Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
– Джордан Фрай вдохновила тебя на создание «Стыдно быть несчастливым», или её история подошла под уже существующую идею этого фильма?
– У меня не было изначальной идеи для фильма, под которую я подгоняла героя и специально знакомилась с Джордан. Суть была в том, что у нас на втором курсе в четвертом модуле был предмет «Документальное кино». Вела этот предмет Анна Сергеевна Колчина, и мы там делали небольшие документальные проекты. Мне так искренне понравилось, что я решила заниматься этим просто для себя. В начале сентября мы с подругой случайно попали под дождь и первым местом, куда мы зашли, был театр имени Мейерхольда. Мы купили билеты на ближайший спектакль, который назывался «Современный концерт». Это был первый раз, когда выпускники МХАТа мастерской Рыжакова играли как настоящие артисты. И они были настолько потрясающими, что я просто не могу описать те эмоции, которые я тогда испытала! В конце выступления мастер Виктор Анатольевич Рыжаков представлял каждого актера. Он сказал, что они теперь входят в современную мастерскую, которая называется «Июльансамбль». И тут буквально в последнюю очередь он сказал: «А вообще у нас в театре есть американская актриса, которая играет вместе с нами. Ее зовут Джордан Фрай, она моя выпускница». Я ей написала в «ВКонтакте», мы встретились, и так я начала снимать. И вот к февралю, когда я уже кучу всего наснимала, нам в первый раз разрешили, чтобы в качестве курсовой работы была творческая работа: лонгрид, репортаж, расследование или документальное кино. И тогда у меня появилась идея сделать это как курсовой проект.
– Почему фильм называется «Стыдно быть несчастливым»?
– На самом деле это фраза, которую они (прим. – актеры спектакля «Современный концерт») кричат каждый раз перед спектаклем. В театре есть так называемые «ручки». Перед каждым спектаклем актёры театра делают «ручки», и каждая труппа говорит что-то свое. Когда я услышала это в первый раз, я остолбенела. Это был мой второй или третий день съёмок, и они играли спектакль «12 подвигов Гагарина». И вдруг эти молодые, такие красивые ребята собираются вместе, обнимаются и кричат: «Стыдно быть несчастливым». Это такое зрелище! Когда ты видишь эту энергетику, слов вообще не существует. Вот ты на них смотришь: они такие талантливые, они такие молодые и красивые, что действительно очень стыдно быть несчастливым! Тогда я решила назвать так свой фильм. Этот фильм – это такое стихийное действо, которое случилось. И я очень счастлива, что оно случилось.
– Какова главная идея фильма?
– Это история про мечту. Про человека, который вопреки всем политическим и расовым предпосылкам или стереотипам просто взял и последовал за мечтой. Фильм про молодость и про мечту.
– Как ты готовилась к съемкам?
– Я не готовилась к съемкам. Когда ты не понимаешь, что делаешь, ты снимаешь все подряд, а потом ты из этого начинаешь что-то вычленять: что тебе более интересно, что тебе важнее и нужнее. Непредвиденные сложности возникали только тогда, когда момент был потрясающий, а телефон был разряжен. В принципе изначальной задумки у меня не было. У меня было непреодолимое желание сделать что-то хорошее, хороший документальный фильм. Сначала я думала, что я его делаю про весь театр. Потом я поняла, что это бесполезно и глупо. Фильм очень сильно менялся. У меня есть двадцать версий этого кино. Сейчас мне, конечно, больше всех нравится последняя версия, потому что смотреть первые просто невозможно. Я восторгалась всем подряд, поэтому получилась нарезка из очень странных, непонятных и восторженных кадров про театр. Смысла никакого не было. Но я и не умела снимать кино. Когда ты не понимаешь ни как это работает, ни как это сделать, это очень тяжело.
– Как проходили съёмки фильма?
