• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Влияние идей Пола Лазарсфельда на теорию и практику коммуникаций

Векслер А. Ф.

В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 165.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

ВШЭ начинает подготовку профессионалов в области коммуникаций для «первого» и «третьего» сектора

ВШЭ начинает подготовку профессионалов в области коммуникаций для «первого» и «третьего» сектора

Фотограф: Анастасия Кирова

В университете открывается новая магистерская программа «Коммуникации в государственных структурах и НКО». Ее студентов будут обучать не просто отношениям с общественностью в привычном понимании этого термина, но и более широкому спектру компетенций для работы в сфере public affairs. Программа создавалась и будет реализовываться в тесном контакте с профессиональным сообществом.

Справедливость и легитимность

Выбирая магистерскую программу, многие абитуриенты интересуются, прежде всего, дает ли она конкретную специализацию, востребованную на рынке труда. Программа «Коммуникации в государственных структурах и НКО» разрабатывалась с учетом именно такого запроса. В отличие от многих других специалистов по коммуникациям, не имеющих определенной специализации, ее выпускники будут досконально подготовлены к работе в двух секторах – государственном и некоммерческом. В мировой практике эти сектора называют соответственно первым и третьим (вторым сектором считается коммерческий).

Почему «первый» и «третий» сектор, между которыми, казалось бы, немало различий, объединены в рамках одной магистратуры? Причина в том, что у них есть общая особенность – работа с публичными благами.

@iStock

«Работа с публичными благами существенно отличается от работы с частными благами, – поясняет академический руководитель магистерской программы Никита Савин. – Ее основной принцип заключается в том, что принимаемые решения должны быть не только выгодными для ключевых стейкхолдеров, но также справедливыми и легитимными в глазах людей. Ключевая задача наших выпускников – консультировать стейкхолдеров по этим вопросам на всех стадиях принятия решения. Характерный пример – недавняя пенсионная реформа. Подобные решения нужно обосновывать с позиций не только экономической целесообразности, но и социальной справедливости».

Уметь разговаривать с людьми

Еще одна особенность новой магистерской программы заключается в том, что здесь будут обучать не просто отношениям с общественностью в привычном понимании этого термина, но и более широкому спектру компетенций для работы в сфере public affairs.

«Во всем мире сложилось понимание, что сопровождение бизнеса в политической среде (gr), отношения с общественностью (pr) и лоббизм уже не являются автономными направлениями. Им на смену приходит индустрия public affairs, – утверждает Никита Савин. – Специалисты по public affairs должны, во-первых, разбираться в специфике деятельности государственных органов, уметь работать с ними и внутри них. Во-вторых, от них требуется понимание особенностей публичных благ, умение подбирать релевантные коммуникационные инструменты для взаимодействия с различными аудиториями».

@iStock

Представление о политической коммуникации как о пропаганде, где аудитория выступает в роли объекта воздействия, также в значительной мере устарело, считает Никита Савин. Поэтому специалисты по коммуникациям, работающие в государственных структурах и НКО, должны уметь разговаривать с людьми, убеждать их, вовлекать в процесс принятия решений, создавая пространство для диалога. Именно этому и будут учить студентов магистерской программы.

Российская специфика

Традиция подготовки специалистов по public affairs в российском образовании пока не сформировалась. В этом смысле магистерскую программу «Коммуникации в государственных структурах и НКО» можно считать инновационной, нарушающей привычные подходы к подготовке специалистов по gr и лоббизму, сложившуюся в предыдущие годы.

На новой программе образование не будет сводиться к рассказам о «серых зонах» принятия политических решений на грани коррупции, так что упрощенное восприятие сложного процесса принятия политических решений студентам не грозит.При этом отечественную специфику профессии разработчики программы стремятся учитывать.

