• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руководитель Департамента медиа Илья Кирия о проектном подходе в обучении и разработке программы «Медиакоммуникации» для региональных студентов

Проектный подход станет основой новой образовательной модели Вышки. На Департаменте медиа такой подход применяется уже больше 7 лет – с запуска прикладных проектных семинаров. Илья Кирия рассказал об особенностях студенческих проектов, индустриальных партнерах и о повышении качества обучения в России на примере создания программы «Медиакоммуникации» для Донского государственного технического университета.

Руководитель Департамента медиа Илья Кирия о проектном подходе в обучении и разработке программы «Медиакоммуникации» для региональных студентов

Почему был выбран именно проектный подход?

Очевидно, что только через собственные проекты студенты учатся реализовывать задачи, близкие к тем, с которыми они потом реально столкнутся в своей профессиональной жизни. И важно то, что отрасль медиа целиком сегодня построена на проектах: фильм, сериал, программа, мультимедийное досье – это проект. Предполагается, что он реализуется в течение какого-то ограниченного времени, у него есть ограниченные ресурсы и его выполняет как правило какая-то команда. Соответственно, студенты учатся создавать медийные проекты в условиях необходимости организовывать командную работу, управлять ограниченными ресурсами и реализовывать проект в ограниченные сроки. 

Как при таком подходе строится обучение?

В этом случае обучение предполагает последовательную реализацию отдельных проектов или серии проектов в рамках проектных семинаров или отдельных проектных дисциплин. В бакалавриате каждый проект имеет уникальную команду студентов, которые зачастую самостоятельно выбирают работу над ним, защищают концепцию и дальше реализуют программу. Примерно то же самое в магистратуре, только проекты посложнее, при этом они разные и связаны с получаемыми квалификациями. Для журналистов – это последовательное освоение отдельных жанров и форматов журналистских работ. В результате, студенты работают над отдельными материалами, которые и становятся их проектами. На программе магистратуры «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» коллеги последовательно делают цифровые книги, виртуальные музеи и т.п. Обычно работа подобного рода заканчивается защитой, зачастую коллективной, перед комиссией. 

С какими проблемами при реализации проектного подхода вы сталкиваетесь?

Проблем множество. Студенты не готовы, как правило, к тому, что все, что они делают на проектах, является учебным. У них есть потребность, чтобы это публиковалось, становилось достоянием общественности. И мы сейчас разрабатываем систему портфолио, когда студенческие проекты копятся и становятся доступными. В ряде случаев мы просто передаем права на разработанный студентами продукт отдельным компаниям-заказчикам.  

Есть ли какие-то особенности при формировании преподавательского состава на Департаменте медиа?

Разумеется, мы вынуждены значительное количество нашей нагрузки – порядка трети – реализовывать не силами наших штатных сотрудников, а силами профессионалов из индустрии, которые совмещают свою работу с преподаванием у нас. В этом учебном году у нас был опыт реализации проектного курса по трансмедийному сторителлингу иностранным преподавателем, которого мы привезли из Балтийской школы медиа и кино при Таллинском университете, а сам он итальянец. И он работал со студентами над их итоговыми проектами. 

Мы очень внимательно относимся к поиску новых коллег, способных профессионально делиться своим опытом в формате действительно проектных занятий.

Мы понимаем, что привлечение практиков требует работы с ними, у нас есть специальная школа для преподавателей, где мы «прокачиваем» навыки работы, оценивания студентов, помогаем проектировать системы оценивания. У нас в этом году уже третий сезон школы. 

Как оцениваются проекты студентов? Как в таких случаях избегать субъективности?

Ну, в творческих специальностях не всегда удаётся уйти от субъективности, потому что зачастую мы работаем все-таки с эстетическими формами и элементами, которые являются вопросами вкуса, а не однозначных жестких критериев, как дважды два четыре. Но мы все же исходим из того, что преподаватели более опытны, чем студенты, поэтому оценкам преподавателей в творчестве нужно доверять. Зачастую субъективность нивелируется за счёт того, что проекты оцениваются коллективно, то есть комиссией. И зачастую в такую комиссию включены представители медиаиндустрии. У нас, например, так строилась защита на некоторых менеджериальных предметах: ребята работали на проектами стартапов в медиаиндустрии, а оценивала их комиссия из 5-6 коллег, которые в основном были действующими профессионалами из довольно известных медийных компаний и проектов. 

Студенты работают по реальным заданиям от лидеров медиаиндустрии. Какие компании уже приняли участие в проектных работах студентов?

Очень разные. К нам обращались коллеги с РБК, разные региональные медиакомпании, были проекты с глянцевыми изданиями: в прошлом году у меня самого защищалась студентка, которая работала над проектом маркетинговой стратегии для известного глянцевого женского издания.

Мы работали таким образом с «Русской медиагруппой», «Дождем», «Новой газетой», «Первым каналом». Зачастую приходят коллеги не из медиаиндустрии, у которых есть потребность в разработке и запуске собственных корпоративных медиа.

На ряде программ, например, у «Трансмедийного производства в цифровых индустриях», вообще есть целый набор музеев, включая Третьяковку, музей «Ясная Поляна» и т.п., которые становятся кураторами проектных работ студентов. 

Как компаниям подать заявку, чтобы их проектом занялись студенты?

Очень просто: связаться со мной или моими коллегами. Кроме того, мы ежегодно делаем объявления, в том числе в социальных медиа, о том, что открываем возможность компаниям предлагать свои темы курсовых и ВКР студентам. После фильтрации и обсуждения этих тем, мы предлагаем их студентам. В случае если студент выбирает такую проектную работу, на неё назначаются два соруководителя – один от компании, а другой – от департамента. 

Говоря о проектном подходе – Вышка сейчас разрабатывает программу «Медиакоммуникации» для Донского государственного технического университета. Расскажите, на каком этапе сейчас этот проект.

Наши партнеры из ДГТУ выиграли грант в рамках национального проекта «Образование» на разработку программы при нашем участии. Уже с лета будет вестись приём документов в ДГТУ на программу, после первого года обучения на которой часть студентов фактически перейдет на отдельный профиль, реализуемый в формате программы двух дипломов совместно с Вышкой. В настоящий момент разработан учебный план, набор требований, мы понимаем дизайн программы, в ближайшее время будет организовано повышение квалификации для сотрудников ДГТУ. 

Что уникального будет в этой программе? 

Эта программа будет реализовываться с обязательным сочетанием знаний в сфере медиа с проектной работой в сфере программирования и разработки интерфейсов, потому что программа посвящена медиа будущего, которые еще называют «нейронетом», хотя с этим понятием мы могли бы поспорить.

Как будет строиться взаимодействие Вышки и ДГТУ после запуска программы?

Мы предполагаем, что часть дисциплин на программе будет реализована в формате blended с обязательной итоговой аттестацией. Но мы надеемся также часть дисциплин на программе обеспечивать силами своих преподавателей вахтовым методом. 

Насколько эта программа актуальна для регионального вуза?

Это будет способствовать в целом повышению уровня ребят в России, часть из них потом сможет поступить к нам в магистратуру. Часть из них поступит в магистратуру в региональных вузах, что повлечёт повышение требований к тому, как они реализуют магистерские программы. Так что цель здесь – в целом изменить систему.

Мы хотели бы наш опыт, наши подходы распространять за пределы Вышки, повышать качество обучения по нашим областям знаний за ее пределами.

Заинтересованность в этой программе также проявили в Mail.Ru Group, предполагается их участие в обустройстве мест практики студентов новой программы.