Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Свобода выражения своего мнения, равно как и право на достоверную информацию, что часто (и часто ошибочно) объединяют в одно понятие «свобода слова», переживают противоречивые времена. Вроде бы никогда не было так легко общаться, как сейчас, но всё равно люди бродят во всепоглощающем тумане информации вслепую и рискуют забрести туда, откуда выхода не будет. Возможно, новые коммуникации – главная угроза миру сегодня, пишет Андрей Быстрицкий, председатель Фонда клуба «Валдай».
Общение – величайшая ценность человеческой жизни, без него невозможно само её существование. Именно через широко понимаемое общение мы обретаем знание, поскольку даже наисложнейшие физические машины – результат общения учёных, подчас иногда опосредованного книгами или статьями. Общение в то же самое время есть главная цель жизни. Человек, как известно, политическое животное, то есть животное, среда обитания которого – общение.
Аристотель, назвав человека политическим животным, подчеркнул, что даже государство – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Впрочем, это, так сказать, в лучшем случае. Мы точно знаем о государствах, в которых целью общения как минимум части людей было найти возможно худшее существование. В общем, общение – общество.
Другое дело, что общение в идеале опирается на честность, на искренность (она не тождественна честности), на достоверность информации, на способность общающихся понимать эту информацию и друг друга. Грубо говоря, общение требует компетентности, точнее даже компетентностей (одна из них умение лгать и различать ложь).
Но сегодня складывается впечатление, что общение необыкновенно затруднилось. Новые технологии бросили вызов людям, погрузив их в новое невежество, более опасное, чем прежде.
Взять хоть, к примеру, пресловутое изменение климата. Подозреваю, что мало кто может более или менее уверенно и компетентно разобраться в кошмарном изобилии информации на данную тему. А ведь это не просто важно для выживания человечества. Сегодня это вопрос реальной политической и социальной борьбы, экономической конкуренции, бизнеса. И во все перечисленные процессы втянуты миллиарды людей, которые благодаря интернету, соцсетям, многочисленным СМИ завалены сведениями о потеплении. Даже не завалены, а на разных уровнях коммуникационной активности вовлечены в обсуждение. Те процессы, которые в результате упомянутого общения осуществляются в сознании людей, влияют на их поведение: на то, как они голосуют, что покупают, на какие митинги и демонстрации ходят, какой бизнес открывают и так далее. Причём сказанное касается не только так называемого простонародья (а что это такое?), но вполне себе элит. Никогда прежде, кстати, люди так не влияли на развитие политической, социальной, экономической и даже естественно-природной жизни на Земле.
И вот выходит, что мировые дебаты о климате ведутся в основном людьми, которые, скорее всего, смутно разбираются в предмете. Ещё хуже то, что нам крайне трудно отличить действительно компетентных учёных, специалистов от вполне эгоистичных спекулянтов, манипуляторов, ищущих тех или иных выгод. В каком-то смысле квинтэссенцией этой истории можно считать Грету Тунберг. Не хотел бы подвергать сомнению её искренность, но вот её компетентность не стоит преувеличивать. Согласитесь, забавно, что эта девочка стала временным символом экологического движения. Нет ничего особенно плохого в том, чтобы быть символом. Был же в XIII веке крестовый поход детей. Кончился плохо, но символизма – хоть отбавляй. Интересно другое – почему не какой-либо мировой интеллектуал символизирует глобальный климатический вызов.
А отчасти потому, что безудержная, но часто недостоверная информация, особенно в соцсетях, но не только, сравняла действительно выдающиеся умы с малограмотными аферистами и необразованными фантазёрами.
Более того, появление возможности у каждого землянина обратиться ко всем и каждому при всей демагогической красоте этого факта сыграло дурную шутку и со свободой слова, и с правом на достоверную информацию. Понятно, что в середине прошлого века хотелось возвысить свой голос против, например, расового неравенства. И нелегко было пробиться в центральные газеты или радиостанции. Но сегодня голосами, которые исчисляются миллиардами, массовая публика порождает такое количества неравенства, что хватило бы на десять апартеидов. А концентрация ненависти и ксенофобии, излучаемая этими голосами, сопоставима с психологическим напряжением во время большой войны.
Можно множить примеры и длить рассуждения. Но суть в том, что главный вызов нашего времени – наше неумение и нежелание как следует пользоваться новыми коммуникационными возможностями. В результате новые коммуникации становятся одной из главных угроз современному миру, погружая его в новое невежество и новую нетерпимость, которые опаснее прошлых в силу могущества современных технологий. Ослеплённые граждане порождают ослеплённые элиты, которые с удовольствием втаптывают в грязь редких зрячих. Свидетельств тому – по всему миру.
У меня нет рецепта борьбы с этой угрозой. Я уже писал о необходимости чего-то вроде журналистского ренессанса, но, может, нам нужно думать о каком-то глобальном регулировании коммуникаций, о каком-то «Мировом бюро фактчекинга», «Центре правды»? Едва ли это, конечно, возможно. Но, повторю, проблема есть.
Полный текст колонки