Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
В декабре 2015 г. в СМИ появилась информация о том, что сотрудники Школы дизайна Высшей школы экономики разработали рекомендации по брендингу школ. Как возникла идея проекта? Может быть, она связана с реализацией госпрограммы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях?
Напрямую не связана, но в процессе строительства и глобальных реконструкций школьных зданий могут быть учтены и наши рекомендации.
В декабре 2014 г. в Москве был запущен проект «Новый облик старых школ». В рамках проекта дизайнеры Высшей школы экономики подготовили решения, позволяющие улучшить пространство типовых зданий, построенных в столице в 1950–70-е гг. Решения предполагали минимальную перепланировку внутришкольного пространства, в первую очередь – работу с коридорами и зонами рекреации, новое оформление стен и использование мобильной мебели – шкафов, столов, стульев, которые можно быстро сложить и переставить. По итогам проекта в 2015 г. в Московской городской Думе состоялась выставка «Современная школа: архитектурные решения и дизайн образовательной среды». После этого к нам стали обращаться директора школ, чтобы мы помогли им разработать дизайн-концепции зданий и помещений, которые можно было бы реализовать за короткий срок – в рамках традиционного летнего ремонта. В процессе общения с ними у нас и возникла идея создать конструктор школьного брендинга.
Вы сказали «минимальная перепланировка». Это значит, что проекты по созданию нового облика школ малобюджетны?
Да, но не малозатратны с точки зрения творческих идей, кадровых ресурсов и времени. Сегодня многие директора школ идут по пути точечной реконструкции помещений. Часть переделок инициируется и финансируется родителями, часть – делается в рамках текущего ремонта. В результате мы видим пространства, сочетающие различные варианты оформления. Локально среда улучшается, но в целом – переусложняется, визуально «замусоривается».
Отсутствие системного подхода – одна из основных проблем, с которой сталкиваются директора школ при реконструкции, обновлении пространства. Работа с образовательной средой должна быть системной. Только так можно изменить облик школы в целом. Частичные переделки только ухудшают ситуацию.
В чем заключается суть брендинга? Какие плюсы получит школа, если реализует такой проект?
Интерьеры многих школ, даже недавно отремонтированных, – это типовое пространство. Типовое – значит, однообразное. Потолки типа «Армстронг», стены пастельных тонов, линолеум со стандартным рисунком. В таких интерьерах нет индивидуальности, оригинальности.
Между тем у каждой школы есть своя история, традиции, достижения, целевая аудитория. Одна школа специализируется на углубленном преподавании информационных технологий, другая – носит имя Героя Советского Союза или выдающегося ученого. Эти особенности необходимо учитывать при разработке и визуализации бренда, в т. ч. в школьной символике – гербе, флаге, оформлении классов, рекреаций. Несомненный плюс брендинга – узнаваемость школы. Это важно и для учеников, и для коллектива. В такую школу легче привлечь хороших педагогов, социальных партнеров, спонсоров. Кроме того, в ней проще создать комфортный микроклимат, в котором приятно учиться и работать.
Что нужно сделать для реализации проекта?
В идеале проект должен начаться с составления брендбука, включающего описание каждого фирменного элемента и способов его использования на носителях. Самое малое, что можно сделать, это разработать в едином узнаваемом стиле визитки, баннеры, обложки для учебников и тетрадей, чехлы для мобильных телефонов, картинки для соцсетей, шаблоны презентаций, буклеты. Иными словами все то, что используется в повседневной коммуникативной жизни школы. Затем можно приступать к работе со школьной средой. Как минимум нужно внедрить единую систему навигации в здании. Особенно это актуально для образовательных комплексов. Достаточно сделать сочетающиеся друг с другом навигационные стенды, указатели, таблички на кабинетах – и вы увидите, как здания с разной архитектурой и интерьером будут визуально объединены в единое пространство.
Если школа ограничена в средствах, мы советуем начать с общественных пространств. Это коридоры, рекреации и столовая. Здесь ученики, педагоги, а иногда и родители находятся достаточно продолжительное время. Поэтому функциональное наполнение и оформление пространства должно быть таким, чтобы в этом пространстве было комфортно находится. Признак качественного проекта – системная работа и четкий порядок принятия решений. Неважно, кто будет принимать эти решения, – единолично директор или коллегиальный совет. Самое главное здесь - грамотное формулирование собственных ожиданий от проекта – в виде функциональных, административных, педагогических требований, а также понимание связи уже разработанных решений по бренду с проектом по среде. Это облегчит работу дизайнерам, архитекторам, строителям и исключит элемент неожиданности при получении конечного результата.