«В России нет закона о лоббизме, а значит нет и ясных правил игры, - поясняет Никита Савин. – Поэтому деятельность в этой сфере требует особой правовой и этической чуткости, которая помогает специалисту и его клиенту избежать неправомерных действий. К тому же у нас нет жесткой грани между государством и обществом, как в некоторых других странах: компании с государственным участием и госкорпорации создают значительную долю ВВП, а НКО получают государственные гранты».

Как построена программа

Базовая часть программы – это общие дисциплины, которые помогут студентам разобраться в специфике современной коммуникационной деятельности в государственных структурах.

@iStock

Например, курсы «Экосистема цифровых коммуникаций» и «Основы дата-ориентированных коммуникаций» погружают в контекст современной индустрии коммуникаций. Курс «Введение в политические коммуникации» очерчивает общую концептуальную рамку для деятельности в сфере public affairs.

Стержневые прикладные дисциплины программы, дающие представление о мире gr и деятельности НКО, – «Взаимодействие бизнеса и власти» и «Управление интегрированными коммуникациями в НКО».

Дальнейшее расширение компетенций обеспечивается за счет курсов по выбору, из которых студенты смогут сформировать индивидуальную образовательную траекторию, максимально соответствующую их карьерным планам. В частности, на выбор предлагаются курсы, которые научат работать с данными, – ведь сегодня этого все чаще требуют работодатели. Предусмотрены также курсы, обучающие основам взаимодействия со СМИ, антикризисным и внутренним коммуникациям в государственных структурах, ведению избирательных компаний и внутриполитической аналитике.

Директора и фандрайзеры

Большинство преподавателей программы – ведущие практики, непосредственно работающие с публичным благом.

Например, курс «Взаимодействие бизнеса и власти» будет вести Станислав Наумов – бизнес-куратор магистерской программы, президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), долгое время работавший директором по взаимодействию с органами власти X5 Retail Group. «Ориентация на практику – главное отличие нашей программы от других магистратур. Мы дадим студентам возможность общаться с лидерами индустрии и проходить практику в крупных компаниях, государственных корпорациях и ведущих НКО», – поясняет Станислав Наумов.

Академический руководитель программы Никита Савин
Академический руководитель программы Никита Савин
Фотограф: Анастасия Кирова

Преподаватель курса, посвященного антикризисным коммуникациям, – Ксения Большакова, бывший директор департамента по связям с общественностью Промсвязьбанка. Сейчас она занимается коммуникациями в области цифровой экономики в Ростехе.

Также к преподаванию планируется привлечь самых успешных фандрайзеров в сфере НКО.

Гармоничный состав студентов

Создатели магистерской программы «Коммуникации в государственных структурах и НКО» не стремятся к массовости – выделено 10 бюджетных и 10 платных мест. «В ходе отбора мы будем скрупулезно изучать портфолио каждого кандидата, чтобы сформировать максимально гармоничный состав студентов», – поясняет Никита Савин.

В числе абитуриентов программы ждут тех, кто уже строит карьеру в государственных структурах и НКО и хотел бы развивать свои коммуникационные компетенции. Другая категория абитуриентов – те, кто работает в сфере коммуникаций и собирается специализироваться на работе с государственными органами и НКО. И, наконец, это выпускники бакалавриата, которые пока не имеют значительного опыта работы, но достаточно мотивированы и подготовлены для построения карьеры в данной сфере.

Разделение на выпускников профильных и непрофильных бакалавриатов не предусмотрено – ведь в сфере public affairs могут работать представители самых разных направлений, прошедшие дополнительную подготовку.

Это не только специалисты по рекламе и связям с общественностью, но и политологи, социологи, юристы, психологи, журналисты, специалисты по государственному и муниципальному управлению, международным отношениям и многие другие.

Зачисление осуществляется по конкурсу портфолио. Абитуриентам необходимо представить подтверждение опыта работы, стажировок, публикаций, побед на олимпиадах и профессиональных конкурсах, других достижений.

Cтраница программы