• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
50/250/20
50 бюджетных мест
250 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
40/70/20
40 бюджетных мест
70 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
30/100/20
30 бюджетных мест
100 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
50/10
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
35/200/25
35 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
30/5
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/20/8
20 бюджетных мест
20 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
25/10/5
25 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
25/20/3
25 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникации, основанные на данных

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/8
20 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиапроизводство в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
25/10/7
25 бюджетных мест
10 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Трансмедийное производство в цифровых индустриях

2 года
Очная форма обучения
25/15/7
25 бюджетных мест
15 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Статья
Мертвые тела, популярная культура и наука судебной экспертизы: публичная одержимость смертью

Пенфолд-Маунс Р.

Археология русской смерти. 2017. № 1. С. 126-150.

Глава в книге
Анализ медиавыступлений кандидатов на пост президента США в 2016 г.: психолингвистический аспект.

Репина Е.А., Белянин В.

В кн.: "25 лет внешней политике России": сб. материалов Х конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.).. Т. 5: Социально-гуманитарные аспекты международных отношений.. Ч. 1. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 131-150.

Препринт
Цифровая навигация в пространстве города: проблемы методологии исследования

Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н., Епанова Ю. В.

SSRN-id2779629. SSRN-id2779629. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы, 2016

«Имидж школы — то, ради чего стоит обратиться к дизайнеру»

Заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова рассказала журналу «Справочник руководителя образовательного учреждения» об особенностях дизайнерского оформления школьных пространств. Она обратила внимание на то, что работа со школьным пространством должна быть системной, ведь точечные переделки помещений только переусложняют образовательную среду. Кроме того, у каждой школы есть своя история, традиции, достижения, целевая аудитория. Как раз опираясь на эти данные, можно разработать и визуализировать бренд. И конечно, оформление школьных помещений должно обязательно соответствовать их функциональному назначению.

В декабре 2015 г. в СМИ появилась информация о том, что сотрудники Школы дизайна Высшей школы экономики разработали рекомендации по брендингу школ. Как возникла идея проекта? Может быть, она связана с реализацией госпрограммы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях?

Напрямую не связана, но в процессе строительства и глобальных реконструкций школьных зданий могут быть учтены и наши рекомендации.

В декабре 2014 г. в Москве был запущен проект «Новый облик старых школ». В рамках проекта дизайнеры Высшей школы экономики подготовили решения, позволяющие улучшить пространство типовых зданий, построенных в столице в 1950–70-е гг. Решения предполагали минимальную перепланировку внутришкольного пространства, в первую очередь – работу с коридорами и зонами рекреации, новое оформление стен и использование мобильной мебели – шкафов, столов, стульев, которые можно быстро сложить и переставить. По итогам проекта в 2015 г. в Московской городской Думе состоялась выставка «Современная школа: архитектурные решения и дизайн образовательной среды». После этого к нам стали обращаться директора школ, чтобы мы помогли им разработать дизайн-концепции зданий и помещений, которые можно было бы реализовать за короткий срок – в рамках традиционного летнего ремонта. В процессе общения с ними у нас и возникла идея создать конструктор школьного брендинга.

 

Вы сказали «минимальная перепланировка». Это значит, что проекты по созданию нового облика школ малобюджетны?

Да, но не малозатратны с точки зрения творческих идей, кадровых ресурсов и времени. Сегодня многие директора школ идут по пути точечной реконструкции помещений. Часть переделок инициируется и финансируется родителями, часть – делается в рамках текущего ремонта. В результате мы видим пространства, сочетающие различные варианты оформления. Локально среда улучшается, но в целом – переусложняется, визуально «замусоривается».

Отсутствие системного подхода – одна из основных проблем, с которой сталкиваются директора школ при реконструкции, обновлении пространства. Работа с образовательной средой должна быть системной. Только так можно изменить облик школы в целом. Частичные переделки только ухудшают ситуацию.

 

В чем заключается суть брендинга? Какие плюсы получит школа, если реализует такой проект?

Интерьеры многих школ, даже недавно отремонтированных, – это типовое пространство. Типовое – значит, однообразное. Потолки типа «Армстронг», стены пастельных тонов, линолеум со стандартным рисунком. В таких интерьерах нет индивидуальности, оригинальности.

Между тем у каждой школы есть своя история, традиции, достижения, целевая аудитория. Одна школа специализируется на углубленном преподавании информационных технологий, другая – носит имя Героя Советского  Союза или выдающегося ученого. Эти особенности необходимо учитывать при разработке и визуализации бренда, в т. ч. в школьной символике – гербе, флаге, оформлении классов, рекреаций. Несомненный плюс брендинга – узнаваемость школы. Это важно и для учеников, и для коллектива. В такую школу легче привлечь хороших педагогов, социальных партнеров, спонсоров. Кроме того, в ней проще создать комфортный микроклимат, в котором приятно учиться и работать.

 

Что нужно сделать для реализации проекта?