Сколько стоит брендинг школы?
Вряд ли имеет смысл говорить о суммах меньших, чем 200–250 тысяч рублей. Но все зависит от объема работ. Если речь идет о подготовке концепции и брендбука, – это одна цена. Если нужно создавать носители бренда, стоимость проекта увеличится.
Сейчас наша команда – сотрудники Высшей школы экономики Наталья Немова, Сергей Клещев, Дмитрий Дехант и Анастасия Корнеева – работают над концепциями решений по дизайну и брендингу школ. Пока это скорее методология работы со средой и брендом, наглядные рекомендации. Однако в перспективе, при наличии финансирования и государственной поддержки, можно будет говорить о разработке инструментов, позволяющих создавать систему визуализации школьного бренда онлайн – с минимальными затратами и с максимальным соответствием образовательным задачам.
Пока же, если у школы небольшой бюджет, лучше действовать поэтапно. Целесообразно разделить работы, связанные с решениями в области брендинга и дизайнерским обновлением. Модернизация школьных зданий требует дополнительных средств. При этом школы, как правило, находятся в стесненном финансовом положении, ограничены территорией. В результате говорить о пристроях, повышающих комфорт и вместительность школ, не приходится. И здесь на первый план выходят дизайнерские решения. При грамотном подходе с их помощью можно экономично улучшить облик школы, облегчить внутреннее пространство, подчинить визуальные элементы одной идее. Главное – выдерживать единый стиль.
Без профессионального дизайнера не обойтись?
Имидж школы – то, ради чего стоит обратиться к дизайнеру. Возможно, такой человек найдется среди выпускников или родителей. Составляя техзадание, нужно помнить, что модернизируется общественное пространство, поэтому личные вкусовые пристрастия должны отойти на второй план. Вы выбираете команду профессионалов, которой доверяете, а значит, должны прислушиваться к их рекомендациям и не предлагать «поиграть шрифтами» или «добавить зелененького». Продуктивный подход со стороны директора школа – это говорить с позиции функциональных задач: «нам нужно обеспечить понятность и читаемость навигационных табличек для учащихся с нарушением зрения», «мы хотим сделать в рекреации зоны активного и пассивного отдыха».
Кроме того, важно помнить, что школа – это среда, регламентируют определенные нормы. СНиПы и СанПиНы могут стать камнем преткновения для амбициозных дизайн-проектов, но даже в условиях жесткого нормативного регулирования можно модифицировать образовательное пространство так, чтобы оно соответствовало требованиям законодательства и было комфортным и гармоничным.
Согласны ли вы с утверждением, что дизайн влияет на настроение и мышление человека?
Регулярно публикуются исследования, подтверждающие и опровергающие влияние внешнего пространства на работу мозга. Об этом лучше говорить с врачами и психологами. Но на настроение оно влияет. Почитайте рассуждения об этом героя повести Антона Чехова «Скучная история» — профессора Николая Степановича. По его мнению, необустроенность университетских помещений плохо влияет на студентов, а мрачные коридоры, унылый вид ступеней, вешалок и скамей — одна из причин русского пессимизма.
В любом случае я не встречала ни одного исследования, в котором бы доказывалось, что образовательные результаты учащихся снизились после того, как обновился дизайн школьных коридоров и классов. Наоборот, все пишут, что комфортная образовательная среда повышает работоспособность коллектива, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах, способностях, повысить самооценку.
Единственный момент: школьные помещения при любом дизайнерском оформлении должны соответствовать функциональному назначению. Если рекреация предназначена для отдыха и общения, в ней нужно разместить скамейки или мягкие модули, шкафы с книгами и журналами, настольные игры. В столовой лучше поставить столы разных размеров, потому что не все любят обедать в компаниях, а раковины для мытья рук оборудовать в отдельной зоне, чтобы не было лишней толкотни. Прежде чем принимать окончательное решения, следует посоветоваться с психологами, узнать пожелания родителей и предпочтения учеников. Однако, функциональное соответствие должно быть в приоритете. Тогда интерьер школы может стать педагогическим инструментом, повышающим качество образовательного процесса.