Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
155 платных мест
6 платных мест для иностранцев
65 бюджетных мест
375 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
60 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
130 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
70 платных мест
1 платное место для иностранцев
100 платных мест
25 бюджетных мест
160 платных мест
15 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
90 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
140 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
45 платных мест
3 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
100 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
15 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
4 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 платных мест
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
25 платных мест
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
25 платных мест
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
10 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
100 платных мест
1 платное место для иностранцев
250 платных мест
2 платных места для иностранцев
5 бюджетных мест
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
Kiriya I.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Почему был выбран именно проектный подход?
Очевидно, что только через собственные проекты студенты учатся реализовывать задачи, близкие к тем, с которыми они потом реально столкнутся в своей профессиональной жизни. И важно то, что отрасль медиа целиком сегодня построена на проектах: фильм, сериал, программа, мультимедийное досье – это проект. Предполагается, что он реализуется в течение какого-то ограниченного времени, у него есть ограниченные ресурсы и его выполняет как правило какая-то команда. Соответственно, студенты учатся создавать медийные проекты в условиях необходимости организовывать командную работу, управлять ограниченными ресурсами и реализовывать проект в ограниченные сроки.
Как при таком подходе строится обучение?
В этом случае обучение предполагает последовательную реализацию отдельных проектов или серии проектов в рамках проектных семинаров или отдельных проектных дисциплин. В бакалавриате каждый проект имеет уникальную команду студентов, которые зачастую самостоятельно выбирают работу над ним, защищают концепцию и дальше реализуют программу. Примерно то же самое в магистратуре, только проекты посложнее, при этом они разные и связаны с получаемыми квалификациями. Для журналистов – это последовательное освоение отдельных жанров и форматов журналистских работ. В результате, студенты работают над отдельными материалами, которые и становятся их проектами. На программе магистратуры «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» коллеги последовательно делают цифровые книги, виртуальные музеи и т.п. Обычно работа подобного рода заканчивается защитой, зачастую коллективной, перед комиссией.
С какими проблемами при реализации проектного подхода вы сталкиваетесь?
Проблем множество. Студенты не готовы, как правило, к тому, что все, что они делают на проектах, является учебным. У них есть потребность, чтобы это публиковалось, становилось достоянием общественности. И мы сейчас разрабатываем систему портфолио, когда студенческие проекты копятся и становятся доступными. В ряде случаев мы просто передаем права на разработанный студентами продукт отдельным компаниям-заказчикам.
Есть ли какие-то особенности при формировании преподавательского состава на Департаменте медиа?
Разумеется, мы вынуждены значительное количество нашей нагрузки – порядка трети – реализовывать не силами наших штатных сотрудников, а силами профессионалов из индустрии, которые совмещают свою работу с преподаванием у нас. В этом учебном году у нас был опыт реализации проектного курса по трансмедийному сторителлингу иностранным преподавателем, которого мы привезли из Балтийской школы медиа и кино при Таллинском университете, а сам он итальянец. И он работал со студентами над их итоговыми проектами.
Мы очень внимательно относимся к поиску новых коллег, способных профессионально делиться своим опытом в формате действительно проектных занятий.
Мы понимаем, что привлечение практиков требует работы с ними, у нас есть специальная школа для преподавателей, где мы «прокачиваем» навыки работы, оценивания студентов, помогаем проектировать системы оценивания. У нас в этом году уже третий сезон школы.
Как оцениваются проекты студентов? Как в таких случаях избегать субъективности?
Ну, в творческих специальностях не всегда удаётся уйти от субъективности, потому что зачастую мы работаем все-таки с эстетическими формами и элементами, которые являются вопросами вкуса, а не однозначных жестких критериев, как дважды два четыре. Но мы все же исходим из того, что преподаватели более опытны, чем студенты, поэтому оценкам преподавателей в творчестве нужно доверять. Зачастую субъективность нивелируется за счёт того, что проекты оцениваются коллективно, то есть комиссией. И зачастую в такую комиссию включены представители медиаиндустрии. У нас, например, так строилась защита на некоторых менеджериальных предметах: ребята работали на проектами стартапов в медиаиндустрии, а оценивала их комиссия из 5-6 коллег, которые в основном были действующими профессионалами из довольно известных медийных компаний и проектов.
Студенты работают по реальным заданиям от лидеров медиаиндустрии. Какие компании уже приняли участие в проектных работах студентов?
Очень разные. К нам обращались коллеги с РБК, разные региональные медиакомпании, были проекты с глянцевыми изданиями: в прошлом году у меня самого защищалась студентка, которая работала над проектом маркетинговой стратегии для известного глянцевого женского издания.
Мы работали таким образом с «Русской медиагруппой», «Дождем», «Новой газетой», «Первым каналом». Зачастую приходят коллеги не из медиаиндустрии, у которых есть потребность в разработке и запуске собственных корпоративных медиа.
На ряде программ, например, у «Трансмедийного производства в цифровых индустриях», вообще есть целый набор музеев, включая Третьяковку, музей «Ясная Поляна» и т.п., которые становятся кураторами проектных работ студентов.
Как компаниям подать заявку, чтобы их проектом занялись студенты?
Очень просто: связаться со мной или моими коллегами. Кроме того, мы ежегодно делаем объявления, в том числе в социальных медиа, о том, что открываем возможность компаниям предлагать свои темы курсовых и ВКР студентам. После фильтрации и обсуждения этих тем, мы предлагаем их студентам. В случае если студент выбирает такую проектную работу, на неё назначаются два соруководителя – один от компании, а другой – от департамента.
Говоря о проектном подходе – Вышка сейчас разрабатывает программу «Медиакоммуникации» для Донского государственного технического университета. Расскажите, на каком этапе сейчас этот проект.
Наши партнеры из ДГТУ выиграли грант в рамках национального проекта «Образование» на разработку программы при нашем участии. Уже с лета будет вестись приём документов в ДГТУ на программу, после первого года обучения на которой часть студентов фактически перейдет на отдельный профиль, реализуемый в формате программы двух дипломов совместно с Вышкой. В настоящий момент разработан учебный план, набор требований, мы понимаем дизайн программы, в ближайшее время будет организовано повышение квалификации для сотрудников ДГТУ.
Что уникального будет в этой программе?
Эта программа будет реализовываться с обязательным сочетанием знаний в сфере медиа с проектной работой в сфере программирования и разработки интерфейсов, потому что программа посвящена медиа будущего, которые еще называют «нейронетом», хотя с этим понятием мы могли бы поспорить.
Как будет строиться взаимодействие Вышки и ДГТУ после запуска программы?
Мы предполагаем, что часть дисциплин на программе будет реализована в формате blended с обязательной итоговой аттестацией. Но мы надеемся также часть дисциплин на программе обеспечивать силами своих преподавателей вахтовым методом.
Насколько эта программа актуальна для регионального вуза?
Это будет способствовать в целом повышению уровня ребят в России, часть из них потом сможет поступить к нам в магистратуру. Часть из них поступит в магистратуру в региональных вузах, что повлечёт повышение требований к тому, как они реализуют магистерские программы. Так что цель здесь – в целом изменить систему.
Мы хотели бы наш опыт, наши подходы распространять за пределы Вышки, повышать качество обучения по нашим областям знаний за ее пределами.
Заинтересованность в этой программе также проявили в Mail.Ru Group, предполагается их участие в обустройстве мест практики студентов новой программы.