– Первый день съемок – это всегда катастрофа: к тебе никто не привык, ты шугаешься всех. У меня была с собой огромная камера, и это было просто феерично-катастрофично. Поэтому первое время я вообще снимала только на телефон. Иногда случались очень интересные моменты, когда я понимала, что не могу достать камеру. Если бы я полезла в сумку, я бы все разрушила. А еще моя героиня, несмотря на то, что она актриса, в жизни достаточно закрытый человек. На камеру я снимала только спектакли и иногда за кулисами.
– Фильм вышел в финал студенческого ТЭФИ-2018. Для тебя это стало неожиданностью?
– Когда мы подавали заявку от Высшей школы экономики, я уже училась в Венеции по программе обмена. Мне написала Татьяна Борисовна Тихомирова, благодаря которой ТЭФИ случился в моей жизни. Она помогла мне, и я ей очень благодарна. Когда организаторы мне ответили, что я стала финалистом и номинирована на премию, это было очень неожиданно. Я не думала, что кино, которое я делала для себя, может понравиться кому-то еще. У меня не было великой цели стать великим кинорежиссером. Мне просто очень хотелось сделать что-то хорошее, и я его делала на ощупь. Ещё мне было очень странно, что мой фильм конкурирует с двумя очень профессионально снятыми и смонтированными вгиковскими фильмами. Две другие девушки учились на пятом курсе ВГИК, мастерская Мирошниченко. Я была не просто удивлена, я была ошарашена, что мой фильм может конкурировать с такими работами. Это очень приятно.
– Советуешь ли ты другим студентам принять участие в этом конкурсе?
– Вообще это очень весело. Мне понравилось в Ростове-на-Дону (прим. – там проходил финал конкурса). Если есть желание, то можно что-то сделать. Я считаю, что наши студенты делают очень сильные работы, если сравнивать с тем, что я увидела на этом студенческом ТЭФИ. Мне кажется, что все должны попробовать принять участие, потому что там можно встретить и пообщаться с людьми своей профессии, своего будущего. Это очень полезно.
– Планируешь ли ты и дальше снимать документальные фильмы?
– Дело в том, что я уже не могу не снимать документальное кино, даже если я буду заниматься чем-то другим или жить в другой стране. Что бы я ни делала в своей жизни, я все равно всегда буду снимать, потому что мне это доставляет глубокое эстетическое удовольствие. У меня нет никаких амбиций по поводу игрового кино. У меня даже идей и задумок нет, а вот для документальных фильмов у меня уже есть штук восемь идей, которые я потихоньку начинаю реализовывать. Неважно, будет ли это моей профессией, буду ли я зарабатывать деньги, я буду просто всегда получать от этого удовольствие. Плюс это очень долгоиграющие проекты. Когда ты снимаешь кино, тебе изначально нравится твоя тема, и ты настолько погружаешься в это, что просто становишься одержимым. А потом ты словно выныриваешь и через какое-то время можешь взглянуть на фильм и его потом смонтировать. Я в этом году выпускаюсь из Вышки, и в качестве диплома у меня тоже будет документалка. Это фильм про Венецию, про одного художника и про то, как вообще живется русским в Венеции. Для меня это был очень серьезный и тяжелый фильм. Я его снимала пять месяцев, и потом только через месяц села за монтаж, потому что мне очень нужно было время, чтобы абстрагироваться от этой всей ситуации, в которой я жила и которую я снимала.
– Кем ты видишь себя через пять лет: журналистом, режиссёром или кем-то другим?
– Я не знаю, где я себя вижу через пять лет. Мне кажется, мне уже тяжело будет все время жить в Москве из-за того, что я так долго жила в Италии, в Гонконге, еще в каких-то местах. А от того, где я себя вижу, зависит то, кем я себя вижу. Журналистом? Да, возможно, если я буду писать о том, что мне нравится. Есть издания, которые мне очень симпатичны и где я очень хотела бы работать. Режиссёром? Может прозвучать очень амбициозно, но я уже вижу себя начинающим режиссером-документалистом и собираюсь дальше развиваться в этом направлении. Я буду дальше получать образование, буду поступать и в магистратуру, и на второе высшее. Буду пытаться становиться режиссером. Поэтому я вообще не представляю, что будет через пять лет.
Белла Зокаева, 2-й курс «Журналистики»