Коммуникации как профессия и как драйвер новой экономики

Руководитель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Сергей Зверев и главный редактор издания Sostav.ru Роман Бедрединов обсудили, почему качественное образование в сфере коммуникаций критически важно в современном мире. По словам Сергея Зверева, коммуникации давно перестали быть привилегией крупных компаний и превратились в «абсолютно гигиеническую норму для любого бизнеса и любого процесса».
Как коммуникации стали основой новой экономики
«Сегодня изменения в технологии создания, распространения и взаимодействия с контентом действительно изменили мир. Бизнес-процесс меняется таким образом, что коммуникации становятся важнейшей сутью того, как функционирует экономика.
Потому что коммуникации — это процесс, в котором потребители и поставщики взаимодействуют друг с другом через различные платформы. Это означает, что специалисты, которые умеют работать с вниманием аудитории, станут все больше и больше востребованы», — рассказал Сергей Зверев. Он подчеркнул, что роль специалиста сместилась от создания рекламного продукта к формированию фундаментальной основы бизнеса.
Роман Бедретдинов, в свою очередь, предложил яркую метафору, раскрывающую суть профессии. «Есть скучный ответ: коммуникация — это инструмент управления вниманием. А есть более интересный. Представьте атомы водорода и кислорода: пока они далеки друг от друга, картинка не складывается. Но когда коммуникатор выстраивает связи между этими элементами, появляется цельность или смысл, или, например, вода как вещество или продукт. И мне кажется, что специалисты по коммуникациям — это как раз те люди, которые создают смыслы», — отметил Роман.
Критическое мышление, креативность и командная работа в эпоху тотального ИИ
Отвечая на вызовы времени, Сергей Зверев отметил, что конкурировать с искусственным интеллектом на уровне механистических задач бессмысленно. «Он сделает это быстрее и точнее. Поэтому только когда у тебя есть добавленный смысл, ты остаешься востребованным», — заявил он. Ключевыми компетенциями, которые защитят специалистов будущего, он назвал «4К»*: креативность, критическое мышление, коммуникация и командная работа.
Проиллюстрировал ценность креативности на примере формирования стоимости продукта Роман Бедрединов. «В Британии есть картофель McCain, который ассоциируется с праздником и семейным уютом. Рядом лежит небрендированная картошка – коммодит. Первая стоит 1,75 фунта, вторая — 75 пенсов. Креативность — это тот самый дополнительный фунт», — привел пример главный редактор.
«Креативность — это способность нестандартно мыслить, сталкиваясь с новыми задачами, и она базируется на начитанности, насмотренности и образовательном уровне», — добавил Зверев.
Обсуждая еще одну важную компетенцию – командную работу – Роман Бедрединов напомнил, что даже такие люди-бренды, как Стив Джобс или Билл Гейтс, ничего не создали бы в вакууме. «Одиночек не существует. Командная работа — это талант выстраивать устойчивые связи, вместе делать классные проекты», — отметил он.
Сергей Зверев поддержал эту мысль, добавив, что университет — это в первую очередь комьюнити, где общение с преподавателями-практиками и талантливыми сокурсниками становится частью образовательного процесса. «Выпускники Вышки работают везде... у них отсутствие карьерных ограничений, потому что ты, на самом деле, открыт для того, чтобы находить себя, ну, фактически, где угодно», — резюмировал он.
Образование, которое готовит к будущему
По словам руководителя Школы коммуникаций, вуз готовит студентов к профессии, которая будет меняться. «Мы не знаем, чему будем учить на четвертом курсе студента, который поступит в 2026 году. Но мы точно знаем, что фундаментальное социогуманитарное образование позволит ему адаптироваться», — заявил Сергей Зверев.
Образовательный процесс в Школе коммуникаций НИУ ВШЭ построен вокруг работы с ведущими практиками индустрии, проектной деятельности с реальными заказчиками и формирования портфолио из профессиональных кейсов еще во время учебы. Это, как заметил Роман, снимает классическую боль выпускников «нет опыта — не берут на работу; опыта нет – потому что на работу не берут».
Образование длиною в жизнь
Особый акцент в дискуссии был сделан на необходимости непрерывного обучения. «Я скажу просто как преподаватель на программах дополнительного профессионального образования, я преподаю в Школе коммуникаций контент-маркетинг в B2B-индустрии, — поделился Роман Бедрединов. — Люди, которые приходят, люди, которые учат, — это уже состоявшиеся профессионалы, которые просто правда знают, что нет варианта остановиться в своем обучении, даже когда ты уже состоявшийся профи».
В заключение Сергей Зверев пригласил абитуриентов и специалистов, желающих продолжить обучение, интересоваться программами бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования Школы коммуникаций, отметив их разнообразие и практическую ориентированность.
Посмотрите запись вебинара, чтобы убедиться: будущее принадлежит тем, кто умеет учиться, создавать смыслы и выстраивать коммуникации.
Запись вебинара «Высшее образование для коммуникационной индустрии: учиться нельзя работать?»
*Концепция «4К» — это четыре ключевых навыка, которые считаются необходимыми для успеха в XXI веке: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация. Термин стал особенно популярным благодаря Всемирному экономическому форуму в Давосе, где в 2016 году эти навыки были названы одними из самых важных для будущего.