Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Почему был выбран именно проектный подход?
Очевидно, что только через собственные проекты студенты учатся реализовывать задачи, близкие к тем, с которыми они потом реально столкнутся в своей профессиональной жизни. И важно то, что отрасль медиа целиком сегодня построена на проектах: фильм, сериал, программа, мультимедийное досье – это проект. Предполагается, что он реализуется в течение какого-то ограниченного времени, у него есть ограниченные ресурсы и его выполняет как правило какая-то команда. Соответственно, студенты учатся создавать медийные проекты в условиях необходимости организовывать командную работу, управлять ограниченными ресурсами и реализовывать проект в ограниченные сроки.
Как при таком подходе строится обучение?
В этом случае обучение предполагает последовательную реализацию отдельных проектов или серии проектов в рамках проектных семинаров или отдельных проектных дисциплин. В бакалавриате каждый проект имеет уникальную команду студентов, которые зачастую самостоятельно выбирают работу над ним, защищают концепцию и дальше реализуют программу. Примерно то же самое в магистратуре, только проекты посложнее, при этом они разные и связаны с получаемыми квалификациями. Для журналистов – это последовательное освоение отдельных жанров и форматов журналистских работ. В результате, студенты работают над отдельными материалами, которые и становятся их проектами. На программе магистратуры «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» коллеги последовательно делают цифровые книги, виртуальные музеи и т.п. Обычно работа подобного рода заканчивается защитой, зачастую коллективной, перед комиссией.
С какими проблемами при реализации проектного подхода вы сталкиваетесь?
Проблем множество. Студенты не готовы, как правило, к тому, что все, что они делают на проектах, является учебным. У них есть потребность, чтобы это публиковалось, становилось достоянием общественности. И мы сейчас разрабатываем систему портфолио, когда студенческие проекты копятся и становятся доступными. В ряде случаев мы просто передаем права на разработанный студентами продукт отдельным компаниям-заказчикам.
Есть ли какие-то особенности при формировании преподавательского состава на Департаменте медиа?
Разумеется, мы вынуждены значительное количество нашей нагрузки – порядка трети – реализовывать не силами наших штатных сотрудников, а силами профессионалов из индустрии, которые совмещают свою работу с преподаванием у нас. В этом учебном году у нас был опыт реализации проектного курса по трансмедийному сторителлингу иностранным преподавателем, которого мы привезли из Балтийской школы медиа и кино при Таллинском университете, а сам он итальянец. И он работал со студентами над их итоговыми проектами.
Мы очень внимательно относимся к поиску новых коллег, способных профессионально делиться своим опытом в формате действительно проектных занятий.
Мы понимаем, что привлечение практиков требует работы с ними, у нас есть специальная школа для преподавателей, где мы «прокачиваем» навыки работы, оценивания студентов, помогаем проектировать системы оценивания. У нас в этом году уже третий сезон школы.
Как оцениваются проекты студентов? Как в таких случаях избегать субъективности?
Ну, в творческих специальностях не всегда удаётся уйти от субъективности, потому что зачастую мы работаем все-таки с эстетическими формами и элементами, которые являются вопросами вкуса, а не однозначных жестких критериев, как дважды два четыре. Но мы все же исходим из того, что преподаватели более опытны, чем студенты, поэтому оценкам преподавателей в творчестве нужно доверять. Зачастую субъективность нивелируется за счёт того, что проекты оцениваются коллективно, то есть комиссией. И зачастую в такую комиссию включены представители медиаиндустрии. У нас, например, так строилась защита на некоторых менеджериальных предметах: ребята работали на проектами стартапов в медиаиндустрии, а оценивала их комиссия из 5-6 коллег, которые в основном были действующими профессионалами из довольно известных медийных компаний и проектов.
Студенты работают по реальным заданиям от лидеров медиаиндустрии. Какие компании уже приняли участие в проектных работах студентов?
Очень разные. К нам обращались коллеги с РБК, разные региональные медиакомпании, были проекты с глянцевыми изданиями: в прошлом году у меня самого защищалась студентка, которая работала над проектом маркетинговой стратегии для известного глянцевого женского издания.
Мы работали таким образом с «Русской медиагруппой», «Дождем», «Новой газетой», «Первым каналом». Зачастую приходят коллеги не из медиаиндустрии, у которых есть потребность в разработке и запуске собственных корпоративных медиа.
На ряде программ, например, у «Трансмедийного производства в цифровых индустриях», вообще есть целый набор музеев, включая Третьяковку, музей «Ясная Поляна» и т.п., которые становятся кураторами проектных работ студентов.
Как компаниям подать заявку, чтобы их проектом занялись студенты?
Очень просто: связаться со мной или моими коллегами. Кроме того, мы ежегодно делаем объявления, в том числе в социальных медиа, о том, что открываем возможность компаниям предлагать свои темы курсовых и ВКР студентам. После фильтрации и обсуждения этих тем, мы предлагаем их студентам. В случае если студент выбирает такую проектную работу, на неё назначаются два соруководителя – один от компании, а другой – от департамента.
Говоря о проектном подходе – Вышка сейчас разрабатывает программу «Медиакоммуникации» для Донского государственного технического университета. Расскажите, на каком этапе сейчас этот проект.
Наши партнеры из ДГТУ выиграли грант в рамках национального проекта «Образование» на разработку программы при нашем участии. Уже с лета будет вестись приём документов в ДГТУ на программу, после первого года обучения на которой часть студентов фактически перейдет на отдельный профиль, реализуемый в формате программы двух дипломов совместно с Вышкой. В настоящий момент разработан учебный план, набор требований, мы понимаем дизайн программы, в ближайшее время будет организовано повышение квалификации для сотрудников ДГТУ.
Что уникального будет в этой программе?
Эта программа будет реализовываться с обязательным сочетанием знаний в сфере медиа с проектной работой в сфере программирования и разработки интерфейсов, потому что программа посвящена медиа будущего, которые еще называют «нейронетом», хотя с этим понятием мы могли бы поспорить.
Как будет строиться взаимодействие Вышки и ДГТУ после запуска программы?
Мы предполагаем, что часть дисциплин на программе будет реализована в формате blended с обязательной итоговой аттестацией. Но мы надеемся также часть дисциплин на программе обеспечивать силами своих преподавателей вахтовым методом.
Насколько эта программа актуальна для регионального вуза?
Это будет способствовать в целом повышению уровня ребят в России, часть из них потом сможет поступить к нам в магистратуру. Часть из них поступит в магистратуру в региональных вузах, что повлечёт повышение требований к тому, как они реализуют магистерские программы. Так что цель здесь – в целом изменить систему.
Мы хотели бы наш опыт, наши подходы распространять за пределы Вышки, повышать качество обучения по нашим областям знаний за ее пределами.
Заинтересованность в этой программе также проявили в Mail.Ru Group, предполагается их участие в обустройстве мест практики студентов новой программы.