Трудности перевода: выстраиваем конструктивный диалог с клиентами

Как не перегрузить заказчика сложными терминами, но при этом донести свою мысль без искажений? Попробуем выяснить в этой статье.

Трудности перевода: выстраиваем конструктивный диалог с клиентами

 

«Кейсы», «инсайты», «брифы», «виральность» — современные креативные индустрии всё больше напоминают закрытый клуб, где общаются на своём, малопонятном для посторонних языке. Как же найти баланс между профессиональной точностью и доступностью для собеседника, далёкого от вашей сферы?

Качественные коммуникации сегодня — ценнейший стратегический актив, который значительно повышает эффективность бизнеса. Неслучайно большинство работодателей по всему миру называют развитые коммуникативные навыки самым желанным качеством при найме сотрудников.

Иронично, но взаимодействие с самими специалистами по коммуникациям далеко не всегда эффективно. Профессиональные коммуникаторы — от маркетологов до бренд-менеджеров — очень любят использовать в своей речи отраслевые жаргонизмы. Порой может показаться, что специалисты говорят на собственном языке или, как минимум, на каком-то особом диалекте «рунглиша». В сети даже можно встретить подборки с расшифровкой популярных терминов и обещаниями научить вас наконец-то «понимать язык маркетологов».

Если отбросить шутки, эксперты предупреждают, что злоупотребление профессиональными словечками может значительно затруднить понимание в диалоге с далёким от сферы коммуникаций собеседником. Исследования указывают на то, что излишнее усложнение своих мыслей терминами может быть воспринято собеседником как попытка замаскировать отсутствие реальной экспертизы в обсуждаемой области.

Особенно нежелательны такие «трудности перевода» в общении с заказчиком. Когда бренд-менеджер приходит к клиенту, он сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, это разрыв в знаниях. Заказчик не обязан понимать, что такое «инсайт» или «ребрендинг». Он обращается к специалисту именно затем, чтобы практическое применение этих мудрёных англицизмов принесло реальную пользу его бизнесу. Во-вторых, это информационная перегрузка. Заказчик с головой погружён в свои рутинные задачи: управление бизнесом, финансами, персоналом. Добавление к операционным заботам сложной терминологии из незнакомой сферы может вызвать дискомфорт или даже раздражение.

Как выстроить эффективный диалог с заказчиком?

Любая коммуникация должна быть своевременной и полезной. Цель диалога между заказчиком и исполнителем — решение конкретной задачи. Заказчику важно, чтобы его задачу выполнили качественно и смогли доказать правильность решения. Ему не нужно преподавать тонкости бренд-менеджмента, учить отличать миссию от голоса бренда, а логотип — от фирменного стиля. Важно чётко определить, какой результат он хочет получить, какие проблемы решить и как видит успех проекта.

Например, если речь идёт о ребрендинге, важно выяснить, что именно клиент представляет итогом этого процесса. Иногда заказчик может прочитать в соцсетях очередную новость о ребрендинге у конкурентов и захотеть повторить успех, не вникая, насколько такой шаг будет отвечать конкретным бизнес-целям компании. Возможно, ему нужна не комплексная переупаковка бренда, а его адаптация под новый рынок. Или, быть может, ребрендинг уже проводился, но оказался неудачным.

Задача бренд-специалиста — задавать заказчику правильные и простые вопросы, чтобы выявить реальные потребности бизнеса, и давать только ту информацию, которая поможет клиенту принять решение. Чем проще и понятнее будет диалог с обеих сторон, тем эффективнее окажется сотрудничество.

Эффективная коммуникация — это не данность, а навык, который можно и нужно развивать. Чтобы выстраивать эффективный диалог с заказчиком на всех этапах совместной работы — от уточнения брифа до презентации результатов, — нужно всё-таки разбираться в бренд-менеджменте. Изучить все стадии маркетингового менеджмента поможет предзаписанный онлайн-курс «Стратегический подход к управлению брендом» Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

 

А узнать о брендинге, маркетинге и коммуникациях ещё больше можно в наших соцсетях.

Как не перегрузить заказчика сложными терминами, но при этом донести свою мысль без искажений? Попробуем выяснить в этой статье.
19 марта
В апреле стартует онлайн-курс «Коммуникации руководителя как инструмент создания психологически безопасной среды». Мы собрали отзывы выпускников пилотного потока, чтобы вы могли узнать, как проходили занятия и как участники пересмотрели свои подходы к управлению персоналами.
6 марта
Современный потребитель избалован многообразием альтернатив практически любому товару и услуге. Обострённая борьба за внимание аудитории не только испытывает бренды на прочность, но и при должном применении становится мощным инструментом для их развития. Разбираемся, как наличие конкурентов может облегчить жизнь бренд-маркетологам и зачем продавцу книг смотреть на креативные решения продавцов диванов.
26 февраля
Запах, звук и голос бренда — действительно ли они нужны современным компаниям или достаточно фирменного цвета и логотипа? Разбираем, в каких случаях и почему стоит обращаться не только к визуальным способам восприятия.
20 февраля
Уже весной стартует курс по управлению вовлечённостью персонала организаций. Вспоминаем с преподавателями и выпускниками пилотного потока, как проходило обучение и каких результатов достигли слушатели.
10 февраля
Широкое распространение и развитие генеративных моделей искусственного интеллекта меняет привычную рабочую рутину специалистов креативной индустрии. Разбираемся, в каких аспектах нейронные сети помогают оптимизировать задачи, а в каких несут риски для брендов.
20 января
В этом году успешно завершился пилотный поток онлайн-курса «Управление вовлечённостью персонала организаций». Программа получила положительные отзывы и от преподавателей, и от выпускников, отметивших её практикоориентированность и эффективность для управления персоналом и развития бизнеса.
10 декабря, 2024 г.
Выпускники курса по эффективным переговорам рассказали о том, как полученные навыки помогают им отвечать на просьбы задержаться на работе, о том, как распознать и противостоять манипуляторам, о своих ожиданиях и впечатлениях от практики.
2 ноября, 2024 г.
Задаётесь вопросом, что почитать по теме контент-маркетинга? Ловите рекомендации преподавателей курса «Контент-маркетинг: разговариваем с аудиторией на одном языке».
3 октября, 2024 г.
Выпускники четвёртого потока совместной программы АКОС и НИУ ВШЭ «Стратегические коммуникации как основа современных коммуникаций» рассказали про нетворкинг на курсе, запомнившиеся лекции и свои результаты после обучения.
29 июля, 2024 г.