• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Результаты исследования “Проблемы перехода на дистанционное обучение глазами учителей” в Республике Башкортостан

Эмоциональное напряжение, информационная перегрузка, жалобы на здоровье — проблемы, на которые учителя стали обращать внимание при совершении полного перехода на дистанционную работу.

Результаты исследования “Проблемы перехода на дистанционное обучение глазами учителей” в Республике Башкортостан

Исследования “Проблемы перехода на дистанционное обучение глазами учителей” проходило в начале мая в Республике Башкортостан по предложению Министерства образования и науки региона. Было опрошено более 25 тысяч учителей. Опрос позволил посмотреть, как учителя перестроились на новый формат работы. 

В Башкортостане, как и в целом по России, 64% учителей, обладающих компьютерной грамотностью, до перехода на дистанционное обучение пользовались хотя бы иногда образовательными онлайн-ресурсами. Однако в период перехода школ на дистанционное обучение доля учителей, использующих в своей работе онлайн-ресурсы, возросла с 64% до 93%. При этом самым используемым ресурсом стала платформа для видеосвязи «Zoom», что неудивительно, так как 75% учителей отметили, что они проводят видеоуроки. При этом  на момент первой волны исследования, проходящей в конце апреля — начале мая, всего 25% учителей в России проводили видеоуоки*. 

Однако на этапе полного перехода учителей в онлайн, стали возникать проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами. 

Результаты исследования: Проблемы перехода на дистанционное обучение глазами учителей в Республике Башкортостан

Лаборатория готова организовать подобные исследования и провести мониторинг текущей ситуации по заказу других регионов страны. Исследование позволит региональным органам управления образованием  получить объективную оценку перехода на дистанционное обучение и выстроить комплексную работу по устранению наиболее острых проблем. Помимо этого качественная оценка ситуации в различных регионах позволит определить и распространить наиболее успешные практики.

 

*Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ в конце марта — начале апреля было проведено масштабное исследование «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей». Целью было выявить основные проблемы и трудности, с которыми столкнулись учителя в этот период. Было опрошено 22600 учителей в 75 регионах страны. Удалось оценить обеспеченность учителей и детей техническими устройствами для проведения видео- и аудиоконференций и работы на онлайн-платформах. На тот момент всего 25% учителей проводили видеоуроки. А в зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Отдельно была рассмотрена текущая ситуация в 7 регионах: Саратовской области, Московской области, Краснодарском крае, Забайкальском крае, Омской области, Мурманской области, Республике Саха (Якутия). 

Полученные результаты были переданы в Министерство просвещения РФ и в Общероссийский профсоюз образования, используются для анализа ситуации Институтом образования НИУ ВШЭ.  

Результаты исследования опубликованы в материале: «Исследование Вышки: 74% учителей, не пользовавшихся онлайн-ресурсами, теперь их применяютl».