Успешная реклама: семиотическая технология

Как выбрать образы, цвета и звуки для бренда? Как прозрачно транслировать смыслы? И как «настроить» восприятие мира, чтобы эффективно продвигать свою продукцию? Ответы на эти вопросы даёт семиотический подход к брендингу. О нём IQ Media побеседовал с семиологом, профессором Школы коммуникаций ВШЭ Людмилой Запорожцевой.

Успешная реклама: семиотическая технология

 

Знаковый научный подход

Семиотика — наука о знаковых системах (лучшее её определение содержится в трудах культуролога и литературоведа Юрия Лотмана) — подсказывает новые подходы для многих сфер. В том числе, для коммуникаций, включая создание и продвижение бренда.

Семиотический подход даёт возможность транслировать через бренд глубокие смыслы и ценности, вписать бренд в живую и динамичную культурную среду, а также вызвать нужный зрительный, слуховой, тактильный отклик у аудитории.

А главное — семиотический подход учит более глубокому и объёмному видению мира. А это помогает выработать более эффективную коммуникационную стратегию.

Так или иначе, семиотика — во всех отношениях знаковая дисциплина, открывающая новые возможности взаимодействия с аудиторией. Какие опции она предлагает в продвижении бренда и в саморазвитии человека, рассказывает профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, Ph.D. в области семиотики, преподаватель онлайн-курса по семиотике для осознанного брендинга Людмила Запорожцева.

Объёмное видение мира

Брендинг как бизнес-коммуникацию можно улучшать разными способами. Скажем, провести исследование и понять, что нужно аудитории, как лучше транслировать ей определённые идеи. Другой вариант — пойти к эксперту и запросить аудит бренда. Но достаточно ли этих подходов? И не узковаты ли они?

Ведь в этом случае, по словам исследовательницы, мы не учитываем то, что и бренд, и его создатели, и целевая аудитория «не существуют в вакууме, а живут в культурной и социальной среде», пространстве, которое определённым образом «упорядочивает нашу жизнь».

Когда мы «изолированно проводим потребительское исследование, просто спрашивая людей, что им нравится и какой бренд они бы хотели, мы ставим наш бренд в положение некой искусственной, лабораторной среды», не принимаем во внимание влияние социокультурной сферы. Семиотический подход позволяет рассмотреть среду, в которой существуют бренд, аудитория и конкуренты, «учесть законы, по которым эта среда функционирует», и тем самым улучшить коммуникацию, поясняет эксперт.

Семиотический подход к брендингу помогает смотреть «вглубь и вширь, и в высоту, и в ширину, и синхронно, и диахронно», позволяя увидеть бренд более объёмно. Например, проведя опрос или фокус-группы 30 лет назад на тему телефонов, мы бы не получили от людей идею о том, что им не хватает единого устройства, в котором может быть одновременно и телефон, и фото-/видеокамера с высоким разрешением. Ведь среда, в которой жили тогда люди, значительно отличалась от современности. Сейчас же мы не мыслим своей жизни без смартфонов, потому что такая комбинация даёт возможности не только развлекательного характера, но и помогает в работе. В конечном итоге, появилась профессия блогера, для которой такое устройство — профессиональный инструмент. Это пример продуктового решения.

Эксперт также приводит пример ребрендинга. «До 1 сентября 2022 года наш факультет назывался Факультетом коммуникаций, медиа и дизайна. Переименование нас в Факультет креативных индустрий — блестящий пример ребрендинга, в котором и отражена суть нашего бренда: междисциплинарность знаний, которые мы даём студентам, гибкость, адаптивность нашего подхода. В этом названии учтён и меняющийся контекст среды, в котором мы все живем, а именно — мы замечаем феномен, существующий на рынке, и осваиваем новое понятие, его описывающее, — понятие креативных индустрий».

Продолжение читайте в материале IQ Media.

Больше узнать о брендинге, маркетинге и коммуникациях можно в нашем Телеграм-канале.

Специалисты по коммуникациям стали ключевыми фигурами в платформенной экономике, а их профессия — одной из самых востребованных, несмотря на стремительное развитие искусственного интеллекта. К такому выводу пришли эксперты эфира Школы коммуникаций НИУ ВШЭ – «Высшее образование для коммуникационной индустрии: учиться нельзя работать».
21 ноября
В ноябре завершил обучение второй поток онлайн-курса «Управление вовлечённостью персонала организаций». Выпускники отметили эффективность нетворкинга, компетентность преподавателей и поделились собственными историями успешных решений рабочих задач с использованием полученных знаний и компетенций.
20 ноября
Один пост, одна шутка или лёгкая провокация — и уже через полчаса готов инфопожар. Что поможет компаниям превратить угрозу в возможность во время кризиса? Разобрались «РБК Тренды» в интервью с Ольгой Песковой.
11 ноября
В ноябре стартует новый поток онлайн-курса «Эффективные переговоры как инструмент коммуникационного процесса». Делимся с вами результатами и впечатлениями от прохождения программы выпускников одиннадцатого набора.
1 ноября
Мастерская публичных выступлений Анастасии Урновой пройдёт уже 1-2 декабря. Собрали отзывы выпускников первого потока, чтобы вы могли узнать, как проходит двухдневный интенсив и какие навыки вы сможете освоить.
23 октября
Обсудили фундаментальные вопросы семиотики, роль языка в формировании мышления, а также место культурных кодов в восприятии культуры в интервью с Людмилой Запорожцевой, Ph.D. в области семиотики и культурных исследований, профессором Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, автором и преподавателем онлайн-курса «‎Семиотика для осознанного брендинга».
12 сентября
Рассказываем, зачем руководителю выстраивать психологически безопасную среду и какие факторы её формируют.
3 сентября
Собрали подборку книг, которые помогут руководителю наладить общение и с командой, и со своим собственным начальством.
21 августа
Понимание и управление эмоциями становятся незаменимыми факторами конкурентоспособности специалистов и компаний. Эксперты из DPG Russia, Sostav.ru, KPG Training Center и «Газпром-Медиа Холдинг» обсудили ключевую роль эмоционального интеллекта в развитии успешной карьеры.
6 июня
Как образование готовит кадры для креативных индустрий? Как эмоциональный интеллект влияет на карьеру? Что гарантирует профессиональное благополучие в мире победившего ИИ? Как быть в медиаполе, а не в медиаболоте, догоняя тренды? Вспоминаем самые интересные выступления фестиваля Telling Stories-2025.
26 мая