В идеале проект должен начаться с составления брендбука, включающего описание каждого фирменного элемента и способов его использования на носителях. Самое малое, что можно сделать, это разработать в едином узнаваемом стиле визитки, баннеры, обложки для учебников и тетрадей, чехлы для мобильных телефонов, картинки для соцсетей, шаблоны презентаций, буклеты. Иными словами все то, что используется в повседневной коммуникативной жизни школы. Затем можно приступать к работе со школьной средой. Как минимум нужно внедрить единую систему навигации в здании. Особенно это актуально для образовательных комплексов. Достаточно сделать сочетающиеся друг с другом навигационные стенды, указатели, таблички на кабинетах – и вы увидите, как здания с разной архитектурой и интерьером будут визуально объединены в единое пространство.

Если школа ограничена в средствах, мы советуем начать с общественных пространств. Это коридоры, рекреации и столовая. Здесь ученики, педагоги, а иногда и родители находятся достаточно продолжительное время. Поэтому функциональное наполнение и оформление пространства должно быть таким, чтобы в этом пространстве было комфортно находится. Признак качественного проекта – системная работа и четкий порядок принятия решений. Неважно, кто будет принимать эти решения, – единолично директор или коллегиальный совет.  Самое главное здесь - грамотное формулирование собственных ожиданий от проекта – в виде функциональных, административных, педагогических требований, а также понимание связи уже разработанных решений по бренду с проектом по среде. Это облегчит работу дизайнерам, архитекторам, строителям и исключит элемент неожиданности при получении конечного результата.

 

Сколько стоит брендинг школы?

Вряд ли имеет смысл говорить о суммах меньших, чем 200–250 тысяч рублей. Но все зависит от объема работ. Если речь идет о подготовке концепции и брендбука, – это одна цена. Если нужно создавать носители бренда, стоимость проекта увеличится.

Сейчас наша команда – сотрудники Высшей школы экономики Наталья Немова, Сергей Клещев, Дмитрий Дехант и Анастасия Корнеева – работают над концепциями решений по дизайну и брендингу школ. Пока это скорее методология работы со средой и брендом, наглядные рекомендации. Однако в перспективе, при наличии финансирования и государственной поддержки, можно будет говорить о разработке инструментов, позволяющих создавать систему визуализации школьного бренда онлайн – с минимальными затратами и с максимальным соответствием образовательным задачам.

Пока же, если у школы небольшой бюджет, лучше действовать поэтапно. Целесообразно разделить работы, связанные с решениями в области брендинга и дизайнерским обновлением. Модернизация школьных зданий требует дополнительных средств. При этом школы, как правило, находятся в стесненном финансовом положении, ограничены территорией. В результате говорить о пристроях, повышающих комфорт и вместительность школ, не приходится. И здесь на первый план выходят дизайнерские решения. При грамотном подходе с их помощью можно экономично улучшить облик школы, облегчить внутреннее пространство, подчинить визуальные элементы одной идее. Главное – выдерживать единый стиль.

 

Без профессионального дизайнера не обойтись?

Имидж школы – то, ради чего стоит обратиться к дизайнеру. Возможно, такой человек найдется среди выпускников или родителей. Составляя техзадание, нужно помнить, что модернизируется общественное пространство, поэтому личные вкусовые пристрастия должны отойти на второй план. Вы выбираете команду профессионалов, которой доверяете, а значит, должны прислушиваться к их рекомендациям и не предлагать «поиграть шрифтами» или «добавить зелененького». Продуктивный подход со стороны директора школа – это говорить с позиции функциональных задач: «нам нужно обеспечить понятность и читаемость навигационных табличек для учащихся с нарушением зрения», «мы хотим сделать в рекреации зоны активного и пассивного отдыха».

Кроме того, важно помнить, что школа – это среда, регламентируют определенные нормы. СНиПы и СанПиНы могут стать камнем преткновения для амбициозных дизайн-проектов, но даже в условиях жесткого нормативного регулирования можно модифицировать образовательное пространство так, чтобы оно соответствовало требованиям законодательства и было комфортным и гармоничным.

 

Согласны ли вы с утверждением, что дизайн влияет на настроение и мышление человека?

Регулярно публикуются исследования, подтверждающие и опровергающие влияние внешнего пространства на работу мозга. Об этом лучше говорить с врачами и психологами. Но на настроение оно влияет. Почитайте рассуждения об этом героя повести Антона Чехова «Скучная история» — профессора Николая Степановича. По его мнению, необустроенность университетских помещений плохо влияет на студентов, а мрачные коридоры, унылый вид ступеней, вешалок и скамей — одна из причин русского пессимизма.

В любом случае я не встречала ни одного исследования, в котором бы доказывалось, что образовательные результаты учащихся снизились после того, как обновился дизайн школьных коридоров и классов. Наоборот, все пишут, что комфортная образовательная среда повышает работоспособность коллектива, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах, способностях, повысить самооценку.

Единственный момент: школьные помещения при любом дизайнерском оформлении должны соответствовать функциональному назначению. Если рекреация предназначена для отдыха и общения, в ней нужно разместить скамейки или мягкие модули, шкафы с книгами и журналами, настольные игры. В столовой лучше поставить столы разных размеров, потому что не все любят обедать в компаниях, а раковины для мытья рук оборудовать в отдельной зоне, чтобы не было лишней толкотни. Прежде чем принимать окончательное решения, следует посоветоваться с психологами, узнать пожелания родителей и предпочтения учеников. Однако, функциональное соответствие должно быть в приоритете. Тогда интерьер школы может стать педагогическим инструментом, повышающим качество образовательного процесса.