• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство

Руководитель департамента Зверев Сергей Александрович
8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя департамента Мордвинова Мария Андреевна
8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель декана по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна

Менеджеры

менеджер, ответственный за работу с выпускниками Матвиенко Виктория Валентиновна
vmatvienko@hse.ru
8 (495) 772-95-90 (доб. 22475)

Менеджер Талашова Мария Игоревна
mtalashova@hse.ru
8 (495) 772-95-90 (доб. 22939)

Глава в книге
PR, маркетинг и IC: рефлексия теоретиков и практиков

Векслер А. Ф.

В кн.: Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Вып. 12. М.: Некоммерческое партнерство «Ассоциация преподавателей по связям с общественностью», 2019. С. 12-24.

Препринт
Making Politics Attractive: Political Satire and Exposure to Political Information in New Media Environment in Russia

Chmel K., Savin N., Michael X. D. C.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 63/PS/2018.

Посчитать Земфиру

23 декабря столичный концертный зал Stadium соберет всех поклонников творчества Земфиры на презентации её третьего концертного альбома «Маленький человек. Live».

Посчитать Земфиру

В честь сегодняшнего концерта студенты 2 курса магистратуры «Интегрированные коммуникации» Анастасия Марченкова, Яна Тычинская, Екатерина Керемша и Таисия Лагутенкова под руководством преподавателя нашего департамента Ольги Логуновой продемонстрировали возможности исследовательского метода «Контент-анализ» на примере текстов песен Земфиры (данные материалы были собраны в рамках научно-исследовательского семинара магистерской программы «Интегрированные коммуникации»).

Контент-анализ текста песен был выбран в качестве исследовательского метода, поскольку он позволяет глубже понять самого автора и найти новые аспекты его творчества путем восхождения от текста и вербальной информации к более объективной невербальной реальности. Как отмечает И.Пашинян, контент-анализ направлен на «выработку количественного описания смыслового и символического содержания». Основу вероятностно-систематической выборки составили 44 песни с 7 альбомов (каждая вторая песня). Предварительно авторы исследования разработали 16 категорий кодирования, одна из которых – «Метафоры/образы» – открытая, а также оставили место для примечаний, чтобы наиболее полно описать собранный текстовый материал и проанализировать его методом «Обоснованная теория» Б. Глейзера и А. Страусса. К каким же неожиданным выводам удалось прийти в ходе анализа?

Большинство поклонников певицы считают, что она интроверт, что всё её творчество направленно внутрь себя, на осмысление своих действий, желаний и жизненного опыта. Как показал контент-анализ, Земфира – экстраверт и как автор, и как певица. Главным актором в её песнях является лирический герой к другим (58%). К саморефлексии лирический герой обращается лишь в 23% случаев.  



В песнях Земфиры основной упор делается на душевную (62%), а не телесную (17%) или духовную (21%) направленность. Её слова взывают к чувствам слушателей. Основной эмоцией является печаль (30%), также мы можем увидеть стыд (18%) и страдание (16%). При этом в большинстве случаев творчество Земфиры не направлено в прошлое или будущее, а сосредоточено на настоящем (57%) — это те события, что переживает человек в данный момент. Интересно, что в начале своего творчества певица уделяла большое внимание прошедшему времени, но постепенно эта тематика практически исчезла. В одной из своих песен Земфира поет «Время сжигать мосты», как будто призывая всех нас жить настоящим. 

Но настоящее у певицы совершенно разное. В рамках анализа были рассмотрены категории времени года и времени суток. Самым популярным временем суток для неё является ночь (28%) и вечер (15%).Вспомним строки из некоторых песен: «Искала тебя двоpами темными » или «Бесконечно тоскливые ночи». Крайне редко сцены песен происходят днем (всего 4%). Основным временем года для певицы является зима (67%). В одной из песен Земфира пишет: «Мы с ней, видишь ли, тезки». И в местах, что она описывает, всегда незримо присутствует вечная Z. Вторым временем года прослеживается меланхоличная осень (22%): «Город засыпает, на трамваях пожелтевшая листва».

Тема смерти присутствует в творчестве Земфиры довольно в большом объеме. По мнению авторов, используя в тексте различны формы смерти, певица пытается таким образом показать ценность жизни. При этом в песнях, где присутствует тематика ухода из жизни, практически поровну делят между собой главенствующие позиции неестественные причины: насильственная смерть (11%) и самоубийство (10%). В песнях с упоминанием смерти язык ещё более метафоричен. Активнее всего эта тема фигурирует в начале творческого пути Земфиры и на текущем этапе, при этом в песнях за 2006-2010 гг. она практически отсутствует.

Главный герой в большинстве песен не определен (50%). Вторым по популярности является женский образ (40%), а также в текстах встречается и лирика от мужского лица (10%) (в основном они приходятся на начало 2000-х годов, когда карьера Земфиры только начиналась). Говоря о герое, был проанализирован не только целостный образ, но и составляющие части. Чаще всего в песнях упоминаются такие части тела, как голова (31%) и руки (21%), ногам и телу уделяется гораздо меньше внимания. 

Лирический герой Земфиры характеризуется наличием пагубных привычек. Чаще всего это курение (19%) («Промокшие спички надежду убили, курить, значит, буду дольше жить» или «Я хочу, чтобы во рту оставался честный вкус сигарет») и употребление алкоголя (19%) (например, «Зажигаем свечу, наливаем вино» или «Кофевино» ).

Погода в творчестве Земфиры также занимает особое место. Чаще всего идет снег (33%) или дождь (27%), реже всего светит солнце (13%), что служит очередным напоминанием о присутствии зимы и осени в текстах. Дождливая погода и сигареты как ещё один символ печали. Метеоусловия зачастую определяют и присутствие тех или иных стихий в песнях. Чаще всего встречается вода (29%), второй по популярности стихией является воздух (21%). Частота упоминаний стихий связана с типами транспорта, образ которых отражен в текстах Земфиры. Прежде всего, это самолеты (31%) и корабли (30%).

Есть тема, которую нельзя обойти стороной при анализе творческих текстов, ─ тема самого искусства. И, как можно было ожидать, чаще всего в текстах Земфиры упоминается музыка (19%) — это дело всей её жизни. Но также еще упоминаются живопись (4%) и литература (4%).

Музыку можно любить разную. Творчество Земфиры можно любить или не воспринимать. Анализ текстов позволяет составить мнение не только об авторе, но и о публике, которая его слушает. В целом контент-анализ позволил авторам исследования выявить интересные нюансы и возможности для дальнейшего изучения творчества не только представленного исполнителя, но и других авторов. Когда текст рассматривается изолировано, сам по себе, это позволяет исключить другие факторы (музыку, изображение), влияющие на восприятия, и посмотреть на предмет с другой стороны. Ведь многие вещи не всегда такие, какими кажутся на первый взгляд.