Презентация семинара (PDF, 6,19 Мб)
Семинар «Территориальная идентичность: не исказить смысл»
Проектной проблемой территориальной идентичности в области брендинга территорий является ее смысловое содержание, выраженное в конкретных коммуникативных продуктах. Конструктивные отношения формы—содержания приобретают в брендинге территорий особую актуальность, так как целевые аудитории предъявляют к смыслу повышенные требования по сравнению с корпоративным и потребительским брендингом. В рамках семинара доцент Школы коммуникаций Павел Евгеньевич Родькин рассказал о проблеме смыслообразования территориальной бренд-идентификации и коммуникативные инструменты ее решения.
Презентация семинара (PDF, 3,26 Мб)
Семинар «Я♥️(…)» в структуре городского культурно-исторического ландшафта
Достопримечательность в структуре городского культурно-исторического ландшафта и социокультурного пространства. В рамках семинара Павел Евгеньевич Родькин рассказал о проблеме концептуализации территориальных достопримечательностей в актуальной структуре значимых социокультурных оппозиций, выступающих проблемным полем исследователей и разработчиков в области территориального брендига и маркетинга. Семинар познакомил с результатами исследования 47 российских городов и 58 объектов городской бренд-идентификации, в рамках которого выделен устойчивый паттерн городского пространства России — графическая скульптура «Я♥️(…)». Структура территориальных достопримечательностей и бренд-идентификаторов рассматривается в рамках матрицы объектов городской среды, которая может служить практическим инструментом определения их позиции и коммуникативных качеств.
Презентация семинара (PDF, 1,93 Мб)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.